психологический тренинг
материал
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». Д. Карнеги
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями.
Одной из причин этого является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неспособность вести диалог, а иногда полное отсутствие навыков общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг « Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями.
Вместе во благо».
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
- обучить приемам эффективного вербального общения;
- способствовать самосовершенствованию.
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». Д. Карнеги
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями.
Одной из причин этого является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неспособность вести диалог, а иногда полное отсутствие навыков общения.
Прежде чем начать наш тренинг я попрошу вас выполнить одно упражнение – разминку, которое называется «Поза Наполеона».
Участникам показывается три движения:
- руки скрещены на груди;
- руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями;
- руки сжаты в кулаки.
По команде психолога: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими показывает одно из трех движений (какое понравится).
Комментарий психолога: Это упражнение показывает насколько вы готовы к работе.
Те, кто показал ладони - вы готовы к занятиям и достаточно открыты.
Кулаки показывают агрессивность.
Поза Наполеона - показывает некоторую закрытость или нежелание работать.
«Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что основа отношения к вам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
Это:
- правильная интонация;
- имя, отчество собеседника;
- доброжелательность (улыбка).
Упражнение «Передать одним словом».
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Необходимые материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Описание. Психолог раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.
Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения:
- Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
- В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Было ли так, что, позвонив куда-либо, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
- Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Список эмоций:
- радость
- удивление
- сожаление
- разочарование
- подозрительность
- грусть
- веселье
- холодное равнодушие
- спокойствие
- заинтересованность
- уверенность
- желание помочь
- усталость
- волнение
- энтузиазм
Вопросы для обсуждения:
- Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
- В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Было ли так, что, позвонив родителям, вы по интонации первых слов понимали, что вам не рады?
- Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Для установления хорошего контакта с собеседником используются и такие приемы:
- Одновременно с улыбкой необходим контакт глаз. Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение. Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
- Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Ошибки в общении педагога с родителями:
1.безличное обращение;
2.торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления;
3.пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.
Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники».
Вербальное общение – это процесс установления и поддержания контакта между людьми при помощи языка.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.
Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – высказывания» или «Я – сообщения».
«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания.
«Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений.
Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я – высказывания»:
1.Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего)
Например: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: «Я забыл тетрадь дома…»
Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тетрадь…»
2.Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
Например, если вам необходимо рассказать родителям об этом конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни студента (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно), а выразить свои чувства: «Я расстроился…», «Я рассердилась…»
3.Описание причины возникновения чувства.
Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что буду собирать тетради…»
4.Выражение просьбы.
Например: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой… или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы, ваше положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.
(Практическая отработка построения «Я – высказывания»).
Использование стиля «Адвокат».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат».
Негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей педагога является обвинение.
Главное в позиции «адвокат» - найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.
Пример позиции «Адвокат».
- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Пример позиции «Прокурор» (для сравнения).
- В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом.
Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах педагога нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы.
Главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.
Использование «принципа сэндвича».
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза».
А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
Упражнение «Как бы это сказать?»
Цель упражнения: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием принципа « сэндвича».
Группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей.
Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе.
Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родителей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др.
По сигналу ведущего (звук колокольчика, например) каждая группа начинает разыгрывать ролевую игру.
Например: педагог сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому преподавателю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться.
Сообщая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича.
«Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т.д. — нерефлексивное слушание).
Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому.
После этого упражнение можно выполнить еще раз в новых группах (парах), а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.
Обсуждение.
Первый вопрос психолог задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?
Дискуссия «Я и родители моей группы».
Вопросы к педагогам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»;«Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
Психолог: На первой фазе общения с такими родителями (агрессивными, жалующимися) необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя.
Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.
В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
- Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
- Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов колледжа, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Психолог: И в тему о сендвиче, и в тему сложных родителей я вам предлагаю такое практическое упражнение.
Упражнение «Иллюзия социальной перцепции (восприятия)».
Цель: Развитие умения видеть в любом человеке положительные качества.
Описание: Командам необходимо охарактеризовать следующие персонажи: «Снежная королева», «Злая колдунья» из сказки «Карлик – Нос». Одна группа описывает героя с положительной стороны, другая дает ему отрицательную характеристику.
Смысл данного упражнения заключается также в том, что встреча с отрицательным на наш взгляд человеком, дана для того чтобы мы чему – либо научились, осознали свою ответственность за происходящее.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция:
Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем.
Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара».
Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь несколько раз, и все будет легко получаться.
Диагностика профессиональных умений и навыков.
(На основе методики оценки уровня общительности педагога, по
В.Ф. Ряховскому).
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
1.Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3.Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном студенте с его родителями до последнего момента?
4.Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5.Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей колледжа. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6.Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7.Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем со студентами?
8.Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей постоянно задает Вам вопросы?
9.Верите ли Вы, что существует проблема «педагогов и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
10.Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13.Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15.Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16.Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Упражнение «Перед сложным разговором».
В ситуации, обозначенной в названии упражнения, необходимо, пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до семи) повторить текст формулы: «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
После неприятного разговора с родителями психологи советуют:
1.Потереть ладони. Изо всех сил, пока они не станут горячими.
2.Помыть руки (умыться), смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Мокрыми руками провести по голове сбрасывающими движениями сверху вниз.
3.Если есть свеча в кабинете - подержать руки над свечей.
4. Провести минутную релаксацию:
Сядьте удобно. Расслабьте плечи. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь мысленно «переберите» все предметы один за другим (необходимо сосредоточиться на этой «инвентаризации»). Например. Вы мысленно самому себе говорите: «Коричневый письменный стол, белые капроновые занавески, красная керамическая ваза» и т.д .
Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего напряжения, направляя свое внимание на рациональное восриятие окружающей обстановки.
Уважаемые педагоги, помните:
- Не выносите суждений. Необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания — «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
- Не разглашайте «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
- Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Рефлексия .
На этом наш тренинг закончен. Прошу вас оценить проведенное занятие по температурной шкале. Отметьте температуру, которая определяет значение занятия для вас.
Шкала оценки следующая:
36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.
Выше (например ,38) - неинтересно, обременительно.
Ниже (34)- безразлично, бесперспективно.
Спасибо за внимание!
Список источников.
1.Букина И.И. Взаимодействие образовательных учреждений с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса//Материалы научно-практической конференции – Оренбург, 2003.-321с.
2.Капралова Л.М.Работа классного руководителя с родителями.-М.1980.-214с.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В2кн. Кн. 2:Работа психолога со взрослыми. - М.: ВЛАДОС,1999.-480с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Психологический тренинг "Азбука общения"
психологический тренинг...
Психологический тренинг "В мире эмоций"
Психологический тренинг...
Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания
Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...
«Современный урок как основная реализация требований ФГОС». Элементы психологического тренинга.
«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»...
Психологические тренинги
занятие с детьми для снятия психического напряжения, для установления дружеских взаимоотношений в коллективе...
Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС
Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций, нравственных...