Предупреждение устной и письменной речи
статья (3 класс) на тему

Трифонова Елена Федоровна

Работа над чтением и письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Образование Исполнительного Комитета  города  Набережные Челны

Республики Татарстан Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа №28»

Предупреждение и коррекция

нарушений устной и письменной речи

 с 1-4 классах.

                                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                           Трифонова Елена Фёдоровна

                                                                                                                                  Учитель – логопед

                                                                                                                           2 квалификационной  категории

                                         

                                г. Набережные Челны

                                                  Содержание

Введение:

 1. Изучение проблемы устной и письменной речи в литературе.

2. Особенности освоения навыков письменной речи:        

              2.1 Симптоматика устной и письменной речи.

           2.2. Методика обследования устной письменной речи.

          2.3. Профилактика нарушений устной и письменной  речи.

             

              2.4. Механизм нарушений устной и письменной  речи.

3. Методика Рональда  Дейвиса по устранению нарушений чтения и письма.


4
. Основные методы, приёмы и виды упражнений,

используемые для формирования орфографических навыков

 у младших школьников.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

                Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Распространённость нарушений чтения и письма среди детей довольна велика.

               

              Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющееся ошибках стойкого характера. Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности. Нарушения чтения могут вызвать отрицательно, влиять на формирование личности ребёнка. Так, неудачи  при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе,робость,тревожную мнительность или, наоборот,озобленность,агрессивность,склоность к негативным реакциям.

               

           Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо начинается с побуждения ,мотива, задачи. Человек знает, для чего он пишет.

               

        Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, агромматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включается в её симптоматику нервно - психических и речевых расстройств ( при аллалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и т.д.). Дисграфия (как дислексия)  у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определённые психические наслоения. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

             

            Обследование детей с нарушениями чтения и письма. Цель обследования- выявление этиологии, симптоматики механизмов нарушений чтения и письма. В процессе обследования определяется степень выраженности, характер ,вид нарушений, что даёт возможность определить направления коррекционно-логопедической работы.

          Чтение и письмо – сложные психические процессы. В их основе лежат механизмы взаимодействия анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового) и временных связей двух сигнальных систем. Нарушение письменной речи ребенка может быть результатом сбоя в любом из этих механизмов.

Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка письма. К типичным проявлениям нарушения письма относятся: неспособность осуществить звукобуквенный анализ и синтез слов при письме; специфические замены букв и общие искажения структуры слова. Степень выраженности нарушения письма у детей неодинакова и зависит от природы первичного нарушения, структуры дефекта, компенсаторных возможностей, этапа овладения навыком письма. Все это и определяет основы коррекционного воздействия. Работа по преодолению дефектов письменной речи и развитию звукобуквенного анализа и синтеза слова уже создает предпосылки для нормализации акта письма у детей. Но в ряде случаев приходится использовать специальные приемы обучения.

Однако коррекционная работа не будет успешной без тщательно проведенного анализа причин возникновения нарушений письменной речи. Поэтому необходимо всестороннее обследование речи детей, поступающих в школу.

      Дети с трудностями в обучении, как правило, оказываются неготовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках обучения грамоте. Они приходят в школу, не зная многих букв, не владея элементарными фонематическими представлениями. Поэтому уроки обучения грамоте  взаимосвязаны с уроками развития речи и ознакомления с окружающим миром, так как устная речь является базой для формирования чтения как особого вида заданной и самостоятельной работы школьников. Обучение чтению и письму начинают со специальной подготовительной работы – с общего развития детей и развития их речи. В этот период проводится работа по развитию фонематического слуха и фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, развитию речи, а также общему развитию.

Чтение и письмо в начале коррекционного обучения заменяются работой с различными схемами, представляющими собой модели анализируемых слов, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами. Как известно, одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознание изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у детей с нарушениями речи нередко задерживается. Дело в том, что он зависит от речедвижения, т.е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его.

У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, т.к. связь буква – звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Узнавание буквы и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука задерживается, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении или письме. Учитель показывает или записывает букву, ученик отыскивает ее среди других букв, отпечатанных на карточке, или в составе слова.

 Отрабатываемый графический знак должен опознаваться с достаточной быстротой при одновременном включении речедвижений. чтобы выработать правильную связь между буквой и звуком. Ребенок, опираясь на графическое изображение буквы, должен четко произнести соответствующий звук.

           Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно – пространственных функций ,памяти, внимания, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

        Механизм нарушений чтения и письма во многом являются  сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.

                             

                   Методика  Рональда  Дейвиса по устранению нарушений чтения и письма

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы и получить в своем воображении их образное выражение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии.

Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.

Методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:
- оценка способности восприятия;
- переключение;
- разрядка и проверка;
- точная настройка;
- координация;
- освоение символов;
- три шага к легкому чтению;
- освоение символов применительно к словам.

  1. Оценка способности восприятия.

Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, в какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений.
Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях.
Методика учит ребенка создавать мысленные образы и видеть окружающий мир с помощью так называемого "умственного глаза". Она заключается в том, чтобы помочь ребенку вообразить у себя на руке кусок торта или тот предмет, который он может легко себе представить с закрытыми глазами. С помощью различных вопросов о форме, цвете, месторасположении предмета специалист определяет четкий мысленный образ предмета на руке ребенка. Для более образного представления специалист как бы помещает зрение ребенка в его собственный палец. Перемещая палец, ребенок может перемещать свое мысленное зрение и "рассмотреть" предмет с разных сторон. К концу занятия ребенок может отвлечься от вида предмета, который он видит с помощью своего "умственного глаза" и восстановить первоначальный вид предмета, мысленно рассматривая его на уровне собственных глаз. Он может представить себе, что предмет исчез с его левой руки и появился в правой, изменил форму или размер. Если ребенок успешно справился с предоставленным упражнением, то можно смело переходить к следующему этапу.

2. Переключение.

Второй этап коррекции дислексии - это переключение (упражнение по визуализации).
Процесс коррекции дислексии начинается с обеспечения контроля за перцепционными восприятиями. Это означает, что ребенок может научиться сознательно "включать" или "выключать" дезориентацию. Выше говорилось о том, что симптомы дислексии - это симптомы дезориентации, так что, как только дислектик узнает, как выключать дезориентацию, он сможет "отключить" все ее симптомы. После выполнения данного упражнения может ошибочно показаться, что проблема решена, но ориентация - это только первый шаг в процессе ее коррекции.
Итак, после того, как ребенок научился "смотреть" на предметы своим "умственным глазом", необходимо представить, что умственный глаз находится в так называемой точке Х, являющейся для него точкой ориентации. Эта мысленная точка находится на конце воображаемой линии, идущей от представляемого ранее предмета на руке пациента через нос, голову и находится примерно в 30 сантиметрах от верхней части затылка. "Закрепить" именно это место для обзора "умственным глазом" в данной точке поможет якорь, представляющий собой пересечение воображаемых линий, идущих к точке Х от ушей и лобной части головы. Как только ребенок представит это место, можно не держать в уме воображаемый предмет и линию, идущую от него. Теперь он представляет только пересечение оставшихся линий и место, в который нужно будет помещать "умственный глаз" для выключения дезориентации.
На самом деле, специалиста интересует группа клеток мозга, расположенная в верхней его части и отвечающая за дезориентацию. Когда эти клетки "выключаются", мозг получает в точности то, что видят глаза людей, не страдающих дислексией. То есть если пациент помещает в данную точку свой умственный глаз, то он автоматически "выключает" свою дезориентацию. Процесс помещения "умственного глаза" в точку ориентации нужно повторять постоянно, чтобы не дать дезориентации спутать сознание. Важен также процесс удержания умственного глаза именно в этой точке, но без напряжения, иначе у ребенка может разболеться голова.

3. Разрядка и проверка.

Это этап, на котором пациент учится давать разрядку усталому воображению, которое не может долго удерживать "умственный глаз" в точке ориентации и может сместить ее воображаемое месторасположение.
Удержать умственный глаз в точке ориентации и не дать ему соскочить - задача довольно сложная. Дело в том, что "соскакивание" умственного глаза не происходит само по себе. Когда пациент оказывается в состоянии спутанности сознания, то он пытается сместить умственный глаз и одновременно пытается не допустить его смещение. Этот процесс называется "удерживанием". Когда ребенок пытается удержать "умственный глаз" неподвижно долгое время, то он невольно будет потирать шею сзади, жаловаться на головную боль, хмуриться. Тогда необходимо "разрядиться".
Ощущение разрядки - это такое же ощущение, которое испытываешь при вздохе. Если вздох глубокий, то разрядка ощущается по всему телу вплоть до кончиков пальцев на руках и ногах. Вот такое же ощущение должен почувствовать усталый "умственный глаз". Для этого нужно просто захотеть, чтобы такое ощущение возникло и у умственного глаза. Сразу же почувствуется облегчение в мышцах шеи. Если передать ощущение разрядки в голову, то исчезнет головная боль.
Через какое-то время установленная на первом занятии точка ориентации может изменить свое местонахождение. Проверить это можно, попросив ребенка поставить палец в эту точку. Если точка оказывается смещенной от правильного месторасположения, то необходимо сделать небольшую регулировку, поставив палец в нужное месторасположение. Когда точка ориентации была "отрегулирована", можно переходить к следующему этапу

4. Точная настройка.

Это процедура, с помощью которой ребенок может найти свою оптимальную точку ориентации, то есть точку, в которой ориентация будет достаточно точной.
Важно помнить, что данную процедуру необходимо проводить тогда, когда прекратятся проявления "плавания" умственного глаза относительно точки ориентации. Перемещая умственный глаз вокруг имеющейся точки ориентации, можно определить его оптимальное для ребенка месторасположение.
Можно смещать свой умственный глаз в любом направлении, но каждый раз при его смещении ребенок будет ощущать потерю равновесия. Если точка ориентации смещена вправо, то тело теряет равновесие, наклоняясь вправо. Однако при незначительном смещении ребенок может найти свое собственное местоположение "умственного глаза", при котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно. Тогда у него появится идеальное чувство равновесия, и он сможет стоять на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне. К тому же дислексики обычно ощущают глубокое ощущение благополучия.
Если оптимальная точка была найдена, необходимо с помощью якоря укрепить ее. Однако время от времени оптимальное месторасположение может изменяться. Выполняя упражнение точной настройки, ребенок сможет легко адаптироваться и снова найти "свою" точку ориентации.

5. Координация.

Метод, с помощью которого можно навсегда устранить путаницу в понятиях "право" и "лево".
Этот процесс направлен на решение проблемы диспраксии или неуклюжести. Координацию необходимо проводить периодически после процедуры "Точная настройка".
Для начала необходимо проверить точку ориентации ребенка. Затем попросить его встать на одну ногу и уравновесить свое тело. Взяв 2 небольших мягких мячика, необходимо бросать их для того, чтобы он поймал их разными руками (один - одной рукой, другой - другой рукой) сначала по очереди, затем одновременно, а потом одновременно с уклоном вправо или влево, чтобы ребенок пересекал линию симметрии своего тела с целью поймать оба мячика. Он должен поймать их, не потеряв равновесия. Периодически выполняя такое упражнение, неуклюжесть можно свести на нет. Также это упражнение хорошо выполнять во время перерыва при применении следующей методики "Освоение символов" для маленьких слов.

6. Освоение символов.

Затруднения в чтении и письме, а также проблемы восприятия печатного текста тоже решаемы. Ранее говорилось о том, что ребенок-дислектик испытывает проблемы с восприятием печатных символов, которые в его понимании не воспринимаются как образы. Это могут быть предлоги, междометия, отдельные слова, которые трудно представить. Как известно, непонятое или неправильно понятое слово оставляет в восприятии пустоты, и кусок прочитанного текста просто вылетает из головы. Как же быть ребенку, который учится в школе, ведь приходится читать, учить стихи, формулы и теоремы?

Восприятие дислексика таково, что оно принимает только трехмерное изображение. Двухмерный и к тому же непонятный символ может вызвать у него замешательство и дезориентацию. Условно назовем такие слова и символы "пускателями" дислексии. У большинства дислексиков симптомы дезориентации могут "запуститься" некоторыми буквами алфавита и знаками препинания, математическими символами и цифрами.

Решение.
По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек делал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен сделать сам в трехмерном, осязаемом изображении и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого ребенок должен проверить, правильно ли расположены буквы и в такой ли последовательности они стоят. Он должен уметь проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у него трудности, то нужно работать именно с этими буквами. Ребенок должен сказать, чем отличаются слепленная и написанная буквы, какие буквы стоят до и после нее, словом, работать с этой буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.
С символами несколько иначе. Ребенок должен научиться находить знаки препинания в тексте и знать, что делать, когда видит в тексте такой знак. Важно умение приводить примеры того, как применяется знак препинания либо другой знак или символ.

7. Три шага к легкому чтению.

Внимание дислексиков несколько рассеяно. Глядя на предмет, они будут воспринимать его не по частям, а лишь как единое целое. Поэтому на слово они тоже смотрят как на одно целое. И читать учатся, глядя на целые слова и отгадывая, чем же является данное слово. Такое отгадывание исключает чувство определенности, необходимое для приобретения уверенности в своих способностях.

Первый шаг - прочитать по буквам.
Цели:
- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;
- помочь научиться узнавать группы букв как слова.

На этом этапе в понимании прочитанного нет необходимости. Главная цель: научиться распознавать буквы в слове и прочитать их в том порядке, в котором они написаны. Эта методика приучает мозг и глаза при чтении проходить по слову слева направо.
У дислексиков возникают проблемы с чтением, если они либо пытаются читать слишком быстро, либо сильно сосредотачиваются на читаемом материале. Поэтому необходимо выбрать наиболее легкую книгу, чтобы она читалась без напряжения. Если у ребенка при виде большого количества слов возникает замешательство, то можно закрывать листком бумаги текст ниже читаемой строки.
Очень важно не пропустить момент, когда ребенок потеряет ориентацию. Тогда необходимо проверить местоположение точки ориентации и сделать небольшой перерыв.

Второй шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам.
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
Если ребенок не может произнести то, что он только что прочитал, то необходимо сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить. При узнавании большинства букв необходимо перейти на более сложный уровень чтения.

Третий шаг - пунктуация в образах.
Цель: понимание читаемого материала.
В любом языке после каждой законченной мысли стоит знак препинания, с помощью них она выделяется. Каждую законченную мысль можно изобразить или прочувствовать. После прочитанного ребенку необходимо добавить значение к тому, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить его представить в уме то, что он только что прочел. Если ребенок встретил слово, которое не является пускателем дезориентации, но оно не понято, то необходимо освоить само значение слова, прочитав его в простом словаре.

8. Освоение символов применительно к словам.

Большинство людей не знают определения широко распространенных слов, которые являются наиболее часто употребляемыми в языке. Например, многие затрудняются дать какое-либо другое определение слову "в" кроме того, что это - предлог.

Процедура методики "Освоение символов" состоит из нескольких этапов:

- посмотреть слово в словаре;

- выяснить, как оно произносится (транскрипция);

- прочитать первое определение вслух вместе с предложением, приводимым в качестве примера;

- установить четкое понимание определения, обсудить его, составить предложение или фразы, используя это слово с таким определением;

- сделать из пластилина модель концепции, описанной определением (например, для изображения предлога "в" можно вылепить изображение "вилка в розетке", либо сцену "дети играют в игру");

- сделать из пластилина символ или буквы слова и убедиться в правильности орфографии;

- создать мысленный образ того, что было создано;

- сказать вслух: "Это слово значит определение (Это высоко значит больше нормальной высоты)", сказать вслух слову или символу: "Здесь говорится (слово)..."

Необходимо продолжать составлять предложения и фразы до тех пор, пока не удастся сделать это легко и без напряжения.

                             

                                                                                      Приложение 1

                              Приёмы и виды упражнений

Для развития процессов узнавания и различения букв полезны следующие упражнения:

  1. назови (запиши) буквы, перечеркнутые другими буквами;
  2. назови (запиши) буквы, наложенные друг на друга;
  3. назови (запиши) буквы, которые чаще всего встречаются (различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения; буквы печатные, прописные, различной толщины, цвета, шрифта)

        Ж        З        С        Ш        Ц        С        Ч        Т        Щ        Ц

        Ш        Т        Ж        Ж        Т        Щ        З        Ч        Ш        Т

  1. назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;
  2. преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
  3. найди одинаковую букву в словах:
  1. рак, порт, сыр, мир, берег, рев;
  2. халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;
  1. по какому признаку (почему) слова записаны в две строчки?

        цена                целый                кольцо                яйцо                зацепить

        свеча                косой                просить                маска                люстра

          Помогает переключению внимания ребенка на графический знак такой прием: ребенку предлагается сначала заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в процессе чтения (письма), или текст с данными словами, а затем их прочитать в убыстренном темпе. Можно проводить эти упражнения с использованием песочных часов, которые приучают ребенка выдерживать заданный темп чтения.

Важно обращать внимание ребенка на то, как он должен произнести в слове соответствующую букву, и просить его читать медленно, отчетливо проговаривая все звуки в слове. Затем ребенок читает эти же слова повторно, с постепенным убыстрением темпа.

Можно предложить упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и буквы:

  1. найди и прочитай (запиши) слова:

был, пин, пар, бен, пир, бык, бан, бил, пил, пун, бак, пак, блин, плен, плут, брод, плун, бред, прак, брак;

  1. составь и прочитай (запиши) 8 слов со слогами ЖИ, ШИ: 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов:

                МА        НЕ        НА        РАФ

                НЕ        ЖИ        ВЫ        ЛИ

                ВОТ        НО        ВКА        ШИ

  1. быстро составляй и читай слова:

                        бе        яться                                         бе        со        ся

                        бо        лить                                про        бу        ди        ли

                по        бро        ловать                                        бук        ше        ли

                        ба        дить                                        бро        жа        вал

В том случае, когда у детей с нарушениями речи наблюдается побуквенное чтение, следует заново формировать у них правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется прямой слог.

