Развите мелкой моторики рук
материал по теме
"Развитие мелкой моторики рук" материал собран и обработан для выступления на заседании МО учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razvitie_melkoy_motoriki.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Н. Щеголева
городского округа ЗАТО СВЕТЛЫЙ
КАЛУЖИНА О.В. учитель начальных классов МОУ СОШ №3 им. В. Н. Щеголева
Выступление на МО учителей начальной школы « Развитие мелкой моторики рук младших школьников»
Цель: показ педагогам приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста.
Интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что мы владеем руками «этим органом всех органов», писал ещё Джордано Бруно.
Немецкий философ Кант говорил, что « рука является вышедшим наружу мозгом».
Рука связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом.
В.А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
Сегодняшний первоклассник бодро читает, считает и распевает песенки на английском языке, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в школьной жизни ребенка.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук.
А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Для определения уровня развития мелкой моторики рук и развитие графического навыка, существует множество тестов. Например:
Определение уровня развития мелкой моторики рук.
Для проведения теста необходимы: лист бумаги, карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.
В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того,чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой , затем- на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.
Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:
1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2;
2) полученные по каждой руке результаты складывают.
Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
Несмотря на все старания, учителя, довольно часто замечают, что в классе из 25 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.
Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:
а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
б) пишут «носом»;
в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;
г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);
д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к
правому плечу;
е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.
Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е.
формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать.
«Не хочу» и «не могу» - два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не создает положительной мотивации учения.
В-третьих, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:
а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;
б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;
в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;
г) углы тетради загнуты и затерты;
д) не соблюдается единый орфографический режим.
В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму - это несформированность почерка, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма
Надо отметить, что особое место и важная роль отводится развитию мелкой моторики и графического навыка при обучении детей письму в 1 классе. Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для развития каллиграфического навыка.
Рассмотрим учебно-методические комплекты, по которым работают педагоги нашей начальной школы
Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей редакцией Н.Ф.Виноградова.
Грамота. Особенностью данного курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений), разнообразие игровых упражнений. Разработчики курса: Л.Е. Журова, М.М. Безруких, В.Н. Рудницкая, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова.
"Прописи" авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.
С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают работать в "Прописи 1", где они знакомятся с рабочей строкой и междустрочным пространством.
Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство, затем вместе с учителем делают выводы о них.
Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц, изменения позы.
Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках используются много стихотворений и загадок.
Проанализировав УМК по данному вопросу можно сделать вывод: учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.
В своей работе я поставила следующие цели (слайд)
1. Формировать графические навыки
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям
Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы, специальные упражнения.
К ним относятся (слайд)
Упражнения на развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют функции:
Органов движения.
Органов познания.
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
упражнение «Мешочек»
Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) (слайд)
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
упражнение «ГУСЬ – КУРОЧКА – ПЕТУХ»
Статические упражнения: (слайд)
“Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время упражнения нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы упражнение приносило положительные эмоции.
“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Мною подобран материал, который я объединила в игротеку «Зарядка для пальчиков» (слайд с переходом)
На всех уроках
1. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика (слайд)
2. Штриховка.
В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
На переменах (организовать рабочий стол)
1.Работа с пазлами.
2. Игры на базе конструктора ЛЕГО
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
- с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить,
- при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
- конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
На уроках русского языка
- Пальчиковые игры –
без предметов, с атрибутами, с предметами. Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Волшебный карандашик
Цель: Формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо-моторной координации.
Оборудование:
Карандаш с граненой поверхностью :
Педагог предлагает детям взять карандаш
- Возьмите волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатайте. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь?
- Затем покатай карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук
игра «Рожки да ножки», «Перекаты», «Вертушка»
2. Рисование по трафаретам, шаблонам
«Пройди по дорожке», «Паутинка», «Обведи узор»
На уроках математики
1. Пальчиковые игры с палочками. (слайд)
2.Рисование по фигурным линейкам различных предметов.
3.Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений
Графические диктанты (Помогают подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.)
4.Упражнение «Дорисуй картинку», «Половинка потерялась»
Игра “Волшебные предметы”. Необходимы счётные палочки, геометрические фигуры. Выкладываем простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На уроках окружающего мира
Развитие тактильных ощущений
игра «Угадай, что у меня в мешочке?»
«Жучки и паучки» ( дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки, нарисуй вторую половинку)
Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т.д. ). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство
Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Овощи, животные, растения и т. д.
Тактильная игра «Подбери пару» (геометрические фигуры)
На уроках литературного чтения
1. Пальчиковый театр (вылепить из пластилина, сделать из бумаги персонажей сказок Колобок, Репка, Курочка Ряба)
2. Книжка- самоделка театр Красная Шапочка
На уроках технологии и изобразительного искусства
1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.
2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д., бросовым материалом
3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из ткани). Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.
4. Конструирование из бумаги - оригами.
5. Шитье
6. Вышивание.
7. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера, макарон и т.д.
8. Изонить – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути используемые для подготовки руки ребёнка к письму.
Я, считаю, кропотливая работа удалась. Письмо стало качественнее, у ребят выработался устойчивый каллиграфический почерк, сформировались графические навыки. На данный момент даже те дети, которые с трудом выводили буквы, теперь выглядят достойно. Ученики более уверенно стали использовать школьные принадлежности – ножницы, карандаш, линейку.
Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать - красоту творить».
Практическая часть
Выполнение творческого задания.
Я хочу Вам предложить выполнить творческую работу. Изготовить картину в подгруппах, используя различные материалы (клей ПВА, бисер, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вата, бисер и т.д.) Удачи ВАМ!
Литература:
1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.
2. 8. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: Издательство « Эксмо»,2003г, с.135
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка.- М.: Педагогика. 1973г, с. 276
10. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.
4.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.
5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.
6. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.
7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
10. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост.: Е.А. Белый, К.Ю. Белая. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики: - разминать пальцами пластилин; - катать по очереди каждым пальцем камешки; - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; - махать в воздухе только пальцами; - ...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...
Как развить мелкую моторику рук и пространственную ориентацию
Различные упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка с ОВЗ
Консультация учителя-логопеда для родителей...
Как развить мелкую моторику рук у детей младшего возраста.
Как развить мелкую моторику рук у детей младшего возраста....