Формирование и развитие УУД младших школьников.
методическая разработка по теме
Материал по новым стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
![]() | 91.79 КБ |
![]() | 15.38 КБ |
![]() | 110 КБ |
![]() | 508.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
28.03.2012 г.
Доклад
по обучению на курсах повышения квалификации по теме:
«Формирование и развитие УУД младших школьников»
Цель: освоение способов формирования и развития УУД.
План
- Особенности, структура и содержание Стандартов нового поколения.
- Программа по формированию УУД.
- Структура, компоненты, виды учебных действий.
- Уровни оценивания УД, оценочный лист .
- Проектирование заданий, направленных на формирование УУД.
- Составление схемы анализа урока.
Формирование УУД:
- для ребенка – процесс приобретения качественных новообразований (не умел, умею);
- для учителя – представление возможности проживания ребенком всех этапов социализации в соответствии с возрастом.
Деятельность учителя:
- Знать особенности психики детей данного возраста, основные виды деятельности;
- Четко знать к какому результату он стремится;
- Выстраивать УВП (учебно-воспитательный процесс) в соответствии с новообразованиями возраста, ориентируясь на результат (предметные умения, УУД, навыки общественного поведения) и зону ближайшего развития личности
Суть стандартов:
Расхождение социального становления личности и формирования учебной деятельности.
Особенности программы УУД:
- где и как формируются УУД
- типовые задачи;
- пример программы.
Структурные компоненты Учебной деятельности:
- мотивация
- задача
- действие
- контроль и оценка
- рефлексия.
Периоды формирования УУД
- Адаптационный: от 2 нед. до конца 1 полугодия 1 класса (переход от игровой деятельности к учебной);
- Конструктивный: со 2 полугодия до1 четверти 4 класса (становление мотивации учебной деятельности);
- Переходный: со 2 полугодия 4 класса, до конца1 четверти 5 класса (переход от учебной деятельности к проектной).
Теория П.Я.Гальперина.
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.
- 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
- 2) условия, обеспечивающие «отработку» действия;
- 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
Выделены шесть этапов интериоризации действия.
На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.
На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
Четвертый этап — внешнеречевой. Здесь происходит
преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия
На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний,
умственный план.
На шестом этапе действие совершается в скрытой речи
и приобретает форму собственно умственного действия.
П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев
такой пропуск является психологически вполне оправданным,
так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем
П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.
Критерии сформированности умений:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
Оценивание
действие по соотношению работы с образцом по выбранным критериям.
- Критериальная оценка: шкала Рубинштейна, бальная оценка.
- Содержательная оценка: оценочный лист.
- УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ: базовый, повышенный.
Как проверить эффективность работы на новый образовательный результат?
В основе овладения новыми умениями лежит регулярная работа по их формированию. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику успешности достижения новых образовательных результатов. Каждый учитель будет это делать по мере необходимости. Однако раз-два в год мы предлагаем проводить проверочные работы для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования
Технологии на деятельностной основе.
- ПРОБЛЕМНЫМ ДИАЛОГОМ,
- ПРОДУКТИВНЫМ ЧТЕНИЕМ,
- технологией оценивания.
Этапы урока в деятельностном подходе
- Целеполагание (постановка практич. или др. задачи, например, через создание проблемной ситуации)
- Организация мыслительной деятельности уч-ся (анализ, классификация, наблюдение и др.)
- Предъявление результатов мыслительной деятельности учащихся.
- Обсуждение результатов.
- Промежуточная рефлексия.
- Применение способа предметного действия, правила, алгоритма.
- Контроль и оценка.
- Итоговая рефлексия.
Схема организации этапа урока (работы с заданием)
- Мотивация
- Целеполагание (само учебное задание)
- Выполнение учебных действий
- Рефлексия
- Корректирование действий
Оценочный лист урока СМ папку
Схема анализа урока
Критерии оценивания:
0 – критерий не просматривается
1 - слабо выражен
2 – присутствует, но учителем не осознается
3 – частично проявляется
4 – явно просматривается, но есть недопонимание учителя
5 – четко выдержан критерий и полное понимание учителем, к чему он идет.
Авторы: Винтер Н.А., Осерцова Т.А., Круткова С.А, Ильина С.Н., Бойченко Е.В.
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка урока | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Этап урока: | ||||||||||||
1 | Наличие результата и способы предъявления и фиксации | |||||||||||
2 | Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты | |||||||||||
3 | Направленность учебных ситуаций | |||||||||||
4 | Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций | |||||||||||
5 | Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа) | |||||||||||
6 | Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату | |||||||||||
7 | Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату | |||||||||||
8 | Наличие в плане урока рисков | |||||||||||
9 | Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) | детские | ||||||||||
учительские | ||||||||||||
10 | Соответствие подходов, технологий, методов. | |||||||||||
Этап урока: |
Итог:
В развивающем обучении нельзя предугадать ход урока, цели и задачи нужно ставить исходя из планируемого результата. Необходимо владеть технологиями деятельностного подхода и четко знать результат, к которому стремишься. Учителю нужно самому соответствовать требованиям, предъявляемым к ученику и организовывать сотрудничество с ним.
Предварительный просмотр:
Лист предметных достижений учащегося 1 класса
по итогам 3 четвертей
предметы | Литературное чтение | Математика | |||||||||
Умение Уровень | Слушать литературные произведения | Читать плавно по слогам и словами | Пересказ по вопросам и плану | Самостоятельно читать небольшие произведения | Находить расположение предмета в пространстве | Знать фигуры: треугольник, квадрат, круг, отрезок, точка | Различать знаки арифметических действий | Сравнивать предметы, характеризовать признак сравнения | Моделировать задачу фишками | Решать текстовые задачи в одно действие | Измерять длину линейкой, изображать отрезок. |
низкий | |||||||||||
средний | |||||||||||
высокий |
предметы | Русский язык | ||||||||
Умение Уровень | Приводить примеры звуков, слов | Различать звуки и буквы | Различать слог и слово | Характеризовать звуки: гласный, согласный по твердости – мягкости, глухости-звонкости | Строить модели слов, звуковой анализ | Правописание Ча-ща, чу-щу, жи - ши | Случаи правописания заглавной буквы | Ставить знак в конце предложения | Писать под диктовку и самостоятельно слова и простые предложения |
низкий | |||||||||
средний | |||||||||
высокий |
техника чтения:__________________________________________
Классный руководитель: Винтер Н.А.
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока
Критерии оценивания:
0 – критерий не просматривается
1 - слабо выражен
2 – присутствует, но учителем не осознается
3 – частично проявляется
4 – явно просматривается, но есть недопонимание учителя
5 – четко выдержан критерий и полное понимание учителем, к чему он идет.
Авторы: Винтер Н.А
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка урока | ||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||
Этап урока: | ||||||||||||||||
1 | Наличие результата и способы предъявления и фиксации | |||||||||||||||
2 | Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты | |||||||||||||||
3 | Направленность учебных ситуаций | |||||||||||||||
4 | Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций | |||||||||||||||
5 | Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа) | |||||||||||||||
6 | Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату | |||||||||||||||
7 | Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату | |||||||||||||||
8 | Наличие в плане урока рисков | |||||||||||||||
9 | Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) | детские | ||||||||||||||
учительские | ||||||||||||||||
10 | Соответствие подходов, технологий, методов. | |||||||||||||||
Этап урока: | ||||||||||||||||
1 | Наличие результата и способы предъявления и фиксации | |||||||||||||||
2 | Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты | |||||||||||||||
3 | Направленность учебных ситуаций | |||||||||||||||
4 | Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций | |||||||||||||||
5 | Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам (этапа) | |||||||||||||||
6 | Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату | |||||||||||||||
7 | Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату | |||||||||||||||
8 | Наличие в плане урока рисков | |||||||||||||||
9 | Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) | детские | ||||||||||||||
учительские | ||||||||||||||||
10 | Соответствие подходов, технологий, методов. | |||||||||||||||
Этап урока: | ||||||||||||||||
1 | Наличие результата и способы предъявления и фиксации | |||||||||||||||
2 | Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты | |||||||||||||||
3 | Направленность учебных ситуаций | |||||||||||||||
4 | Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций | |||||||||||||||
5 | Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа) | |||||||||||||||
6 | Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату | |||||||||||||||
7 | Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату | |||||||||||||||
8 | Наличие в плане урока рисков | |||||||||||||||
9 | Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) | детские | ||||||||||||||
учительские | ||||||||||||||||
10 | Соответствие подходов, технологий, методов | . | ||||||||||||||
1 | Наличие результата и способы предъявления и фиксации | |||||||||||||||
2 | Направленность учебных заданий на формы, метапредметные личные и предметные результаты | |||||||||||||||
3 | Направленность учебных ситуаций | |||||||||||||||
4 | Соответствие учебных заданий и учебных ситуаций | |||||||||||||||
5 | Соответствие действия учителя поставленным целям, задачам и результатам ( этапа) | |||||||||||||||
6 | Соответствие действий учащихся поставленной задаче и планируемому результату | |||||||||||||||
7 | Соответствие форм организации урока ( этапа) поставленной цели, задаче, планируемому результату | |||||||||||||||
8 | Наличие в плане урока рисков | |||||||||||||||
9 | Наличие критериев оценки планируемых результатов урока (этапа) | детские | ||||||||||||||
учительские | ||||||||||||||||
10 | Соответствие подходов, технологий, методов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников
Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-174118-1357660814.jpg)
Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-200504-1364237776.jpg)
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/09/picture-448641-1404907920.jpg)
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-269463-1371992728.jpg)
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...