Серия занятий для будущих первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Углицкая Елена Андреевна

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой.

Проект ориентирован на удовлетворение:

      Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников

      Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника 

       

      Проект ориентирован на удовлетворение:

        Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников

        Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника .ю

         

        Скачать:

        ВложениеРазмер
        Файл seriya_zanyatiya_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx37.6 КБ

        Предварительный просмотр:

        Серия занятия для будущих первоклассников

        Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

        И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

        Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

        Проект ориентирован на удовлетворение:

        1. Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
        2. Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника

        Написание проекта было бы невозможным без выделения ряда противоречий: 

        -Между существующей в обществе проблемы сохранения психофизического здоровья подрастающего поколения и изменениями ценностей в обществе (негативное отношение к школе)

        Объект проектирования:

        занятия будущих первоклассников

        Цели проектирования:

        Создание системы занятий для детей подготовительной групп ДОУ, которая обеспечит:

        Формирующие:

        - Формирование положительной мотивации учения.( Создание ситуации успеха для каждого ученика.)

        Обучающие

        - Обучение и знакомство с основными школьными правилами.
        - Создание положительного эмоционального климата в классе.
        - Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессом.
        -Научить мыслить, исследовать, анализировать

        Воспитывающие

        -Научить принимать решения - самостоятельно и в группе ( в сотрудничестве)
        -Учить принимать с уважением мнение другого человека, учить сочувствию

        Социальная группа:

        Дети, учитель, родители.

        Уровень внедрения:

        Школа

        Направления:

        1.Психологическая адаптация, или привыкание.

        2. Освоение организационных навыков и умений для успешной учебы.

        Задачи.

        1. В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни.
        2. Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
        3. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики пальцев.
        4. Знакомство с особенностями детей данного класса. Определение стартовых возможностей детей.

        Принципы:

        Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
        Принцип всестороннего гармоничного развития личности.
        Принцип активного обучения
        Принцип непрерывности и последовательности.
        Принцип активности и наглядности.

        Методы:

        Стимулирование и мотивация
        Коррекция и самокоррекция
        Социальные пробы и ситуации.
        Убеждение и самоубеждение.

        Новизна заключается в уточнении и обобщении материалов по проблеме успешной адаптации ребенка к школе.

        Проект состоит из 8 занятий

        Большинство детей приходят из разных детских садов. В этом сложность, им очень трудно найти общий язык, познакомиться друг с другом, найти точки соприкосновения. Поэтому разумно начать занятия со знакомства1. Знакомство.

        Цель: Знакомство детей друг с другом и учителем.

        1. Приветствие
        2. .Рассказ учителя о себе.
        3. Знакомство детей друг с другом.
        4. Игра “Снежный ком”
        5. Ознакомление с помещением (классной комнатой).
        6. Обмен первыми впечатлениями о школе в рисунках и устно.
        7. Обсуждение вопросов: Что такое школа? Что нравится? Что не нравится ?

        С приходом в школу меняется статус дошкольника. Что это значит быть школьникам. В чем различие, между школьником и дошкольником. Какие обязанности появляются с изменением статуса дошкольника. Тема следующего занятия.

        2. Школьник и дошкольник. Я – ученик.

        Цель: Осознание нового статуса школьника.

        Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости

        Познакомить детей с пространством школы.

        1. Ознакомление с пространством школы.
        2. Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.

        Для будущего первоклассника все новое: ребята, помещение для занятий, новый статус, учитель. И, новые формы взаимодействия. Необходимо показать , научить и показать как использовать новую норму общения –молчаливый выбор отвечающего, уточнить возможности человеческого общения .

        3. Учимся договариваться. Правило “Поднятая рука”, “ Мы готовы”

        Цель: Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”

        1. Правила общения.
        2. Правила совместной деятельности.
        3. Умение слушать другого, договариваться ,выражать свое согласие и несогласие. Введение правил.
        4. Игры направленные на создание согласованности действий.

        Уже много школьных правил освоили ребята, но как поприветствовать учителя. Если учитель сторонник развития ребенка, то у него прекрасная возможность заинтересовать детей и предложить им придумать самим приветствие учителя, при этом нужно уточнить, что оно должно быть молчаливым. На этом же занятии знакомим с тем, какие могут быть формы устного ответа. Как и когда нужно отвечать хором , а когда по цепочке.

