Мастеркласс по каллиграфии
материал (1 класс)
Предлагаю вашему вниманию рекомендации по развитию навыков каллиграфического письма. Мастеркласс для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_kalligrafii_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Формирование каллиграфических навыков у младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов:
Троицкая Л. С, учитель начальных классов
ГБОУ школа № 464 Пушкинского района г. СПб
Мастер – класс
«Формирование каллиграфических навыков у младших школьников»
Цель мастер-класса: познакомить родителей с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у младших школьников.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию каллиграфии на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять не только на уроках, но и в работе дома.
Задачи:
-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков;
-показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить родителей в целесообразности их использования в практической деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Шнурки, пластилин, калька, разлиновки, буквы, вырезанные из картона (наждачной бумаги), карточки с элементами букв, карточки с буквами на которых указан порядок письма, картинки для штриховки
Лучшие тетради ( 1 класс и 4 класс).
Памятки для каждого родителя ( распечатаны на листах ).
Тетради для чистописания на печатной основе
Продолжительность проведения: 30 – 35 минут.
Целевая аудитория: родители будущих первоклассников
План проведения мастер- класса:
1.Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
2.Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формированию каллиграфических навыков на уроках в начальной школе,; родители смогут использовать приобретенные знания и приемы.
Звучит песня « Чему учат в школе»
Ход проведения мастер-класса.
Вступительная беседа.
Всем доброе утро.
Мое сообщение предназначено для родителей первоклассников,
так же для родителей будущих первоклассников. Но, надеюсь, что и родители учеников 2-4 класса, и коллеги – учителя почерпнут для себя что- то новое, интересное, полезное.
- Слайд 1
Каллиграфия – это искусство писать четким,
красивым почерком.
Тема нашего мастер класса – « Каллиграфия – это искусство
писать четким, красивым почерком»
Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на СЛАЙД 2
первых этапах обучения, потому что правильный почерк
формируется в самом начале обучения – в начальной школе.
Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания
именно в начальной школе.
Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается
в первом классе и продолжается в течение всего обучения в
начальной школе, то есть выступает основой при
закладывании в школьниках способности к правильному и
грамотному письму в будущем.
2. Постановка проблемы
Наверное, не ошибусь, если назову уроки обучения
грамоте, а в дальнейшем русского языка самые трудные, а поэтому
и самые нелюбимые. И сегодня я хочу рассказать о своих
находках по выработке каллиграфических навыков, которые
я применяла в своих классах и которые принесли
положительные результаты не только в формировании
каллиграфических навыков, но и в развитии речи и грамотности.
Известный ученый психолог А.Р.Лурия отмечал, что «Процесс
письма с полным основанием относится психологией к СЛАЙД 3
наиболее сложным, осознанным формам речевой
деятельности».
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем
все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них СЛАЙД 4
далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком,
почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает
наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше
и больше волнуют и нас, учителей, и вас, неравнодушных родителей.
Одной из причин является внедрение во все области нашей
жизни, в том числе и в область образования, компьютерных
технологий. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш.
Также причинами данной проблемы являются ограниченность
времени, которого так не хватает на уроках, а порой и просто
непонимание значимости данной проблемы учителями и
родителями.
Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо
невозможно в короткий срок, т.к. навык письма формируется
медленно. Достижение этой цели зависит от решения
многих вопросов, встающих перед учителем с первых занятий
обучения письму.
Родителям будущих первоклассников, родителям учеников
1 класса я рекомендую: СЛАЙД 5
- Рисование, раскрашивание картинок – любимое памятка
занятие дошкольников. Но необходимо обращать
внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?
- Штриховка ( развитие мускульной памяти) Штриховка
укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти рук
ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и
внешняя речь ребёнка, его логическое мышление,
активизируются творческие способности.
- Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
Например: выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь
пользоваться ножницами и клеем.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на
веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
- Всасывание пипеткой воды.
- Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
- Работа с мозаикой.
- Вязание.
И помните, что научить малыша красиво писать гораздо
проще, чем исправлять плохой почерк.
С первых дней пребывания ребенка в школе
я уделяю большое значение тому, как сидит ребенок за
партой, как держит ручку и тд. Эти правила дети знают
наизусть, так как проговариваем ихна каждом уроке.
Как правильно сидеть при письме: Плакат
-сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть
наклонить вперед;
-опираться спиной на спинку стула;
-не опираться грудью на стол;
-ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно
на полу или подставке;
-обе руки на столе, опираются о стол, локти выступают за край
стола.
