Формирование и развитие УУД младших школьников.
методическая разработка по теме

Материал по новым стандартам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

28.03.2012 г.

Доклад

по обучению на курсах повышения квалификации по теме:

«Формирование и развитие УУД младших школьников»

Цель:  освоение способов формирования и развития УУД.

 

План

  1. Особенности, структура и содержание Стандартов нового поколения.
  2. Программа по формированию УУД.
  3. Структура, компоненты, виды учебных действий.
  4. Уровни оценивания УД, оценочный лист .
  5. Проектирование заданий, направленных на формирование УУД.
  6. Составление схемы анализа урока.

Формирование УУД:

  1. для ребенка – процесс приобретения качественных новообразований (не умел, умею);
  2. для учителя – представление возможности проживания ребенком всех этапов социализации в соответствии с возрастом.

Деятельность учителя:

  1. Знать особенности психики детей данного возраста, основные виды деятельности;
  2. Четко знать к какому результату он стремится;
  3. Выстраивать УВП (учебно-воспитательный процесс) в соответствии с новообразованиями возраста, ориентируясь на результат (предметные умения, УУД, навыки общественного поведения) и зону ближайшего развития личности

Суть стандартов:

Расхождение социального становления личности и формирования учебной деятельности.

Особенности программы УУД:

- где и как формируются УУД

- типовые задачи;

- пример программы.

Структурные компоненты Учебной деятельности:

- мотивация

- задача

- действие

- контроль и оценка

- рефлексия.

Периоды формирования УУД

  1. Адаптационный: от 2 нед. до конца 1 полугодия 1 класса (переход от игровой деятельности к учебной);
  2. Конструктивный: со 2 полугодия до1 четверти 4 класса (становление мотивации учебной деятельности);
  3. Переходный: со 2 полугодия 4 класса, до конца1 четверти 5 класса (переход от учебной деятельности к проектной).

Теория П.Я.Гальперина.

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.

  1. 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  2. 2) условия, обеспечивающие «отработку» действия;
  3. 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.

Выделены шесть этапов интериоризации действия.

На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

Четвертый этап — внешнеречевой. Здесь происходит

преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия

На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний,

умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи

и приобретает форму собственно умственного действия.

П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев

такой пропуск является психологически вполне оправданным,

так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем

П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

Критерии сформированности умений:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Оценивание

действие по соотношению работы с образцом по выбранным критериям.

  1. Критериальная оценка: шкала Рубинштейна, бальная оценка.
  2. Содержательная оценка: оценочный лист.
  3. УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ: базовый, повышенный.

Как проверить эффективность работы на новый образовательный результат?

В основе овладения новыми умениями лежит регулярная работа по их формированию. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику успешности достижения новых образовательных результатов. Каждый учитель будет это делать по мере необходимости. Однако раз-два в год мы предлагаем проводить проверочные работы для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования

Технологии на деятельностной основе.

  1. ПРОБЛЕМНЫМ ДИАЛОГОМ,
  2. ПРОДУКТИВНЫМ ЧТЕНИЕМ,
  3.  технологией оценивания.

Этапы урока в деятельностном подходе

  1. Целеполагание  (постановка практич. или др. задачи, например, через создание проблемной ситуации)
  2. Организация мыслительной деятельности уч-ся (анализ, классификация, наблюдение и др.)
  3. Предъявление результатов мыслительной деятельности учащихся.
  4. Обсуждение результатов.
  5. Промежуточная рефлексия.  
  6. Применение  способа предметного действия, правила, алгоритма.
  7. Контроль и оценка.
  8. Итоговая рефлексия.

Схема организации этапа урока (работы с заданием)

  1. Мотивация
  2. Целеполагание (само  учебное задание)
  3. Выполнение учебных действий
  4. Рефлексия
  5. Корректирование действий

Оценочный лист урока СМ папку

Схема анализа урока

Критерии оценивания:

0 – критерий не просматривается

1 - слабо выражен

2 – присутствует, но учителем не осознается

3 – частично проявляется

4 – явно просматривается, но есть недопонимание учителя

5 – четко выдержан критерий и полное понимание учителем, к чему он идет.

