Памятка по развитию чтения
картотека
Развитие навыков чтения у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_razvitiyu_chteniya_.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Правила чтения для учащихся
- Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
- Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
- При чтении будь внимательней к каждому слову, стараться понять, о чём читаешь.
- Следи за словами на строчке, не переставляй их.
- Старайся при чтении про себя, не шептать текст, не шевелить губами. Плотно сожми губы и зубы. Читай только глазами.
- Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
- Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
- Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
- Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок. Найди значения неизвестных слов и выражений в словаре, или спроси у взрослых.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
Задача логопеда, педагогов и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.
При фонематической дислексии:
- придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
- придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
- поднять цифру с количеством звуков в слове;
- придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
- распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
- составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
При семантической дислексии:
- слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
- слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
- слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
- определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
- прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
- прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
При аграмматической дислексии:
- составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
- игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» – стул – стулья, «назови ласково» – капля – капелька, «чья картинка» – кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» – стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
- игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» – воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» – красный – краснеть.
При мнестической дислексии
- графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
- упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
При оптической дислексии
- назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;
- найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
- определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
- найти фигуру, букву в ряду сходных;
- реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
- буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
- предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
- можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно
на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария; - возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по развитию интереса к чтению
Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь к чтению?" Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...
Памятки по развитию связной речи
Данный дидактический материал по русскому языку для формирования речевых умений, развития связной речи можно использовать в работе со всеми УМК 3-4 классов. Памятки являются алгоритмом соз...
Памятки по развитию читательского интереса
Памятки по развитию читательского интереса:1) Правила чтения для учащихся2) Как готовить домашнее задание по чтению3) Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса...
Памятка о развитии внимания.
Внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок был внимательным, необходимо тренировать...
Памятки для развития СУУ и УУД в начальной школе (2 класс).
Памятки для учащихся 2х классов УМК М.З. Биболетовой Enjoy English...
Памятка по развитию внимания учащихся младших классов.
Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был...
Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.
Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...