Как правильно держать ручку:
-Ручка лежит на левой стороне среднего пальца,
указательный палец придерживает ручку сверху, большой
палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены
и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается
на верхний сустав мизинца;
Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного
пальца составляет примерно 1,5 - 2,5 см;
Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые я использую
на своих уроках.
- Выложить букву из веревочки, шнурка, проволоки.
- Вылепить букву из пластилина.
- Использование разлиновки.
- Ощупывание букв. Через метод ощупывания буквы в памяти
у ребёнка формируется образ буквы, её модель, которую он
будет писать. ( Буква вырезана из картона, а лучше из бархатной
бумаги. Двигаясь пальцем по буквам, ребёнок как бы
ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия,
элементы букв, направление письма.)
Например: при знакомстве с буквой Ш ш можно
использовать песню Красной Шапочки, при ощупывании буквы
мы как бы повторяем путь Красной Шапочки и бабушки.
Дети охотно подсказывают надо идти вниз, вверх, по тропинке,
а потом снова вниз, вверх, вниз.
Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты.
Пример: «Угадай букву». Дети закрывают глазки, достают
букву из конверта и угадывают её. На уроках они работают в паре.
- Использование карточек, где указан порядок написания буквы.
Применяю в тех случаях, когда написание сложное.
- Использование кальки
Во 2 классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка.
Использование тетрадей по чистописанию
3 класс - это период, когда учащиеся начинают писать в тетрадях в одну линейку
В 4 классе ,по прежнему, важны занятия по чистописанию. У учащихся 4 класса объём классных заданий выполняется больше, чем в других классах, поэтому необходимо продолжать работу по выработке у учащихся отчётливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.
На всех уроках я обязательно использую разного вида поощрения:
- Любуемся каждой написанной буквой.
- Найди на строке самую красивую букву, поставь под ней «+»
- Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая
лучше, а третья еще лучше.
- Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”
- Выставка работ в классе.
- Выставки для родителей.
Ну а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли
первоклассников.
На доске плакат с букой «О»
- Сегодня на уроке мы познакомились со звуком «о»
Какой буквой мы обозначаем звук «о»?
Кто сформулирует тему нашего урока?
Тема нашего урока- письмо буквы «о».
- Возьмите веревочку, из нее сложите букву «о».
Молодцы!
- А сейчас возьмите кусочек пластилина, скатайте колбаску,
и из нее сделайте букву «о».
- Вы любите играть? Мы поиграем.
Из волшебного мешочка вытащите букву и с закрытыми
глазами, наощупь, определите, что это за буква.
Молодцы, какие чувствительные у вас пальчики!
- Показ написания буквы учителем. Объяснение.
- Под лист подложите разлиновку ( этим приемом я пользуюсь
и в 4 классе) Обратить внимание, что очень хорошо видны
наклон, ширина букв.
- На кальку обвести 2-3 раза букву «о», затем написать букву
на строке, сверху на вашу букву положить кальку и сравнить с
образцом.
Молодцы!
- Допишите строку до конца, пользуясь разлиновкой, калькой.
Найдите самую красивую букву, поставьте под ней «плюс»
Памятка
- Рисование, раскрашивание картинок – любимое памятка
занятие дошкольников. Но необходимо обращать
внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?
- Штриховка.
- Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
Например: выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь
пользоваться ножницами и клеем.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
- Всасывание пипеткой воды.
- Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
- Работа с мозаикой.
- Вязание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастеркласс на конкурсе "Учитель года-2012" Балашовского района
«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти» Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости. Самое лучшее, что создают люди, составляет культур...
Мастеркласс "Озорной ежик"
Работа представляет собой мастеркласс по изготовлению фигуры с использованием пенопластовой заготовки, пайеток, канцелярских иголок. Материал разработки может быть использован в ходе урока техно...
презентация "Вязание" к мастерклассу в начальной школе
В презентации представлена информация об истории вязания, промышленном и домашнем вязании, об изготовлении помпонов. Презентация может быть использована на мастерклассе или на уроке технологии в начал...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1- 4 класс.
Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1-4 кл....
Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "
В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил приз...
Мастеркласс по каллиграфии
Предлагаю вашему вниманию рекомендации по развитию навыков каллиграфического письма. Мастеркласс для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников....