Организация учебной деятельности в 1 классе. Подведение итогов I четверти.
методическая разработка (1 класс)

Павлова Надежда Александровна

Как помочь ребёнку дома при выполнении домашнего задания, чему научились дети в первые два месяца учёбы в школе, есть ли проблемы - об этом  ведётся разговор на собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности в 1 классе.

Подведение итогов I четверти.

Организационный  момент:

          - характеристика класса:

В классе 18 учащихся:  9 мальчиков, 9 девочек. Национальный состав: 8 бурят, 10 русских. 14 посещали детсад. Не посещали детсад _____________________________________________________________

Ваши дети проучились в школе уже 2 месяца. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой “острой” адаптации. Так как в  1 классе безоценочная система обучения, попробую вам  чуть охарактеризовать словами успехи детей.

 Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Особенно  первые недели обучения.  Они характеризуются  достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности,  наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

       В дошкольном возрасте ведущей являлась  игровая деятельность.  Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка.

Сейчас ещё идет время адаптации детей, этот период может длиться от 2  до 4 месяцев, в крайних случаях до полугода, всё индивидуально. Значительная часть детей  адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

В классе 18 учеников. На уроках обычно  работают, сами поднимают руки  половину детей, но состав этой группы все время меняется. Не все дети бывают активны. Но совсем пассивных нет. На одном уроке работают, руку поднимают, на другом отдыхают.

     Есть ребята, которые на уроке, чтобы привлечь внимание, почувствовать себя учеником, поднимают руку, а ответа не знают. Есть, наоборот, знают, но руку не поднимают.

  Не все дети добросовестно дома выполняют рекомендации, задания. Некоторые забывают выполнить, у кого-то не хватает времени. Но, чтобы вы понимали, цель этих тренировочных упражнений не только в том, чтобы, загрузить дома родителей, это нужно для того, чтобы закрепить навык, полученный на уроке вне школьных стен. Важно, чтобы  ребенок чувствовал заинтересованность родителей и не боялся рассказать всё, что его беспокоит.

В течение 1 четверти на уроках чтения дети

  • наблюдали за особенностями устной и письменной речи.
  • Составляли под диктовку схемы простых предложений различной распространенности.
  • Придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы. 
  • Определяли количество слов в предложении,  количество предложений в тексте. Читали и сравнивали предложения с разной интонацией..
  • Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме.
  • Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. 
  • Скандировали по слогам слова-предложения. 
  • Определяли количество слогов в словах и ставили в словах ударения. 
  • Наблюдали за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове.
  • Определяли  наличие в звучащем слове твёрдого  и мягкого звуков.
  • Различали слоги и слова, слова и предложения.
  • Контролировали свою работу по разгадыванию загадок.
  • Наблюдали за многозначностью слов с опорой на иллюстрации.
  • Выделяли  среди слов имена людей.
  • Сопоставляли  похожие по написанию, но разные по значению слова.
  • Дополняли слоги до слов.
  • Анализировали звуковой и буквенный составы слов.
  • Наблюдали за изменением значения слова при замене буквы в слове. 
  • Наблюдали  за изменением смысла слова при  замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов). 
  • Учили скороговорки и старались объяснять смысл пословиц.

     На уроках письма

  • Следили  за положением ручки при письме, посадкой за столом. 
  • Учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки,  соблюдать наклон при письме.
  • Тренировались в написании крючков. 
  • Выполняли работу по образцу.  
  • Сравнивали  выполненную работу с образцом, находили несовпадения. 
  • Сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании.
  • Старались контролировать расстояние между элементами во время их написания.
  • Комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений.
  • Классифицировали печатные и письменные буквы.
  • Писали  слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Наблюдали за изменением слов в предложении (по родам). 
  • Анализировали  образцы  письма.

На уроках математики

  • соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами.      
  • Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов.
  • Сравнивали числа от 1 до 10 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда.
  • Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.
  • Моделировали геометрические фигуры(треугольник, четырёхугольник, многоугольник).
  • Тренировались в  письме цифр.
  • Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).
  • Учились использовать порядковые числительные в речи, прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры. 
  • Читать равенства и неравенства, 
  • использовали знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.
  • Увеличивали и уменьшали число на 1, называя следующее и предыдущее число.
  • Восстанавливали пропущенные числа в числовом ряду.
  • Определяли с опорой на рисунки, насколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
  • Наблюдали  на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, учились делать выводы.
  • Наблюдали за свойствами геометрических фигур, определяли  сходства и различия, делали выводы. 
  • Строили симметричное изображение на бумаге в клетку.
  • Учились ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
  • Описывали  линии, используя слова прямые, кривые, отрезки.

На уроках окружающего мира.

  • Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике.
  • Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
  • Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.
  • Группировали предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
  • Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).
  • Называли признаки осени.
  • Объясняли значение некоторых дорожных знаков.
  • Обсуждали правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и старались выполнять их.
  • Работали в парах.
  • Находили нужную информацию в справочнике учебника.Оценивали своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Изучили различные цветы (полевые, растущие на клумбе), виды деревьев и т.д. по программе с опорой на учебник и рабочую тетрадь.

На уроках проблем с дисциплиной можно сказать, что нет. Острой  проблемой  выступает сдерживание двигательной активности  ребенка на перемене, когда  происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат. Возраст 7-8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию норм и правил и к их повседневному выполнению. Саморегуляция поведения у большинства детей в классе отсутствует. Давайте  учить детей  управлять своим поведением. Во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. Один побежал, другому тоже надо. Часто при разборе конфликта перекладывают вину друг на друга вместо того, чтобы признать свою неправоту и постараться исправиться. Необходимо научить ребёнка сдерживать негативные проявления в поведении.

      Еще одна проблема в классе – это громкоговорение. Дети даже между собой очень громко говорят. Дома постарайтесь, пожалуйста, сами сбавить громкость и если ребенок начнет переспрашивать, не торопитесь повторять ему свой вопрос или просьбу. Иначе он привыкнет, что ему достаточно переспросить, вместо того, чтобы вникнуть с 1-го раза. Мне приходится по несколько раз повторять одно и то же. Дети слушают, но не слышат, т.е. не вникают в суть произнесенной фразы, не сразу могут повторить, сказанное мной.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

• организация режима дня;

• контроль за выполнением домашних заданий;

• приучение детей к самостоятельности.

1-е направление помощи – организация режима дня. Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня. Организация режима дня позволяет ребенку:

• легче справиться с учебной нагрузкой;

• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

2-е направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

3-е направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя.

Самое главное чему ребенок должен научиться к концу 1 класса – хотеть и уметь учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности

Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цел...

Родительское собрание в 1 классе на конец I четверти «Организация учебной деятельности в 1 классе. Подведение итогов I четверти».

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности в 1 классе. Подведение итогов I четверти" проведено в конце первой четверти. Цель собрания: выявить представления родителей...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...