        4. Приветствие учителя. Форма устного ответа.

        Цель: Выработать школьное правило “Приветствие учителя”

        Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”

        Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

        1. Выбор приветствия.
        2. Продолжение знакомства с правилами .
        3. Формы устного ответа: “хор”, “цепочка”.
        4. Введение знаков: “хор”, “цепочка”.
        5. Упражнение в применении правил и знаков.
        6. Рисование на тему: “Семья” (диагностика)

        Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия на мир и с миром. Каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть и учится вместе интересно. В процессе игры формируются его положительные качества личности, развиваются его познавательные способности, формируются навыки позитивного общения и их закрепление.

        На предыдущих занятиях выполнение заданий контролировалось всем классом, да ещё и под руководством учителя, то теперь нужно познакомить с работой в паре.

        5. Играем, общаемся, учимся дружно. Обратная связь на уроке.

        Парная форма работы

        Цель: Повторить правила честной и дружной игры.

        Учить взаимодействию в парах

        Познакомить с правилами общения в паре, правилами совместной деятельности.

        1. Знакомство в парах.
        2. Игры “Зеркало”, “Замороженный”
        3. Изобретение нового знака взаимодействия в паре (рисование).
        4. Обратная связь на уроке. Игра “Светофор”

        Возможность самовыражения человека состоит в умении: переживать, чувствовать. Как выразить свое согласие или недовольство, что не обидеть другого человека. Как установить доверительные отношения с другими. Как улучшить настроение. Это важно для ребенка т.к. он живет эмоциями, а научить управлять ими – это огромный труд и искусство.

        Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициатором в получении новых знаний. Психологи считают, что отправной точкой самостоятельного мышления, познавательной инициативы является работа в группе совместно работающих ребят. А истина, как известно рождается в споре, но чтобы детский спор был содержательным рябят нужно научить : формулировать своё точку зрения, выслушивать мнения партнеров по спору, попытаться разрешить разногласие с помощью аргументов.

        6. Переживания, настроение, эмоции. Групповая форма работы.

        Цель: Продолжить работу в парах.

        Учить взаимодействию в группах ( введение символов)

        Познакомить с основными видами эмоции человека: радость, печаль, интерес, удивление, страх, гнев, горе, сострадание. Их проявление в мимике, позе ,жестах.

        1. Основные виды эмоций человека. Их проявление в мимике, жестах, позе.
        2. Определение своего эмоционального состояния, настроения.
        3. Рисование “Цветок моего настроения”.
        4. Тренинг саморегуляции.
        5. Обсуждение вопроса: Как можно улучшить настроение?

        Большинство ребят знают, что в школе ставят оценки. Обычная проблема в школе- ребенок не знает ,за что он получил оценку(отметку)Необходимо объяснить различие оценки “ за красоту” и “ за правильность”, а так же добиться такой ситуации, чтобы они знали за что получили оценку и какую. Оценка должна быть дифференцированной, узконаправленной. При оценивании работы необходимо помнить, что негативная оценка ранит ребенка, поэтому можно поставит оценки: за “красоту”, “старание”, “правильность”.

        7. Оценка. Система оценивания. Понятие содержательная оценка.

        Цель: Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

        Учить оценивать свою и чужую работу, формировать адекватную самооценку.

        1. Повторение правил школьника.
        2. Знакомство с оценочной линейкой.
        3. Оценивание учителем, товарищем.
        4. Ориентирование на листе в клеточку. Копирование по образцу.
        5. Игра “Волшебные превращения”.
        6. Оценка работы.
        7. Символы и жесты по оцениванию себя придуманные детьми.

        За время проведения занятий появляется необходимость что-то повторить, что не удалось или особенно понравилось детям. Не где мы не упоминали об учебных предметах, теперь пришло время с ними познакомить, вызвать интерес.

        8. Первоклассное путешествие.

        Цель: Повторить изученные правила школьной жизни.

        Закрепление положительного эмоционального отношения к школе и обучению

        Познакомить со школьными предметами.

        1. Урок чтения. Разгадывание загадок.
        2. Инсценирование сказки “Репка”.
        3. Урок письма. Диагностика.
        4. Математика. Конкурсы.

        Всем известно состояние ожидания ,когда заканчивается важный этап и предстоит что-то очень важное, значительное. Это занятие- инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками.

        9. Праздник “ Посвящение в ученики

        Цель Закрепление положительного эмоционального отношения к школе и обучению

        1. Праздник совместно с родителями.
        2. Можно использовать сценки, стихи.
        3. Организовать выставку рисунков детей “ Я- ученик”
        4. Праздник можно завершить чаепитием

        Рекомендации по проведению занятий:

        Занятия проводить 1 раз в неделю, весной перед выпускным вечером из детского сада.

        Занятия проводить одновременно со всем классом. В течение 1,5 часов с перерывами для активного отдыха детей.

        Желательно в занятия включать игры на развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики и необходимым диагностическим материалом , что давало возможность планирования коррекционной работы.

        Предполагаемый результат:

        1 Снизится уровень тревожности связанный со школой.

        2 Дети получат первичные знания о школе и навыки совместной работы.

        Литература:

        1 Начальная школа № 15 2005г.

        2 Приложение к журналу “Начальная школа” №30 1999г.

        3 Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г

        4.Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. “Человекознание” Из. ЦСПА Генезис

        5 Смид Р. “Групповая работа с детьми и подростками”

        6 Сартан Г.Н. “ Тренинг самостоятельности у детей”

        7. Фопель К. “Как научить детей сотрудничеству” изд. Генезис.

        ЗАНЯТИЕ №1

        Тема: Знакомство.

        Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

        Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая игрушка ,как предполагаемый символ класса.

              Ход занятия

           

        Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

        Учитель:- Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Я задам вам вопросы, если согласны похлопайте в ладошки.

        -Вы пришли из дома?

        -Сейчас весна?

        - У кого сегодня хорошее настроение?

         Давайте я попробую угадать. Почему вы сегодня так радуетесь.

        - Потому что вы сегодня очень нарядные и красивые?

        - Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?

        - Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей?

         Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше правда?

        Учитель: Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства, Я очень люблю детей. У меня есть…. Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

        Расскажу вам обо всем:

        Отчего бывает гром,

        И про север, и про юг,

        И про все, что есть вокруг,

        Про медведя, про лису

        И про ягоды в лесу.

        Научу вас рисовать,

        Строить, шить и вышивать.

        Учитель:- А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно! Школа — это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками. Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь. Но существует еще и сказочный Мир Знаний. Знаете, где он находится? Конечно, прежде всего, в сказках, но и в этой комнате тоже. Хотя на первый взгляд она кажется обыкновенной, здесь с вами будут происходить настоящие чудеса. Вы знаете, что такое чудеса? Вы встречались с ними? (Ответы детей.)

        - Но кто это меня зовет? Вы ничего не слышите?

        Учитель встает, подходит к шкафу, берет мягкую игрушку

        - А это ты …. Вот видите, чудеса уже начались.

        Учитель: Обращается к детям:

        - Ребята, это…, он хозяин этой комнаты, и он очень хочет познакомиться с вами. Как же мы будем знакомиться? (Версии детей)

        Хорошо, давайте сделаем так: каждый по очереди возьмет его в руки, потрогает его, рассмотрит. (Дети передают друг другу игрушку по кругу.)

        -Какой он?

         — А теперь пусть каждый снова возьмет … в руки и, глядя ему в глаза, скажет такие слова: “Здравствуй, …, меня зовут…, Я начну первая: «Здравствуй.. Меня зовут Нина Николаевна (Мария Ивановна, Ирина Владимировна.)».

        Учитель передает игрушку рядом сидящему ребенку, тот здоровается. И передает его следующему и т. д. Когда игрушка снова оказывается в руках у учителя, он говорит:

        -А теперь я хочу познакомиться с вами получше. Я знаю, как это сделать. Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:

        -Ко мне бегут... мальчики. (Мальчики подбегают к учителю, у которого в руках игрушка.) -Спасибо, молодцы, садитесь на место.

        - Ко мне бегут девочки.

        - Ко мне бегут те, у кого серые глаза.

        - Ко мне бегут те, кто любит мороженое.

        - Ко мне бегут те, у кого есть бантики.

