Проектная деятельность
материал по теме

Черничкина Галина Валентиновна

Цель и задачи работы над проектами в начальной школе. Чем отличаются друг от друга проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная проектная деятельность

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  1. умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  2. способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  3. формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  1. воспитание целеустремленности и настойчивости;
  2. формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  3. формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  4. формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

        Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

 

  Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

   При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтнм, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

   Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

   Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

   Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

   Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

   После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поднлки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.

   Проекты отличаются друг от друга:

  1. результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  1. числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

  1. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  2. числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  3. набором и иерархией ролей;
  4. соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  5. необходимостью привлечения взрослых.


Предварительный просмотр:

   Одним из направлений образовательно-воспитательной деятельности является проектная деятельность.

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником.

   Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

   Для развития навыков исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения:

  1. видеть проблему;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперимент;
  8. делать выводы и умозаключения;
  9. структурироватьматериал;
  10. доказывать и защищать свои идеи.

   В 1 классе мы выполнили групповой проект «История школы, в которой я учусь». Предметом исследования являлась школа и ее история. Мною были поставлены следующие цели: познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву; развивать умение работать с научным текстом, выделять в нем главную мысль, анализировать; развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта; воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.

   Вместе с учащимися был составлен план проекта:

  1. История моей школы. / Школьный музей, экскурсии, городской историко-краеведческий музей/.
  2. Символика родной школы.
  3. Традиции школы.
  4. Мои родители – ученики МОУ «СОШ№1».
  5. Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
  6. Учителя – участники различных конкурсов городского и областного уровней.
  7. Учителя, которые окончили среднюю школу №1.
  8. Е.Ю.Зайцева – преподаватель русского языка и литературы, продолжатель педагогической династии Пожелуевых.
  9. Просто ученики, без которых не существовал бы дом – средняя школа №1, которая в этом году отмечает свой юбилей.

  Итогом работы  над проектом явилась его защита на х городской научно-практической конференции учащихся города Верхнего Уфалея, в секции «Краеведение», где мы заняли 1 место.

   У детей появилось желание продолжить работу над новым проектом, а меня, как педагога, это очень радует. Довольны работой и родители:

   «Отдав ребенка в 1 класс МОУ СОШ №1, мы узнали о таком нововведении, как проектная деятельность в младших классах. Наша дочь с большим интересом занималась этой деятельностью, тема была понятна и интересна ей. Занятия в основном проводились в группе продленного дня. Работая над проектом, она познакомилась с историей школы, ее символикой, традициями. Узнала, что многие знаменитые люди тоже когда-то учились в этой школе. Так же из интервью (которое научились брать сами ученики) они узнали об учителях и  администрации школы.

   Некоторые вопросы были построены на основе самостоятельной деятельности, так же были и экскурсии. Можно сказать, что перврклассники прошли сложнейший путь исследований, и затем была защита данного проекта. Дочь очень сильно переживала, готовилась к этому, а мы, конечно же, переживали вместе с ней. Ведь это была серьезная работа. И  защищая свой проект на городской научно-практической конференции учащиеся нашего класса, заняли первое место и получили грамоту Управления образования. В результате проектной деятельности наш ребенок научился работать с научным  текстом, выделять главные мысли, анализировать. Учитель воспитала чувство паириотизма, любовь к родной школе, гордость, за то, что она – Ученица этой школы.

    Мы очень благодарны нашему педагогу!»

                                               Семья Воробьевых (родители уч-ся 2 «В» класса

Воробьевой Ксении)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...