Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
статья по теме
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_s_pozicii_zdorovesberezheniya.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе:
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
(опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, ответы на вопросы, решение примеров, практические задания)
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения уч-ся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможнсти показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Степень естественности позы школьника на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма:механизм здоровьеразрушаещего воздействия авторитарного учителя состоит в том, что его дети избяточно напряжены.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со школьниками.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......
Начало урока с позиции технологии здоровьесбережения
Начало урока с позиции здоровьясбережения....
Анализ проведенного урока
Анализ поведенного урока по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема урока "Размножение и развитие растений".3 класс....
Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения
Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...
Проведение урока в начальной школе с позиции здоровьесбережения
Доклад о цели ,принципах здоровьесберегающих технологий. О требованиях к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения....
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Основой программы здоровьесбережения...