Авторы: Винтер Н.А., Осерцова  Т.А., Круткова С.А, Ильина С.Н., Бойченко Е.В.

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка урока

0

1

2

3

4

5

Этап урока:

1

Наличие  результата и способы предъявления и фиксации

2

Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты

3

Направленность учебных ситуаций

4

Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций

5

Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа)

6

Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату

7

Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату

8

Наличие в плане урока рисков

9

Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа)

детские

учительские

10

Соответствие подходов, технологий, методов.

Этап урока:

Итог:

В развивающем обучении нельзя предугадать ход урока, цели и задачи нужно ставить исходя из планируемого результата. Необходимо владеть технологиями деятельностного подхода и четко знать результат, к которому стремишься. Учителю нужно самому соответствовать требованиям, предъявляемым к ученику и организовывать сотрудничество с ним.



Предварительный просмотр:

Лист  предметных достижений учащегося 1 класса



по итогам 3 четвертей

предметы

Литературное чтение

Математика

Умение

Уровень

Слушать литературные произведения

Читать плавно по слогам и словами

Пересказ по вопросам и плану

Самостоятельно читать небольшие произведения

Находить расположение предмета в пространстве

Знать фигуры: треугольник, квадрат, круг, отрезок, точка

Различать знаки арифметических действий

Сравнивать предметы, характеризовать признак сравнения

Моделировать задачу фишками

Решать текстовые задачи в одно действие

Измерять длину линейкой, изображать отрезок.

низкий

средний

высокий

предметы

Русский язык

Умение

Уровень

Приводить примеры звуков, слов

Различать звуки и буквы

Различать слог и слово

Характеризовать звуки: гласный, согласный по твердости – мягкости, глухости-звонкости

Строить модели слов, звуковой анализ

Правописание

Ча-ща, чу-щу, жи - ши

Случаи правописания заглавной буквы

Ставить знак в конце предложения

Писать под диктовку и самостоятельно слова и простые предложения

низкий

средний

высокий

техника чтения:__________________________________________

Классный руководитель: Винтер Н.А.



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока

Критерии оценивания:

0 – критерий не просматривается

1 - слабо выражен

2 – присутствует, но учителем не осознается

3 – частично проявляется

4 – явно просматривается, но есть недопонимание учителя

5 – четко выдержан критерий и полное понимание учителем, к чему он идет.

Авторы: Винтер Н.А

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка урока

0

1

2

3

4

5

Этап урока:

1

Наличие  результата и способы предъявления и фиксации

2

Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты

3

Направленность учебных ситуаций

4

Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций

5

Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа)

6

Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату

7

Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату

8

Наличие в плане урока рисков

9

Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа)

детские

учительские

10

Соответствие подходов, технологий, методов.

Этап урока:

1

Наличие  результата и способы предъявления и фиксации

2

Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты

3

Направленность учебных ситуаций

4

Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций

5

Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам (этапа)

6

Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату

7

Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату

8

Наличие в плане урока рисков

9

Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа)

детские

учительские

10

Соответствие подходов, технологий, методов.

Этап урока:

1

Наличие  результата и способы предъявления и фиксации

2

Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты

3

Направленность учебных ситуаций

4

Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций

5

Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа)

6

Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату

7

Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату

8

Наличие в плане урока рисков

9

Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа)

детские

учительские

10

Соответствие подходов, технологий, методов

.

1

Наличие  результата и способы предъявления и фиксации

2

Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты

3

Направленность учебных ситуаций

4

Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций

5

Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа)

6

Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату

7

Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату

8

Наличие в плане урока рисков

9

Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа)

детские

учительские

10

Соответствие подходов, технологий, методов


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников

Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...