Памятка по развитию чтения
картотека

Зотова Евгения Владиславовна

Развитие навыков чтения у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_razvitiyu_chteniya_.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Правила чтения для учащихся

  • Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  • Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  • При чтении будь внимательней к каждому слову, стараться понять, о чём читаешь.
  • Следи за словами на строчке, не переставляй их.
  • Старайся при чтении про себя, не шептать текст, не шевелить губами. Плотно сожми губы и зубы. Читай только глазами.
  • Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
  • Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  • Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  • Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.  Найди значения  неизвестных слов и выражений  в словаре, или спроси у взрослых.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Задача логопеда, педагогов и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

При фонематической дислексии:

  • придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
  • придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
  • поднять цифру с количеством звуков в слове;
  • придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
  • распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
  • составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
  • придумать предложение с определенным количеством слов;
  • определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

При семантической дислексии:

  • слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
  • слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
  • слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
  • определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
  • прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
  • прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).

При аграмматической дислексии:

  • составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
  • игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» – стул – стулья, «назови ласково» – капля – капелька, «чья картинка» – кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» – стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
  • игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» – воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» – красный – краснеть.

При мнестической дислексии

  • графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
  • упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.

        При оптической дислексии

  • назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;
  • найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить  наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
  • определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
  • найти фигуру, букву в ряду сходных;
  • реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
  • буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
  • предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
  • можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно
    на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
  • возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Памятки по развитию связной речи

Данный дидактический материал по русскому языку для формирования речевых умений, развития связной речи  можно использовать в работе со всеми УМК  3-4 классов. Памятки являются алгоритмом соз...

Памятки по развитию читательского интереса

Памятки по развитию читательского интереса:1) Правила чтения для учащихся2) Как готовить домашнее задание по чтению3) Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса...

Памятка о развитии внимания.

Внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок был внимательным, необходимо тренировать...

Памятки для развития СУУ и УУД в начальной школе (2 класс).

Памятки для учащихся 2х классов УМК М.З. Биболетовой  Enjoy English...

Памятка по развитию внимания учащихся младших классов.

Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной дея­тельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был...

Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.

   Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...