Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов
статья (1 класс) по теме
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной. Всем вышеперечисленным требованиям отвечает УМК Л.В.Занкова, в котором все задания направлены на формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самопроверки у учащихся начальных классов на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samostoyatelnoy_raboty.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов
на уроке русского языка в системе Л.В.Занкова
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной. Всем вышеперечисленным требованиям отвечает УМК Л.В.Занкова, в котором все задания направлены на формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самопроверки у учащихся начальных классов на уроках
Урок – основная форма образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные отличия урока в системе Л.В.Занкова от традиционного урока: цели подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но и развитию интеллектуальных, волевых, нравственных, эстетических чувств учащихся; полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика. Важная роль в этом отводится учебнику.
При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы занковских УМК исходили из того, что импульсом к началу самостоятельной деятельности служит познавательная трудность, неожиданность задания, учебной ситуации. Это очень важно для детей данного возраста. Поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников, особенно в системе Л.В.Занкова.
Система Л.В.Занкова оснащена учебниками по русскому языку для 1-4 классов. Учебник является в значительной степени сценарием процесса обучения на уроке. Он предназначен для ученика и учителя. Для ученика он является источником информации, средством ее усвоения и самоконтроля. Ориентируясь на особенности содержания учебников, учитель предусматривает разнообразие учебных знаний, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, переключение с одного аспекта на другие и т.д. В заданиях к упражнениям одновременно рассматриваются 2-3 темы: по новому и по уже пройденному материалу, что способствует установлению взаимосвязей между знаниями, а значит повторению и закреплению. Повторение непременно связано с изучением нового материала. Методическая цель каждого урока в системе Л.В.Занкова: создание условий для проявления познавательной активности учеников, формирования стремления самостоятельного добывания знаний.
Данной поисковой деятельности на уроках русского языка служат прежде всего - организация на уроках учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном общении, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие или несогласие. Через инсценирование прочитанного отрывка, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умение его анализировать, что является систематической работой по адекватному восприятию чужого высказывания, текста на слух и зрительно.
Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ – самостоятельная речевая деятельность ребёнка в вариативных условиях и анализа соответствия речевых средств конкретной ситуации.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуковом методе. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. В этот период дети осваивают способы чтения и письма. Когда у детей появляется достаточный опыт чтения и фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения.
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте. Одной из задач обучения русскому языку является: развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формированию умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Например, для развития речевой деятельности на первых этапах важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего, на основе его собственных наблюдений, впечатлений. Предоставляется полная свобода самовыражения ребёнка в слове.
Одной из первых ценностей для учащихся в системе развивающего обучения является интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. На это направлены упражнения, задания и вопросы в учебниках. В них содержатся два типа задач в зависимости от характера познавательной деятельности. Первый тип – самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные). Второй тип – самостоятельные работы поискового характера (на группировку, обобщение, умозаключение). Задания второго типа формируют сложную мыслительную деятельность. Приведем пример: упражнение в 1 классе. В упражнении дан ряд слов: сон, сын, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал. Учащиеся должны распределить слова на три равные группы и записать их в отдельный столбик. Первые же слова приведут детей к выводу: слова различаются буквами, означающими гласные звуки. Далее следует вывод, что это буквы – о, а, ы. Это высокий уровень решения задачи. Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям: одушевленные – сын, рак, вол; неодушевленные – сон, сад, рот, дом, дым, вал; действия – рыл, дал, выл. Это пример неправильной группировки, т.к. она опирается на разные основания. Нужно предвидеть и линию анализа детьми слов по начальным или конечным буквам согласных. Но букв согласных больше, чем три, следовательно, трех искомых групп тоже не получается.
Такие столкновения и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию.
Давая подобные задания, т.е. с «ловушками», чтобы дети каждую минуту через различные виды заданий «росли», видели плоды трудов, каждый ощущал свою значимость в коллективе, добьёмся оптимального прогресса в развитии всех учащихся, в том числе наиболее сильных и самых слабых. Именно благодаря тому, что каждый из ребят вносит нечто своё, оригинальное в жизнь класса, это способствует её обогащению. Таким образом достигается подлинно коллективная работа в процессе обучения.
Используемая литература:
- «Информационный бюллетень» №1 2010г. «Быть настоящим. Быть собой»
- «Информационный бюллетень» №2 2010г. «УМК развивающей системы Л.В.Занкова в XXI веке» Н.В.Нечаева
- http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200501608
- http://fictionbook.ru/author/evgeniya_grigorevna_shatova/urok_russkogo_yaziyka_v_sovremennoyi_shkole/read_online.html?page=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка
Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...
Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами
Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами....
«Возможности УМК "Школа 2100" по формированию навыка самостоятельной работы с текстами".
Презентация «Возможности УМК «Школа 2100» по формированию навыка самостоятельной работы с текстами»....
Статья "Формирование навыков самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС"
Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в ...
Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов
Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100...
Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"
В начальную школу дети уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...
Формирование двигательных основ и навыков с помощью подвижных игр у учащихся начальных классов
Двигательная активность положительно влияет на здоровье человека, согласно исследованиям в этой области, формируется устойчивость к инфекционным болезням, повышаются сопротивляемость к простудным забо...