Картотека нейрокоррекционных игр для обучающихся с ОВЗ, имеющих трудности в обучении
методическая разработка

Поддубнова Алина Петровна

Представлены нейрокоррекционные игры для 3 блоков мозга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_neyroigr.docx194.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Картотека нейрокоррекционных игр для обучающихся с ОВЗ, имеющих трудности в обучении

Выполнила : учитель-дефектолог Поддубнова А.П.

г.Нефтеюганск

Упражнения для первого блока мозга

        Для нейрокоррекции используются комплексы дыхательных, глазодвигательных упражнений, растяжки и массажи, которые подбираются для ребенка индивидуально.

        Рекомендованы прогулки на свежем воздухе, ограничение в использовании гаджетов, организация режима дня, полноценный сон.

Дыхательные упражнения

  • «Шарик». Исходное положение (и. п.) — лежа на полу, руки и ноги расслаблены, правая рука расположена на животе, левая рука лежит вдоль тела. Инструкция: «Надуваем в животе шарик. Вдыхаем носом (ведущий с шумом вдыхает сам, при этом держит руку на своем животе и демонстрирует, как он становится больше), и в животе у нас надувается шарик, например, красного цвета, как резиночка на руке (или  футболка),  например,  у  Миши.  Теперь  дуем

(ведущий с шумом выдыхает, вытянув трубочкой губы и демонстрирует, как рука опускается вместе с животом), и шарик сдувается, следующий шарик у нас будет желтый для Саши» и т. п.

Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т 1. Шарик удерживается на счет. Инструкция ведущего: «Надуваем в животе шарик. Вдыхаем носом (ведущий с шумом вдыхает сам), и в животе у нас надувается шарик красного цвета, как резиночка на руке у Миши. Шарик большой, красивый, держим его, пока я считаю до двух: раз, два. А теперь дуем (ведущий с шумом выдыхает, вытянув трубочкой губы), и шарик сдувается, следующий шарик у нас будет желтый для Саши» и т. п.

Ус л о ж н е н н ы й  в а р и а н т 2. Добавляются движения рук. Инструкция ведущего:

«Надуваем в животе шарик, и на вдохе руки поднимаются вверх. Вдыхаем носом (ведущий с шумом вдыхает сам и поднимает руки), в животе у нас надувается шарик красного цвета, как резиночка на руке у Миши, шарик большой, красивый, держим его, пока я считаю до двух: раз, два (постепенно доводим до 4. А теперь дуем, и ручки опускаются (ведущий с шумом выдыхает, вытянув трубочкой губы, и опускает руки в процессе проговора), и шарик сдувается».

«Колыбельная для зверят». Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.). И. п. — сидя на полу, правая рука на животе. Дети пропевают заданные звуки. Ведущий может рассказать следующую историю: «Сейчас мы с вами будем петь колыбельную. Представим, что у нас тут живет утенок, его мама ушла на поиски вкусных червячков, а он еще совсем маленький и боится оставаться один. Мы споем для него колыбельную, тогда он заснет. Для утенка мы поем звук “у”. Кладем руку на живот (демонстрирует), вытягиваем губы (демонстрирует) и поем длинную песенку “ууу” (произносит вместе с детьми). Потом поем для аистенка “а” (“мама полетела наловить ему рыбки”), для ослика “о” (“мама пошла принести ему травки, воды”)» и т. п. Важное условие

— петь нужно на одном дыхании. Если ребенок прерывается, заново вдыхает и поет дальше, ведущий поясняет: «Когда мы вдыхаем, детеныш просыпается, лучше спеть короткую песню, но на одном дыхании».

Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т 1. На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т 2. В процессе пропевания стучим по груди в области грудины

«Травка» И. п. — сидя на коленях и на пятках, руки сцеплены пальцами в замок и лежат на голове. На вдохе (через нос) сцепленные в кистях руки поднять вверх и потянуться, медленный выдох через рот, в процессе которого также медленно руки опустить на пол перед собой, согнув спину. Пояснение детям: «Сначала травка растет, тянется к солнышку, потом

подул ветерок, и травка опустилась». Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности

Самомассажи

«Обезьянки моют голову». Детям в определенный момент игры-сказки предлагается представить, что они обезьянки, которые собрались пойти в гости, но неожиданно заметили, что сильно испачкались, так что теперь задача помыться. Взрослый предлагает «помыть голову» и демонстрирует, как это делать: слегка согнув пальцы в суставах, расположить их сначала в лобной части головы (при этом сообщает, что будем «мыть лоб») и начать массировать круговыми движениями. Дети повторяют действия ведущего и все вместе приговаривают, например: «моем-моем трубочиста, чисточисто, чисто-чисто». Потом опять, вслед за ведущим и его комментарием: «а теперь затылок» — перемещают руки и продолжают массаж и стишок: «будет-будет трубочист чист-чист, чист-чист». Далее пальцы перемещаются на макушку и височную область. Все действия желательно сопровождать стихами или порядковым счетом, так как это позволяет детям лучше сосредоточить внимание и действовать в определенном ритме.

«Обезьянки расчесываются». Когда «обезьянки помылись», они «захотели стать еще красивее и решили расчесаться». Детям предлагается «взять в заданную (например, левую) руку зеркальце» (рука вытягивается с поднятой и обращенной к лицу ладонью, как будто в ней расположено зеркальце), а другую руку поднять вверх с напряженными полусогнутыми пальцами (как будто это расческа) и расчесаться (от левого виска к правой части затылка — ведущий показывает, как). Сделав 3–5 расчесывающих движений, воображаемое зеркальце с хлопком перекладывается в правую руку, теперь уже «причесываемся» левой рукой по тому же принципу, не забывая «смотреться в зеркальце».

«Сороконожки». И. п.– сидя на полу. Ребенок готовит руки — ставит кисти с растопыренными пальцами на область груди и со словами, произносимыми хором и ведущими, и детьми «две сороконожки бежали по дорожке», пробегает — перебирает пальцами до кончиков ног: «вместе прибежали и» называет свое имя «(Ванечку, Сашеньку…) обняли» и изо всех сил обнимает себя. С совсем маленькими детьми или с детьми с выраженным отставанием в развитии это упражнение сначала может выполнять ведущий.

Язычковые упражнения

«Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы

«Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало.

Следить, чтобы кончик языка не поднимался вверх. «

"Часики". Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть свободным. Нижняя челюсть остается неподвижной. «

Шлепалки». «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его с разными звуками: «пя-пя-пя», «на-на-на» и т. п.

«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

Упражнения на развитие и укрепление мышц руки (развитие мелкой моторики)

«Червячки». Растопырить пальчики обеих рук и пошевелить ими, изображая червячков.

«Пальчики здороваются». Ладони соединяются таким образом, чтобы каждый палец правой руки был соединен с соответствующим пальцем левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем каждая пара пальцев несколько раз рассоединяется и соединяется со словами «привет-привет». Остальные пальцы в это время сомкнуты.

«Бибикалки». Все пальцы сжаты в кулаки, работают только большие пальцы (как бы нажимают на кнопки) со словами «би-бип».

«Стрелялки». Все пальцы сжаты в кулаки, работают только указательные (как бы нажимают на курок), ребенок приговаривает: «пиф-паф».

«Зайка шевелит ушками». Все пальцы сжаты в кулаки, указательный и средний — прямые (ушки зайчика). Показать, как зай ка шевелит ушками, и приговаривать: «ой-ой» (зайчик прячется от охотника)

«Корова бодается». Все пальцы сжаты в кулаки, указательный и мизинец прямые («рога»). Показать, как коровка бодается, приговаривая: «му-му»

Упражнения на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела

«Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море (приседает и совершает покачивающие движения бедрами).

«Насос и надувная кукла». Ребенок изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу. Другой ребенок изображает, как он надувает куклу насосом. По команде взрослого кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание куклы опасно: «кукла сильно напряглась и может лопнуть». Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из куклы «вынимают насос», и она постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.

«Двигаемся по-разному». Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами: прыгаем как мячики (на двух ногах); прыгаем как зайчики (на одной ноге, затем — на другой); ходим как мишки (на внешней стороне стопы); ходим как будто мы очень устали; ходим как маленькие ляльки, которые только что научились ходить; как будто пол очень горячий, как будто мы замерзли и т. д. Дети могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро, чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление различных групп мышц, максимально расслабленно). Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые — медленные, мягкие — жесткие, сильные — слабые, тяжелые — легкие, непрерывные — отрывистые, свободные — с сопротивлением.

«Росток». И. п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представь себе, что ты маленький росток, только что прорезавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе “расти”». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят, как тряпочки; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит на солнышко, тянется к нему.

Растяжки

«Звездочка». И. п. — лежа на полу. «Звездочка спит»: руки и ноги расслаблены, ноги вместе, руки вытянуты вдоль тела. «Звездочка загорелась»: руки и ноги разведены в стороны, максимально вытянуты. Постепенно дети учатся «зажигать» только верхние «лучики», только нижние, только правые, только левые, правый верхний и левый нижний и т. д.

«Растишка». Ребенок стоит на полу и поднимает вверх руки, ведущий берет его за руки и помогает ему тянуться со словами «растем, растем…»

«Качалка». И. п. — лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку. Сначала упражнение выполняется при помощи ведущих.

Бревнышко». И. п. — лежа на спине, руки подняты за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как бревнышко. Сначала упражнение выполняется при помощи ведущих.

«Лодочка». И. п. — лежа на животе. Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции ведущих напрягает и поднимает правую руку (ногу), обе руки (ноги), одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза

Ползания

«Ляльки». Ползаем на четвереньках, как будто мы маленькие ляльки (кто как умеет).

«Раненый боец». Лежа на животе. Прямые ноги вместе, руки согнуты в локтях. Ребенок ползет, подтягиваясь на руках (руки переставляет по очереди: правую руку выставил вперед, подтянулся; затем — левую вперед, подтянулся).

«Медуза». Лежа на спине. Руки на животе, прямые ноги вместе. Ребенок сгибает обе ноги одновременно и отталкивается пятками (плывет как медуза).

«Червячок». Лежа на животе. Руки за спиной. Ползет только при помощи ног, по очереди сгибая каждую ногу. «Ручки — ножки». Стоя на четвереньках. По команде ведущего

«Ручки!» сначала переставляются вперед обе руки, затем по команде «Ножки!» к ним подтягиваются обе ноги.

«Правая сторона — левая сторона». Стоя на четвереньках. Сначала одновременно переставляются правая рука и правая нога, затем — левая рука и левая нога

Межполушарное взаимодействие

«Велосипед». Лежа на спине, ребенок имитирует ногами езду на велосипеде. Усложнение: при этом локтем (ладонью) касается противоположного колена, одноименного колена, затем снова противоположного колена.

«Солдат». Ребенок вслед за ведущим шагает на месте, как это делают солдаты, — поочередно высоко поднимает колени; рука, противоположная поднятому колену, сгибается в локте и поднимается к груди, другая рука выпрямляется и выносится вбок и немного назад. Ведущий командует в равномерном темпе: «Правой — левой, правой — левой!» На этапе усвоения упражнения темп замедлен, шагаем на месте, по мере усвоения темп можно убыстрять и переходить на марширование по прямой, по кругу и по другим заданным

траекториям (маршрут можно выкладывать на полу веревкой или другими подручными средствами).

«Ладушки». Эта игра одна из первых появляется в опыте любого ребенка. Если ребенок с ней не знаком, наиболее простой вариант выполняется в паре с ведущим: сидя напротив друг друга, оба хлопают в ладоши и после этого встречаются ладошками без перекреста.

Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером без перекреста, опять хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с перекрестом (встречаются правые и левые руки).

Кулак — ладонь». Руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак — ладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант — удар

«кулак — ладонь» — делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая рука, то правая);

«Прыжки на месте»: а) чередование прыжков: ноги врозь, ноги вместе; б) чередование прыжков: ноги врозь, ноги скрестно, поочередно левая и правая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног). Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ног, затем в противоположную.

«Ухо — нос». Правой рукой взять себя за нос, а левой — за правое ухо. Затем хлопнуть в ладоши и правой рукой взяться за левое ухо, а левой — за нос (более простой вариант — браться одной рукой за нос, а второй — за ухо с той же стороны, что и рука).

«Ворона и червячки». Правая рука сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону и вращается (червячок), левая рука изображает ворону, которая хочет съесть червячка: четыре пальца ладони сжаты вместе, а большой палец отставлен вниз — открытый клюв, четыре пальца касаются большого — закрытый клюв. Одновременно изображать крутящегося червячка и ворону, которая открывает и закрывает клюв.

Рисование двумя руками. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т. д. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок.

Упражнения для второго блок мозга

        Коррекционная работа здесь зависит от вида нарушения и выстраивается индивидуально под каждого ребенка, исходя из его особенностей работы мозга.

«Повтори позу». Дети повторяют за психологом или одним из детей позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. Обычно это упражнение включено в ритуальное приветствие, когда каждый участник здоровается и показывает свое настроение мимикой и положением тела, задача остальных

— поздороваться в ответ и повторить его позу.

«Рисунки на спине и ладонях». Учитель рисует на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.) и просит его угадать, какая фигура нарисована.

Если ребенок затрудняется, то можно вместо фигуры нарисовать прямую линию (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросить его изобразить эту линию на листе бумаги. То же можно проделать сначала на его правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

«Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек при ребенке кладут различные небольшие предметы, называя их, например: «ключ», «кольцо», «монета», «мячик»,

«колокольчик»… После ритуальной фразы «Волшебный мешочек, пожалуйста, впусти» ведущий чуть-чуть приоткрывает мешочек, чтобы ребенок смог запустить туда руку (или обе руки). Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке.

«Зарядка». Выполняем движения по команде с обязательным проговором: «Руки вверх

— в стороны, вперед — назад, тянемся вверх, опускаемся вниз, прыгаем вправо — влево, вперед — назад, поднимаем правую руку, левую, правую ногу, левую».

«Пчелка». Пчелку нужно найти на правом верхнем углу коврика, на левом плече соседа справа и т. п.

«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т. д. Более сложный вариант для старших детей — «Непослушный робот». Выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад, вместо того чтобы подпрыгнуть вверх — приседает, поворачивает не направо, а налево.

«Клад». Ведущие заранее прячут в кабинете конфеты или маленькие игрушки. Затем, следуя командам взрослого, ребенок выполняет определенные действия (например, три шага вперед, поворот направо и т. д.) и находит клад

Рисование по образцу. Ведущий при ребенке выполняет фломастерами или кисточкой простой рисунок, представляющий собой комбинацию основных геометрических фигур (круг, квадрат, тре угольник + линии), например, рисует в середине листа круг и от круга в стороны

— прямые линии (солнышко). Листок кладется в центе стола, дети копируют Конструирование. Выполняется с помощью специальных материалов (кубики и

квадраты Никитина, разрезные картинки, палочки…). Образец выкладывается ведущим или дается на карточке, ребенку нужно повторить

Узнай звук. Детям показывают и демонстрируют звучание 2–4 музыкальных инструментов (например, колокольчик, бубен, деревянные ложки и металлофон), затем за ширмой играют на одном из них и предлагают угадать. • Фонематическое внимание. Ведущий задает какой-то звук (например, «р») и предлагает детям каждый раз, когда они его услышат, хлопать в ладоши. Далее ведущий называет отдельные слова, и дети следуют инструкции. Совершившие ошибку выходят из игры, в конце остается самый внимательный.

Упражнения для третьего блока мозга

        Нейропсихологическ коррекция в данном случае включает индивидуально подобранные упражнения и задания на программирования деятельности с инструкциями (задания и игры с правилами), на регулирование действий, графический диктанты. Включаются игры на развитие экспрессивной речи: рассказы по картинкам, пересказы смысла текстов, описание предметов.

        Помимо этого в коррекцию включаются задания на проработку эмоционально-волевой сферы. Родителям даются рекомендации на составление правил для ребенка и организацию режима дня.

«Хлоп-шлеп». И. п. — сидя на полу или за столом. Ребенок кладет руки на ровную поверхность. По команде «Хлоп!» ребенок хлопает в ладоши, по команде «Шлеп!» одновременно шлепает ладонями о поверхность.

Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т 1. После хлопка ребенок показывает большие пальцы, затем шлепает по поверхности, снова показывает большие пальцы и т. д.

 «Светофор». Детям показывают карточки трех цветов и называют их: красный, желтый, зеленый. Когда называют и показывают красный цвет, нужно стоять, желтый цвет — прыгать на месте, зеленый — бегать.

«Бабочки». Когда взрослый хлопает один раз, дети бегают, размахивая руками, изображая летающих бабочек; когда ведущий хлопает два раза, бабочки должны остановиться, «сесть на цветочек» и замереть.

«Черепаха». Дети встают на колени и вместе ползут в сторону ведущего («идут в гости к черепахе»). Если черепаха обернулась, нужно замереть. В периоды, когда черепаха не смотрит, задача детей продолжать двигаться в ее направлении, но как можно медленнее и при этом не останавливаться.

«Пугалки». Дети становятся в круг. По команде ведущего начинают двигаться вправо: три приставных шага с тремя хлопками. Ведущий считает вслух: «раз, два, три». Затем то же самое в другую сторону. После этого два приставных шага с двумя хлопками вправо («раз, два»), то же самое влево. Затем один приставной шаг с хлопком вправо («раз»), один шаг с хлопком влево, после этого резко выбросить руки перед собой с криком «у-у-у-у!» («напугать друг друга»).

«Сова». Дети изображают разных зверей — белочек, мышек, зайчиков… (по выбору). По команде «День!», сопровождающейся хлопком или звоном колокольчика, бегают, прыгают, играют. По команде «Ночь!», сопровождающейся двумя хлопками или двумя звонками колокольчика, дети прячутся — садятся на корточки и замирают. В это время ведущий изображает сову, которая летает и ищет зверей, если кто-то пошевелился, забирает его и

«уносит в гнездо». Далее опять следует команда «День!» до тех пор, пока не останется один игрок — победитель.

 «Золотая рыбка». Дети встают в круг и берутся за руки (это рыболовная сеть). Один ребенок встает в центр круга (золотая рыбка) и пытается выбраться за его пределы. Дети, которые изображают сеть, поднимают или опускают руки, чтобы помешать рыбке убежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"

   Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...

Индивидуальный подход к детям, имеющим трудности в обучении

В этой презентации вам предоставлены различные подходы к детям , имеющим трудности в обучении...

Выявление, развитие и реализация способностей одаренных детей. Поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении. Из опыта работы

Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. ДидроОдарённый ребенок.… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог св...

Коррекционно – развивающая программа групповых занятий с обучающимися, имеющими трудности в обучении 1-6 класс

Программа коррекционной работы  направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования  школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастн...