Мастеркласс по каллиграфии
материал (1 класс)

Троицкая Лариса Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по развитию навыков каллиграфического письма. Мастеркласс для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование  каллиграфических навыков у младших школьников»

                                       Подготовила

                             учитель начальных классов:

                                                   Троицкая Л. С, учитель начальных классов

                                                  ГБОУ школа № 464 Пушкинского района г. СПб

Мастер – класс

«Формирование  каллиграфических навыков у младших школьников»

Цель мастер-класса: познакомить родителей с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию каллиграфии  на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять не только на уроках, но и  в работе дома.

Задачи:

-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить родителей в целесообразности их использования в практической деятельности.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Шнурки, пластилин, калька, разлиновки, буквы, вырезанные из картона (наждачной бумаги), карточки с элементами букв, карточки с буквами на которых указан порядок письма, картинки для штриховки

Лучшие тетради ( 1 класс и 4 класс).

Памятки для каждого родителя ( распечатаны на листах ).

Тетради для чистописания на печатной основе

Продолжительность проведения: 30 – 35 минут.

Целевая аудитория: родители будущих первоклассников

                      План проведения мастер- класса:

1.Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

2.Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности  применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формированию каллиграфических навыков на уроках в начальной школе,; родители  смогут использовать приобретенные знания и приемы.

 

Звучит песня « Чему учат в школе»

Ход проведения мастер-класса.

Вступительная беседа.  

  Всем доброе утро.

Мое сообщение  предназначено для родителей первоклассников,

так же для родителей будущих первоклассников. Но, надеюсь, что и родители учеников 2-4 класса, и коллеги – учителя почерпнут для себя что- то новое, интересное, полезное.

  1.                                                                                                          Слайд 1

 Каллиграфия – это искусство писать четким,

красивым почерком.

Тема нашего мастер класса – « Каллиграфия – это искусство

 писать четким, красивым почерком»

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на     СЛАЙД 2 

 первых этапах обучения, потому что правильный почерк

формируется в самом начале обучения – в начальной школе.

Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания

именно в начальной школе.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается

в первом классе и  продолжается в течение всего обучения в

начальной школе, то есть выступает основой при

закладывании в школьниках способности к правильному и

 грамотному письму в будущем.

       2. Постановка проблемы

          Наверное, не ошибусь, если назову уроки обучения

грамоте, а в дальнейшем русского языка самые трудные, а поэтому

 и самые нелюбимые. И сегодня я хочу рассказать о своих

находках по выработке каллиграфических навыков, которые

 я применяла в своих классах и которые принесли

положительные результаты не только в формировании

каллиграфических навыков, но и в развитии речи и грамотности.

                                                                                                                   

Известный  ученый психолог А.Р.Лурия отмечал, что «Процесс

письма с полным основанием относится психологией к                СЛАЙД 3

наиболее сложным, осознанным формам речевой  

деятельности».

Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем                          

 все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них  СЛАЙД 4

  далеко не каллиграфический почерк.  Что случилось с почерком,

почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает

 наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше

 и больше волнуют и нас, учителей, и вас, неравнодушных родителей.

         Одной из причин является внедрение во все области нашей

жизни, в том числе и в область образования,  компьютерных

технологий. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш.

Также причинами данной проблемы являются ограниченность

 времени, которого так не хватает на уроках, а порой и просто

 непонимание значимости данной проблемы учителями и

родителями.  

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо

 невозможно в короткий срок, т.к. навык письма формируется

медленно. Достижение этой цели зависит от решения

многих вопросов, встающих перед учителем с первых занятий

обучения письму.

Родителям будущих первоклассников, родителям учеников

 1 класса я рекомендую:                                                                СЛАЙД 5

  1. Рисование, раскрашивание картинок – любимое                       памятка

 занятие дошкольников. Но необходимо обращать

      внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?

  1. Штриховка ( развитие мускульной памяти) Штриховка

укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти рук

 ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и

 внешняя речь ребёнка, его логическое мышление,

 активизируются творческие способности.

  1. Изготовление поделок из бумаги, природного материала.

 Например: выполнение аппликаций.  Ребенку нужно уметь

пользоваться ножницами и клеем.

  1. Конструирование.
  2. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  3. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на

веревке.

  1. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
  2. Всасывание пипеткой воды.
  3. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
  4. Работа с мозаикой.
  5. Вязание.

И помните, что научить малыша красиво писать гораздо

проще, чем исправлять плохой почерк.

С первых дней пребывания ребенка в школе

 я уделяю большое значение тому, как сидит ребенок за

 партой, как держит ручку и тд. Эти правила дети знают

 наизусть, так как проговариваем ихна каждом уроке. 

Как правильно сидеть при письме:                                                       Плакат

-сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть

наклонить вперед;

-опираться спиной на спинку стула;

-не опираться грудью на стол;

-ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно

 на полу или подставке;

-обе руки на столе, опираются о стол, локти выступают за край

стола.

Как правильно держать ручку:                                                       

-Ручка лежит на левой стороне среднего пальца,

указательный палец придерживает ручку сверху, большой

 палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены

 и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается

на верхний сустав мизинца;

Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного

пальца составляет примерно 1,5 - 2,5 см;

Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые я использую

на своих уроках.

    - Выложить букву из веревочки, шнурка, проволоки.

    - Вылепить букву из пластилина.

   - Использование разлиновки.

   - Ощупывание букв. Через метод ощупывания буквы в памяти

 у ребёнка формируется образ буквы, её модель, которую он

будет писать. ( Буква вырезана из картона, а лучше из бархатной

 бумаги. Двигаясь пальцем по буквам, ребёнок как бы

ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия,

 элементы букв, направление письма.)

Например: при знакомстве с буквой Ш ш можно

использовать песню Красной Шапочки, при ощупывании буквы

 мы как бы повторяем путь Красной Шапочки и бабушки.

Дети охотно подсказывают надо идти вниз, вверх, по тропинке,

 а потом снова вниз, вверх, вниз.

  Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты.

 Пример: «Угадай букву». Дети закрывают глазки, достают

букву из конверта и  угадывают её. На уроках они работают в паре.

- Использование карточек, где указан порядок написания буквы.

Применяю в тех случаях, когда написание сложное.

- Использование кальки

     Во 2 классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка.

Использование тетрадей по чистописанию

    3 класс - это период, когда учащиеся начинают писать в тетрадях в одну линейку 

В 4 классе ,по прежнему, важны занятия по чистописанию. У учащихся 4 класса объём классных заданий выполняется больше, чем в других классах, поэтому необходимо продолжать работу по выработке у учащихся отчётливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.

На всех уроках я обязательно использую разного вида поощрения:

  • Любуемся каждой написанной буквой.
  • Найди на строке самую красивую букву, поставь под ней «+»
  • Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая

 лучше, а третья еще лучше.

  • Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”
  • Выставка работ в классе.
  • Выставки для родителей.

Ну а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли

первоклассников.

На доске плакат с букой «О»

- Сегодня на уроке мы познакомились со звуком «о»

Какой буквой мы обозначаем звук «о»?

Кто сформулирует тему нашего урока?

Тема нашего урока- письмо буквы «о».

- Возьмите веревочку, из  нее сложите букву «о».

Молодцы!

- А сейчас возьмите кусочек пластилина, скатайте колбаску,

и из нее сделайте букву «о».

- Вы любите играть? Мы поиграем.

Из волшебного мешочка вытащите букву и с закрытыми

глазами, наощупь, определите, что это за буква.

Молодцы, какие чувствительные у вас пальчики!

- Показ написания буквы учителем. Объяснение.

- Под лист подложите разлиновку ( этим приемом я пользуюсь

 и в 4 классе) Обратить внимание, что очень хорошо видны

наклон, ширина букв.

- На кальку обвести 2-3 раза букву «о», затем написать букву

 на строке, сверху на вашу букву положить кальку и сравнить с

 образцом.

Молодцы!

- Допишите строку до конца, пользуясь разлиновкой, калькой.

Найдите самую красивую букву, поставьте под ней «плюс»

Памятка 

  1. Рисование, раскрашивание картинок – любимое                       памятка

 занятие дошкольников. Но необходимо обращать

      внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?

  1. Штриховка.
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала.

 Например: выполнение аппликаций.  Ребенку нужно уметь

пользоваться ножницами и клеем.

  1. Конструирование.
  2. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  3. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  4. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
  5. Всасывание пипеткой воды.
  6. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
  7. Работа с мозаикой.
  8. Вязание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс на конкурсе "Учитель года-2012" Балашовского района

«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти» Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости. Самое лучшее, что создают люди, составляет культур...

Мастеркласс "Озорной ежик"

Работа представляет собой мастеркласс по изготовлению фигуры с использованием пенопластовой заготовки, пайеток, канцелярских иголок. Материал разработки может быть  использован в ходе урока техно...

презентация "Вязание" к мастерклассу в начальной школе

В презентации представлена информация об истории вязания, промышленном и домашнем вязании, об изготовлении помпонов. Презентация может быть использована на мастерклассе или на уроке технологии в начал...

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1- 4 класс.

Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1-4 кл....

Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "

В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил приз...

Мастеркласс по каллиграфии

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по развитию навыков каллиграфического письма. Мастеркласс для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников....