Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ
Условные обозначения:
Л - личностные УУД;
Р - регулятивные УУД;
П - познавательные УУД;
К - коммуникативные УУД.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |
Данный этап предполагает осознанное вхож дение учащегося в пространство учебной де ятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки уро ка («могу»). В развитом варианте здесь происходят про цессы адекватного самоопределения в учеб ной деятельности (субъектный и личностный уровни) Цель: 1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; 2) определение содержательных рамок урока; 3) сформулировать основную образовательную цель урока. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 1. Знаю что значит уметь учиться 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, вы полнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов дейст вий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фикса цию; 2) актуализацию соответствующих мысли тельных операций и познавательных процес сов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебно му действию и его самостоятельное осуще ствление; 4) фиксирование учащимися индивидуаль ных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; 3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затрудне ния в пробном учебном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К) 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учеб ные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фик сируют во внешней речи причину затрудне ния - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для реше ния исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения, организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи): а) организовать выявление учащимися места затруднения; б) организовать выявление учащимися причины затруднения; в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) | |
На данном этапе учащиеся в коммуникатив ной форме обдумывают проект будущих учебных действий, а именно: - ставят цель; - согласовывают тему урока; - выбирают способ; - строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, потом по буждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, согласовать и зафиксировать цель и тему урока, организовать согласование плана достижения поставленной цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий; определить средства достижения цели. 4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки; 5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий. | - Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулиро вание познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой инфор мации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. |
5. Реализация построенного проекта (5-8) | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипо тезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложен ные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения Цель этапа: Построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение | - Смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов реше ния проблем творческого и поискового ха рактера на основе метода рефлексивной са моорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассужде ний, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваи ваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нор мам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласова ние общего решения (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) | |
На данном этапе учащиеся в форме комму никативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговаривани ем алгоритма решения вслух Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов не обходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассужде ний, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласова ние общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нор мам и этическим требованиям (Л) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) | |
На данном этапе используется индивидуаль ная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуще ствляют их самопроверку, пошагово сравни вая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затрудне ния и которые предстоит доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состо ит в организации для каждого ученика ситу ации успеха, мотивирующей его к включе нию в дальнейшую познавательную деятель ность Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях 1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению. 2) фиксация достижений индивидуальной цели. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов не обходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К) 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) | |
На данном этапе выявляются границы при менимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает за дания, которые позволяют отрабатывать применение изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для вве дения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной сторо ны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготов ка к введению в будущем новых норм Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1) включение используемых способов действий в систему знаний;........ 2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков. | - Нравственно-этическое оценивание усва иваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходи мой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов де ятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассужде ний, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласова ние общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за обшее дело (Л); - следование в поведении моральным нор мам и этическим требованиям (Л) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) | |
На данном этапе фиксируется новое содер жание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной де ятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются даль нейшие цели деятельности Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результа тов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успеш ности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нор мам и этическим требованиям (Л) 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Урок математики во 2 классе по теме: "Запись решения задач по действиям" УМК "ПНШ" (урок открытия новых знаний).
Данный урок математики относится к теме " Задачи". Содержание урока строится на основе взаимодействия и личностного воздействия «учитель-ученик". Базовая технология: деятельностный подход. Учащи...
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания
Дано краткое описание этапов урока с перечнем УУД, выполняемых учащимися на данных этапах....
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
Урок открытия новых знаний и способов действий «Умножение двузначного числа на однозначное в столбик», математика, 3 класс, программа "Перспектива".
Цель урока: познакомить с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное в столбик; повторить распределительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число; закреплять умения ре...
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Универсальные учебные действия младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока математики показано, как ученик получает знания н...