Чтение слогов традиционно считается занятием неинтересным, скучным. Однако эту работу можно оживить. Изготавливают красочные слоговые таблицы со значками-подсказками. Шрифт должен быть крупным и четким, гласные выделены красным цветом. ДУГА – согласная с последующей гласной, ТОЧКА – отдельная буква. Прежде чем приступить к чтению слогов, необходимо объяснить ребенку, зачем нужны эти таблички. Дается понятие «слога». Для наглядности на глазах у ребенка надо написать печатными буквами слово РАКЕТА, прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку. Выводы: а) один слог ничего не обозначает; только когда они стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл; б) чтобы научиться читать слова, нужно потренироваться в чтении слогов. Будет полезно при неоднократном возвращении к чтению таблицы поработать с секундомером или песочными часами. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. При чтении будет совершенствоваться не только техника чтения, но и отрабатываться подвижность артикуляционного аппарата. Одновременно ведется работа лишь с одной таблицей. Можно добавлять к этому другие задания. Не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. Широко практикуя упражнения в чтении открытых слогов, необходимо помнить, что ребенок с фонематическим недоразвитием должен в первую очередь научиться улавливать общее в звучании всех вариантов одного и того же звука, обозначаемого посредством определенной буквы. Для чтения вначале следует подбирать упражнения, где согласная буква дается в сочетании с различными гласными, затем уже вводить упражнения в чтении по подобию.

Примерные упражнения:

  1. прочитай:                

С  А   О   У   Ы   И                П   И   Е   Я

        Ш                                       Б

        З                                Т

        Ж                                Д

  1. читай, изменяя порядок букв в слоге;
  2. добавь букву и прочитай полученный слог:

1)        П-, Т-, К-, С-, Д-;

2)        КР-, СТ-, МН-, ПШ-, ЧТ-;

3)        -А, -О, -У, -И;

4)        -О, -У, -И, -А;

  1. читай слоги по подобию:

                А        О        У                        А        О        У

                ПА        ПО        ...                        СТА        СТО        ...

                ТА                                        ПРА

Особое внимание нужно уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. В процессе их чтения надо подводить ребенка к тому, что отдельно взятая буква не может быть прочитана, т.к. она читается с учетом последующей.

Организуя работу с детьми данной группы по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, следует использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий упражнения на ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ТРАНСФОРМАЦИОНЫЕ). Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль.

Работая над совершенствованием чтения и письма, педагог должен учитывать, что дети с ОНР часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные трудности, рекомендуются упражнения для чтения таких пар слов, как, например, СТОЛ – СТОЛБ, КОЛОБОК – КЛУБОК, КОПАЛ – КУПАЛ, КУПАЛ – КУПИЛ. Эти слова дети должны отчетливо прочитать, проанализировать по звукобуквенному составу и сравнить. Затем установить, почему получается разное значение. Детям предлагается также читать столбики слов, отличающихся одной – двумя буквами. Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т.к. относительно новыми для них в прочитываемом слове всякий раз оказываются одна – две буквы. После чтения следует спросить у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.  

ЛАК                ПАР                СОК                ДОН

РАК                БАР                ТОК                ВОН

БАК                ВАР                ДОК                СОН

  1. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

Перед чтением каждого столбика дать ребенку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов;

б) запомнить гласные в словах.

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки или записать (по памяти).

МАМА                САДЫ                ЛУНА                НОСЫ

ПАПА                РАДЫ                ЛУПА                КОСЫ

БАБА                РАМЫ                  РУКА                РОСЫ

Следует тренировать детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Необходимо также упражнять детей в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы (ДОМ, ДОМА, К ДОМУ, О ДОМЕ); разных слов с одинаковыми окончаниями (НА КУСТАХ, НА СТОЛАХ, НА ПАРТАХ, В СУМКАХ, В ПЕНАЛАХ и т.д.); однокоренных слов (ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯК, ЗЕМЛЯНИКА, ЗЕМЛЯНИЧНОЕ); слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (ПРИЛЕТЕТЬ, ОТЛЕТЕТЬ, ДОЛЕТЕТЬ, ПЕРЕЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ); слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (ПРИЛЕТАТЬ, ПРИЕХАТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИСКАКАТЬ). Подобные упражнения расширяют и уточняют словарный запас, развивают навыки словообразования и словоизменения, воспитывают орфографическую зоркость, отрабатывают подвижность артикуляционного аппарата.

Слова всех упражнений следует произносить по орфографическим нормам, четко проговаривая каждый звук, но не по слогам, а слитно. После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов, с некоторыми формами слов следует составить предложения.

Указанные упражнения помогут ребенку лучше ориентироваться в составе слова, выделять его морфологические элементы (корень, суффиксы, приставки, окончания) и тем самым не допускать ошибок на замену целого слова или его части, а в процессе чтения узнавать слово сразу «в лицо», что скажется на темпе чтения. Однако возникшая у ребенка догадка должна всегда проверяться при повторном восприятии.

Нужно помнить, что если слово состоит более чем из 3-4 букв, то органы зрения во время его фиксации воспринимают некоторые части слова недостаточно отчетливо. Восполнение этого достигается прогнозированием буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова (упреждающим синтезом). В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении. Основой прогнозирования является догадка, возникающая на основе прежнего речевого опыта, умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, т.е. понимать целое до того, как будут восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения. Без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с требованиями общеобразовательной школы.

Прежде всего, учитель должен научить детей узнавать звукобуквенный образ слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. С этой целью можно использовать такой прием, как чтение слов с пропущенными элементами типа ТЕ...ДЬ (ТЕТРАДЬ), КОНВЕ... (КОНВЕРТ), МЕД...ДЬ (МЕДВЕДЬ).Облегченный вариант этого приема, когда к словам подбираются соответствующие картинки, позволяющие ребенку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы.        

  1. Упражнения, направленные на узнавание звукобуквенного образа слова:

- читай, вставляя разные гласные (согласные):

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

        А, Е, У                 Ш, Х, Т, Н                самостоятельно

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

                        ВОРО - А                 СТО -

- прочитай:        КОНЬ, ПОЛ, КОМ, ВОЛ,         прибавляя к каждому слову столько разных слогов, сколько сможешь.  

ОБРАЗЕЦ: ПИЛ – пилка, пилот, пилит, пилы, копилка.

- прочитай:         ЖАБА, ЛАВА, КОРКА;        подумай, в какие слова надо вставить слоги: -ЛО-,          -ОЧК-, -ЗИН-, чтобы получились новые слова (запиши их);

- читай быстро и четко:

1)        оса – роса, ель – щель, ролики – кролики, пачка – прачка, ботики – ботинки;

2)        телка – елка, муха – уха, крот – рот, норка – нора, клубок – кубок;

- читай слова справа налево:

1)        нос, лом, бар;

2)        хорош, шалаш, казак;

3)        трос, полк, раки;

- читай слова, переставляя согласные буквы:

1)        гора, вози, лето;

2)        пила, соки, сила.

          К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. на прогнозирование читаемого, относится и умение воспринимать сразу не только отдельные слова, но и их сочетания. Для этого необходимо научить детей группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Например, можно попросить ученика с недоразвитием речи:

- выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать (записать) их;

- выбрать из текста (записать) существительные и самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ? КАКОЙ?;

- подобрать к словам 1-ой строчки слова из 2-ой строчки, сочетающиеся с ними по смыслу; изменить, где нужно, род прилагательных; составленные словосочетания прочитать (записать):

          1)  корм, пища, багаж, груз, одежда, сарафан;

2)        теплый, ценный, легкий, грубый, ручной, хороший, здоровый, летний, плохой, птичий, тяжелый, изящный.

           Учитывая, что наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают слова, обозначающие действия (а именно эта группа слов оказывается  недостаточной у детей с ТНР), в большую часть упражнений нужно включать глаголы. Кроме того, при выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова.

         Полезны упражнения на дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересн... книг...). Он должен их воссоздать, опираясь на контекст. Целесообразно также использовать чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемешку и в исходной форме. Чаще следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены; ребенку надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и последующего слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать. Данные упражнения способствуют формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.

Коррекционная работа должна включать различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что будет способствовать нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения чтения и письма. При этом необходимо руководствоваться принципом взаимосвязи логопедической работы с коррекцией других нарушенных психических функций. На каждом логопедическом занятии должны использоваться специальные упражнения по их коррекции.


                           

Предупреждение и коррекция

нарушений письменной речи

Условия формирования навыка правильного чтения и письма

Фонематический слух

Грамматические навыки

Словарный запас

Навык чтения и письма

Восприятие

Зрительное

Слуховое

Эмоциональное

Внимание

Произвольное

Непроизвольное

Мышление

Логическое

Образное

Чтение

Письмо

Память

Долговременная

Краткосрочная


Взаимосвязь чтения и письмаСоставление сообщений из слов, перевод устной модели фразы в письменную

Образование слов из звуков, перевод устной модели слова в письменную

Чтение

письмо

Процесс перевода буквенной модели слова в устную форму

Процесс понимания письменных сообщений

Взаимообусловленность формирования навыков чтения и письма

Двигательный блок

Техническая сторона

навыка чтения

- способ чтения

- темп чтения

- правильность чтения

Графомоторные операции

- общая моторика

- тонкая моторика

- артикуляционная моторика

Мнестический блок

- слухоречевая память

- зрительная память

Сенсомоторный уровень

речи

- фонематическое восприятие

- звукопроизношение

- звукослоговая наполняемость слов

Навык языкового анализа и синтеза

- на уровне текста

- на уровне предложения (фразы)

- на уровне слова

Речевой блок

Импрессивная речь

- понимание обращенной речи

- понимание прочитанного

Экспрессивная речь

- объём словаря, навыки словообразования

- грамматический строй речи

-понимание логико-грамматических отношений

- связная речь

- выразительность чтения

Зрительно-пространственный блок

-глазодвигательные функции

- зрительное восприятие

-пространственные представления

Навык чтения

и письма


Предупреждение нарушений в формировании письменной речи                              учащихся


Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в дисграфию и дислексию. А значит, ребенку будет необходима помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Позволю себе кратко напомнить о наиболее часто встречающихся ошибках на первых этапах обучения письму, свидетельствующих о трудностях в формировании письменной речи: 

  1. отсутствие границ предложений; 
  2. слитное написание слов в предложении; 
  3. пропуски гласных; 
  4. пропуски согласных в стечениях; 
  5. ошибки обозначения мягкости согласных на письме; 
  6. смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство; 
  7. нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки, и др. 

Цель приведенных далее упражнений – помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезии). И еще одна особенность предлагаемых упражнений: работа ведется на материале слов и предложений – значимых смысловых единицах речи.

Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

                                                                                                                       Приложение 2

  Слуховой диктант предложений

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

Найдем компромиссное решение. 

  1. Запишите предложение цифрами. 

Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы улетают. (2)

Итак: 2, 3, 2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить "зашифрованную" запись, активизировав тем самым память детей

Сосчитайте количество пробелов (пропусков) между словами.

Зима пришла. (1)
Выпал пушистый снег. (2)
Замерзли реки. (1)
Какая красивая зима. (2)

Итак: 1, 2, 1, 2.

Такие диктанты могут проводиться в 1-м классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания способствуют развитию речевого творчества детей.

Списывание предложений

Учителя часто обращают внимание на то, что детям с трудом дается списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.

Данное упражнение можно сочетать с творческими заданиями. В этом случае появляется дополнительный мотив "усовершенствовать" написанное – возрастает интерес к заданию. 

  1. Списывание предложений без пробелов. 

Детииграют.
Мамаготовитобед.
Бабушкавяжет.
Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос, как переписывать: правильно или так, как есть. Появится проблема – возникнет необходимость ее решить. 

  1.  Списывание заведомо неверных по смыслу предложений. 

Медведь боится волка.
Папа младше сына.

  1. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово. 

Ребята идут в школу.
(Мальчики идут в школу.
Ребята бегут в школу.
Ребята идут из школы.
Ребята идут в библиотеку.)

После выполнения задания дети читают и обсуждают получившиеся варианты. 

  1.  Списывание с сокращениями, где непременным условием является сокращение каждого последующего предложения на одно слово. 

Вова ел вкусный суп.
Вова ел суп.
Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы, несущей на себе основную смысловую нагрузку. 

  1. Списывание предложений с добавлениями. (Может быть подключено на последующих этапах работы.) 

Ученики решают.
(Ученики решают задачу.
Ученики решат легкую задачу.)

Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объем кратковременной памяти учащихся. 

  1. Списывание предложений с заданием закончить их. 

Мышка убегает от...
Яхта плывет по...
Самолет летит над...

Подобные задания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.

Слуховой диктант слов

Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую:

– количество слогов в слове: мак (1), маки (2), маковка (3);
– номер ударного слога:
маки (1), макушка (2).

Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные.

Предложите детям не совсем обычный слуховой диктант – вместо целых слов записать только гласные. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

· Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные):

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляционного сходства). 

  1. Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат: 

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).

  1. Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет "орфографическое" проговаривание. Одноврменно учим детей проверять безударные гласные. 

Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и), лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

  1. Диктант трехсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии 1-го класса и во 2-м классе такие диктанты быстры и эффективны для проверки усвоения словарных слов. 

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников. В этом случае предлагается работа с цифровым рядом.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10. (Цифры можно просто записать в каждой тетради.)

Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать его цифрой в тетрадях. Например, найти в словах место р.

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).

Упражнения для усвоения графических навыков

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, увеличением темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой. Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений.

Предлагаемые виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в "минутки чистописания". Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

· Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды "шифровок".

(Дедушка удит рыбу.)

(Бабушка любит собирать грибы.)

(На дубе растут желуди.)

Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.

(В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.)

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые "шифровки".

(Паша рисует танк.)

Обратное задание предполагает "шифровку" предложений учащимися.

Петр был на прогулке в парке.


Он принес ветки тополя.

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

  1. Так выглядят "шифровки" лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Здесь закрепляется и правило о заглавной букве в именах людей.

  1. Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами.

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Словарные слова

        

Для того чтобы дети грамотно писали и хорошо запоминали правила и словарные слова, мы применяем  специальные карточки.

Первый тип карточек

На карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, пишутся цветными фломастерами

СУББОТА

МЕДВЕДЬ

ПЕНАЛ

Например:

Инструкция: "Я сейчас покажу вам несколько  карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые вам слова. В каждом слове одна или две буквы написаны цветными фломастерами. Когда я буду называть слово и показывать карточку, вы это слово повторите про себя и глазами хорошенько запомните. Обратите особое внимание на цветные буквы в словах. Когда вы просмотрите и проговорите про себя все  слова, я попрошу вас в своих тетрадях написать каждое слово, которое вам удастся запомнить, и тот цвет, каким была написана буква в слове. А потом мы сверим свои записи. Итак, я прошу вас сесть удобно, расслабить плечи, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, вдохов и выдохов, и приготовиться к появлению карточек, каждую из которых я буду держать не более 5 секунд. Начали..."

Это упражнение не только развивает зрительную память детей, но и позволяет им при внутреннем проговаривании определенного слова вспоминать, как оно пи шется.

Второй тип карточек

 Он отличается тем, что наиболее "ранимые и ошибочные'' буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми. Например :

        

Чтобы облегчить детям запоминание и  способствовать развитию творческого мышления и воображения можно дать задание детям самим сделают подобные карточки. Таким образом,  каждое слово можно сделать ярким и запоминающимся.

Многие дети неплохо запоминают словарные слова и могут их отдельно написать довольно грамотно, однако в диктанте или при употреблении этих слов с другими словами механизм запоминания "не срабатывает" — создается впечатление, что дети забыли то, что когда-то учили. Однако это не так: просто механизм запоминания срабатывает только в определенном контексте. В данном случае механизм запоминания будет срабатывать в контексте произнесения слова, т. е. внутренняя слуховая информация является ключом к возникновению зрительного образа слова. Данный механизм очень эффективен и при запоминании правил русского языка.

        Упражнение  "ШАЛУН" способствует  развитию  зрительного внимания и памяти.

Один ученик пишет на доске предложение из 5-6 слов. «Шалун» почти вслед за ним стирает написанное. Участники игры должны запомнить, что было написано. Слова можно заменять фигурами, числами, значками.

Чтение зашумленных, наложенных друг на друга слов

Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы, словами, написанными не полностью, а с отсутствием некоторых частей, словами, написанными так, что одно слово "нагромождается" на другое, пересекается с ним. Постепенно сложность заданий увеличивается.

К А П У С Т А

О Б Л А К А

     

 Чтение слов, текстов с прикрытой верхней (нижней) половинкой

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя — открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того, как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки и т д. Откроем секрет это упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро ее прочитать, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют, легко выдать готовый результат. Если при этом ребенок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придется восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и что как раз именно то, что нужно. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (ее объема, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, ее прочности, так как удержанное слово надо сохранять несколько секунд, и ее устойчивости к интерференции — такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый замечает, что ребенок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребенка медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребенок привносит из нижней строчки в верхнюю и т п. Перечисленные достоинства этого упражнения дают основание полагать, что это одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если ребенок уже немного знаком с текстом, на последующих этапах более пригодны тексты незнакомые.

Выводы: Нарушения устной и письменной речи у детей является распространённым речевым расстройствам, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения его  симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребёнка.

Заключение

Как–то в солидном журнале проскользнуло маленькое сообщение о том, что один из ведущих архитекторов Франции предпочитает брать на работу в свою фирму бывших дисграфиков, то есть тех, кто был не в состоянии без специальной помощи научиться писать грамотно.

Он убежден, что такие люди являются генераторами идей и обладают оригинальным видением пространства.

Но это во Франции. У нас в России такой человек вряд ли смог бы стать дипломированным архитектором. И художником тоже. Не сможет он без ошибок написать сочинение при поступлении в специальное учебное заведение.

Удачи Вам и мудрости.

                                              Список литературы

 

  1.Брагинский В. «Необычные дети в обычной школе»// Русский медицинский журнал, 2000, №2

 2.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М., 2001

3.Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и

грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи

у детей. – М., 1982.

4.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. –

          М., 1982.

   

5.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших         школьников, Москва, Владос, 1997 год 6.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных   классов, Москва, Просвещение, 1991 год.

7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей, Санкт-Петербург, МиМ, 1997

8. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, Санкт-   Петербург, Союз, 2001 год.

9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чте ния    и письма у детей, Санкт-Петербург, Стройлеспечать, 1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Систематизация дидактического материала для предупреждения нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (1-4 класс)

Пояснительная записка.Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в сред...