«ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация
Родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_nravstvennoe_vospitanie_shkolnika.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.
АНКЕТА для детей
Кого или что ты больше всего любишь?
Что тебе дома делать нельзя?
Что было бы, если бы ты стал взрослым?
ХОД СОБРАНИЯ
- Сегодня мы поговорим о воспитании нравственных качеств у наших детей, постараемся разобраться, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми и вежливыми.
Конечно, на все вопросы сегодня нам не удастся ответить, но по ходу разговора каждый из вас сделает для себя соответствующие выводы.
Для начала давайте для себя разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. Разрозненные усилия учителей и родителей не дадут ощутимых результатов.
Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Личный пример – это основное условие воспитания культуры поведения у детей.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности начинают закладываться в ребёнке с самого рождения в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Мне хочется добавить, каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.
Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова, не проявляет агрессию, доброжелателен к собеседнику.
Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу.
Приятно, что все ваши дети отметили, что они любят маму и папу, своих родных, домашних животных.
Я думаю, что вам уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким.
Хочется верить, что духовные ценности останутся у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.
Основными компонентами культуры поведения являются личная гигиена; аккуратность, опрятность; вежливость, культура речи; правила поведения в школе и дома; правила поведения на улице и в общественных местах.
Многие дети умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах.
Но часто в среде школьников встречается грубость, невоспитанность, несоблюдение приличий.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
РАЗБОР СИТУАЦИЙ
Ситуация № 1.
« Мама, стараясь помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах: зашнуровать ботинки, помыть обувь и т.д.»
ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?
Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?
Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.(на доске )
ВЫВОД: Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться. Сохраните в себе всё хорошее и передайте это детям.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?
Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.
Школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.
ВЫВОД: Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой. Помните о том, что учитель - прежде всего хочет помочь Вам и это Ваш союзник в воспитании ребёнка. А для сотрудничества нам нужны положительные эмоции, терпение, такт. Старайтесь не игнорировать замечания учителя, даже если Вы не согласны. Если Вас что-то не устраивает, скажите это, не держите обиды в себе. Только вместе мы сможем добиться хороших результатов.
Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям.
Читает ответы ребят на третий вопрос анкеты:
Что бы ты сделал, если стал взрослым?
Что ж, методы воспитания налицо. И нам стоит задуматься, как сделать так чтобы ценности семьи, добра остались, чтобы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.
II. Практическая часть.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть):
2) ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);
5) ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
8) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).
ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.
А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные, беседуйте о нормах этического поведения. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.
Мы со своей стороны пытаемся проводить беседы, классные часы, мероприятия, способствующие привитию нравственного воспитания.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:
- Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
- Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных мустах.
- Культура речи ребёнка.
Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие нравственных качеств у учащихся младшего школьного возраста
Выступление на РМО учителей началь...
Родительское собрание во 2 классе "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста" проведено с целью помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей, рассмотрения недост...
Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.
В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...
Родительское собрание «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего и школьного возраста».
Цель собрания:Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Родительское собрание – практикум «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»
Презентация для родительского собрания "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста". Данную презентацию можно использовать на родительском собрании в лю...