        - Ко мне бегут те, кто живет на улице ... (название улицы).

        - Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе. (Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)

        - Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.

        Учитель: Со мной вы познакомились, и с нашим хранителем тоже, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех. а вы все вместе громко назовете свои имена.

        -Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то Уа-уа!

        -Давайте еще громче! Раз, два, три!

        -Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?

        Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к этому правилу.

        Учитель: Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить — подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.(введение знака)

        (Таким, образом, мы вместе с детьми установил новое правило и сразу оговорили его выполнение.)

        - Для чего нам нужно это правило?( Чтобы познакомиться).

        Учитель: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

        ( Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)

        Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

        Тренинг

        -Мальчик, как тебя зовут?

        Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:

        — Правильно ли …ответил на вопрос’? Выполнил ли он моё задание?

        -Давай еще раз?

        -Мальчик, как тебя зовут? (можно спросить нескольких ребят)

        — Понравилось ли вам отвечать по - школьному?

        -Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?

        Игра «Снежный ком»

        Учитель: Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Маша, и прежде чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Машей, сначала назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку. (Игра проводится в случае, если дети еще не запомнили имена друг друга.)

        Учитель: Хорошо мы поиграли? Вы доволен? А ты …- хранитель? А можно мы осмотрим твои владения? Ведь дети никогда здесь не были.

        (Дети вместе с учителем ,обходят комнату, внимательно все осматривают, что-то берут в руки, задают вопросы. Пусть дети немного поиграют. Эта часть занятия выполняет еще и диагностическую функцию. Учитель наблюдает за игрой детей, за их взаимодействием друг с другом.)

        Учитель: Наш класс это наш второй дом, по этому мы сделали вот такой «дом «(рис. 1), где у каждого есть свое окно. Когда вы приходите сюда, вы можете открыть ставни на своем окошке, и тогда будет видна ваша фотография. означает, что вы здесь, с нами. Ставни каждый может украсить по-своему. Мы это вскоре сделаем. В то же время нам нужно обсудить, как их оформить, чтобы было красиво и получилось единое целое. Под окном находится кармашек это ваш почтовый ящик. Вы можете получать письма, и когда вы научитесь писать, вы можете посылать друг другу письма, а пока вам буду писать я.

        Часть этого и следующих занятий можно посвятить оформлению «дома» и обсуждению того, кто с кем будет соседствовать. Этот прием помогает выявить межличностные отношения и способствует их динамике.

        Учитель: Ребята ,пора прощаться. Игрушки хотят снова на свои места, давайте их поставим на полки.

        Учитель: Я знаю, что вы хотите поближе познакомиться с обитателями моей комнаты. Но это будет в следующий раз, Я приготовлю для вас сюрприз.

        Помните: здесь вас ждут чудеса. А сейчас давайте поиграем в игру, которая поможет мне лучше запомнить ваши имена. Она называется «Паровозик»

        Игра «Паровозик»

        Все дети стоят в кругу. Первый ребенок берет на себя роль «паровозика». Он начинается двигаться в кругу, произнося свое имя: Баня, Ваня... Затем он выбирает кого-то из круга, подходит к нему, берег его сзади за пояс, и они уже двигаются по кругу вместе, произнося вместе имя второго ребенка: Миша, Миша... и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывали в роли паровозика, В конце игры должен выстроиться длинный поезд из всех детей.

        Итог занятия

        Учитель. Понравился ли вам урок?

         -Интересно ли было?

        -Какое у нас теперь есть школьное правило?

         -Когда нужно поднимать руку?

        - Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?

        -Что можно сделать ,если ты забыл звать кого-то?

        -Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга.

         ЗАНЯТИЕ № 2

         

        Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.

        Цель:  Осознание нового статуса школьника.

          Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости

          Познакомить детей с пространством школы.

        Задачи:

        Ознакомление с пространством школы.

         Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника.

         Познакомить с правами и обязанностями школьника.

         Оборудование: Карта-маршрут для экскурсии по школе, права и обязанности школьника.

               Ход занятия

           

        Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

        Учитель:- Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы начнем наше занятие и хранитель класса предложил прочитать вам стихотворение.

        А Кондратьевой « Здравствуйте» ( читает учитель)

        - Здравствуйте!-

        Ты скажешь человеку.

        -Здравствуй!-

        Улыбнется он в ответ.

        И, наверно,

        Не пойдет в аптеку

        И здоровым будет много лет.

        - Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья .Любая встреча начинается со слов приветствия.

        -Какие слова приветствия вы знаете?

        ( рассказ учителя о разных способах приветствия : раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием мальчикам , девочкам присесть в реверансе).

        - А умеете ли вы здороваться по- школьному ? Давайте попробуем.

        ( Пусть дети предлагают разные варианты.)

        -Мои четвероклассники меня радуют свои молчаливым приветствием. Знаете как?

        ( варианты детей)

        -Чтобы молча поздороваться , надо встать рядом с партой. Давайте попробуем, поздороваться ,как школьники.

        ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК

        Ребята, недавно вы первый раз пришли в этот класс. Скажите, а как вас теперь называют? (дети отвечают: школьники, первоклассники. Если дети сами не дают ответа, отвечает учитель.) Правильно, теперь вы школьники, первоклассники. А что вы делали до того, как попали в школу? (дети отвечают: ходили в детский сад, сидели дома.) А как вас тогда, до школы, называли? (дети отвечают: дошкольники. Если дети не дают ответа, отвечает учитель.) Когда вы еще не ходили в школу, вас называли дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (Дети отвечают, учитель их поправляет, подытоживает сказанное.Можно Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А что делают дошкольники? (дети отвечают: играют, бегают.) А может ли школьник играть и бегать? (Дети высказывают свои предположения.) На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.

        Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».

        (Учитель показывает напоминающий о правиле. Учитель называет ситуации, а дети отвечают.)

        Учитель: На уроке на прогулке дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной стоповой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.(Если дети ошибаются, учитель поясняет и комментирует.)

        Игра «Море волнуется раз»

        Учитель: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по- особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить по классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.

        Дети встают и со словами учителя «Море волнуется, раз...» начинают двигаться по классу. Учитель выбирает того, кто будет следующим водящим, продолжает контролировать ход игры, по мере необходимости подсказывая слова или напоминая правила

        В сильном классе водящий может усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т д..

        Учитель: «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т. Пушкаревой.

        ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

        Когда вы впервые приходите в школу,

        Немедленно, тут же начните с футбола,

        Пусть вместо мяча у вас будет портфель,

        А вместо ворот - ваша школьная дверь.

        Затем хорошо бы немного подраться,

        Кого-то толкнуть и над ним посмеяться.

        Мелом на стуле соседа писать,

        Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.

        Когда же вы вволю навеселитесь,

        Спокойно, с ногами на парту ложитесь.

        Ведь так хорошо на уроках поспать

        Или о чем-то своем помечтать!

        Как вам понравились эти советы!

        Скажите, пожалуйста, мне по секрету.

        Учитель: -Что в этих советах –шутка?

        Расскажите , а как должны вести себя школьники?

        По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.

        Игра «Угадай-ка»

        — Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать — это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?

        Дета самостоятельно Выполняют рисунки.

        Затем приходит письмо с планом- школы и дети отправляются на экскурсию по школе.

        Итог занятия

        Упражнение «Пиктограммы»

        Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на протяжении всего занятия.

        Ведущий с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.


        По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Занятие с будущими первоклассниками

        Математика.Занятие 1.Здравсвуйте,ребята!Сегодня мы начинаем занятия в школе.Но в школе есть свои правила поведения.Я вас сейчас познакомлю с ними.Парта – это не кроватьИ нельзя на ней лежать.Вставайте...

        Занятия для будущих первоклассников

        Основным содержанием программы является комплекс специально разработанных заданий, упражнений, тренингов, логических задач, развивающих игр. Совокупность их, выстроенная в определенной последовательно...

        Материалы для занятий с будущими первоклассниками

        Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значе...

        Занятие для будущих первоклассников.

        В увлекательной игровой форме можно провести занятие в "Школе будущих первоклассников"...

        Комплексное занятие для будущих первоклассников

        Я работаю в частной школе. Когда набирала первый класс, провела это занятие для будущих первоклассников и их родителей....


         

        Комментарии

        Васильева Ирина Геннадьевна

        Большое спасибо, очень полезные материалы!