Родительское собрание "Ребенок идет в первый класс"
методическая разработка (1 класс)

Прибыткова Светлана Анатольевна

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Ребенок идет в первый класс».

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.
Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
  • Выборы родительского комитета.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада видеть всех Вас в этом классе и приветствовать на первом собрании, тема которого, «Ребенок идет в первый класс».

Меня зовут Светлана Анатольевна. Я буду первым учителем для Ваших детей. Собрание сегодня ознакомительное, организационное.

Каждый раз, набирая первый класс, мы волнуемся. Какие они, наши будущие ученики? Но . с еще большим волнением ждем встречи с Вами, уважаемые родители. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли Вы понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклашкам. Именно от этого зависит успех нашей с Вами совместной работы. Надеюсь, что у нас Вами все получится.

– С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Вся начальная школа у нас занимается по образовательной системе «Школа России».

Комплекn включает в себя учебники, рабочие тетради и электронное приложение. Все учебники и прописи, которые вам понадобятся в 1 классе, закупила школа, а вот рабочие тетради придется приобрести самостоятельно. Об этом мы договоримся позже.

В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.

К зачислению в 1 класс вам понадобятся следующие документы:

  • Заявление (которое вы уже написали)
  • Ксерокопия свидетельства о рождении
  • Ксерокопия мед. полиса
  • Ксерокопия СНИЛС
  • Мед. карта
  • Фотография 3*4 на личное дело (В августе донести все)

Уроки начинаются в утра. Первые классы, учатся в 1 смену.

После уроков предполагается внеурочная деятельность. (10 часов в неделю)

Все учащиеся обеспечиваются бесплатными горячими завтраками. Обеды оплачивают родители. Льготным категориям обеды предоставляют бесплатно. Необходимо будет принести соответствующие документы.

Все учащиеся начальной школы занимаются в постоянном кабинете.

Естественно, каждого из вас волнует вопрос, готов ли ваш ребенок к школе. Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

Готовность к школе – это …умение читать и писать?

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно!

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, буквах и звуках). Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после текста.

Для готовности к школьному обучению не принципиально, на самом деле, умеет ли ребенок читать или считать.

Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

1. Фонематический слух, звукопроизношение.

деди (дети)
сима (зима)
клупок (клубок)
кнга (книга)

Ребенок должен:

  • Различать буквы и звуки , выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку
  • Составлять предложения из нескольких слов.
  • Отвечать на вопросы "кто", "что" и самому их задавать.
  • Не следует упрощать слова, вещи следует называть своими именами.
  • Чаще читайте ребёнку сказки.
  • Вместе сочиняйте.
  • Составляйте рассказы по картинке.

Учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.

К пяти годам он должен произносить все звуки !

2. Память.

Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребенку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.

3. Ориентация в пространстве.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д..

И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.

4. Качество детского рисунка является одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма

Всего 10–15 минут в день работы с книжкой-раскраской – и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!

Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.

5. Личностная готовность.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Если у ребенка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учебе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трех случаях. Во-первых, ребенок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!” В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест, показывающий отчасти готовность ребенка к школьному обучению.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)

самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,

аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать

аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту

собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он

назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то

занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

До школы еще три месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. Ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Советы:

Всё, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение.

Поэтому чаще рассказывайте ребёнку о школе. Дети должны знать, сколько дней и часов будут находиться в школе, кто будет заботиться о них после школы.

Выражайте позитивное отношение к школе. Если родители исполнены энтузиазма по поводу школьной жизни, то ребенок, скорее всего, будет ждать ее с оптимизмом. Расскажите детям о своей школьной жизни, о любимых учителях, покажите фотографии.

Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

К началу обучения в школе у ребенка должен быть определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие памяти, внимания, воображения – залог успешной учебной деятельности, готовности ребёнка к постоянным умственным нагрузкам.

- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).

Развитию этих психических процессов способствуют следующие упражнения:

  • найди несколько отличий между двумя, казалось бы, похожими картинками,
  • продолжи начатую закономерность,
  • соедини точки по порядку и посмотри, что получилось,
  • определи, что лишнее (предметы мебели и 1 предмет одежды или птицы и бабочка),
  • упражнение «лабиринт», когда надо найти выход или проследить за движением героя не только прочертив дорожку на бумаге, а, не используя карандаш проследить глазами и найти выход.
  • выполни задание по предложенному образцу,
  • скопируй в точности узор,
  • упражнения на развитие умения классифицировать, обобщать, сравнивать,
  • разучивание стихов.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

- способность управлять своим поведением

- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

- стремление преодолевать трудности

- стремление к достижению результата своей деятельности.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок до школы: умеет ли он убрать свои игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, может ли за столом вести себя «как следует». Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Интеллектуальная готовность

Важной стороной интеллектуальной готовности является развитие речи.

Все новые сведения в школе ребёнок усваивает с помощью слов, с помощью слов он выражает свои мысли. Часто речь детей неразборчива, непонятна.

Как этого избежать?

Ребёнок воспринимает родной язык от взрослых, от них во многом, зависит, как он будет говорить.

Если в доме звучит правильная, чёткая речь, ребёнок быстрее научится говорить правильно.

До 1 сентября осталось не так уж много времени. Постарайтесь

  • Научить ребенка различать право-лево.
  • Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
  • Выучите с ним ваш домашний адрес и телефон
  • Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите его за дело, говорите, как здорово у него получается писать,считать, рисовать и т. д. Это придаст ему уверенности в себе.
  • Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, аккуратно складывать свои вещи.

Приучайте детей к самообслуживанию. Ведь

  • завязать шнурки,
  • собрать портфель,
  • надеть спортивный костюм,
  • убрать за собой в столовой …

и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

Список товаров, необходимых первокласснику

– Обязательна ли школьная форма в 1 классе? ДА!

Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении все дети – они теперь первоклассники.

Школьная форма

Для мальчика оптимальный вариант одежды: пиджак, двое брюк, 3-4 рубашки, одна из которых выходная, галстук, свитер, спортивный костюм.

Для девочки – платье-сарафан, юбка, пиджак, однотонные блузки 2-3, брюки, спортивный костюм.

Одежда должна быть не маркой, удобной, не мнущейся.

Какую покупать обувь и одежду?

#1054;бувь (сменная, спортивная) должна быть удобной, по размеру.

Желательно приобретать обувь для первоклассника на липучках, т.к. шнурки дети долго завязывают.

#1052;ешочек для сменной обуви

Каким должен быть ранец ?

Портфель должен быть легким – не более 700 граммов. Чем он легче, тем легче вашему ребенку. (Ребенку нельзя носить груз, превышающий 10% собственной массы)

Верх ранца не должен быть выше плеч ребенка, а низ - ниже линии бедер.

Ширина ранца не должна быть шире плеч ребенка.

Ширина лямок должна быть около 8 см.

Задняя стенка должна иметь мягкую прокладку, чтобы острые углы книг и т.п. не давили на спину.

У ранца должно быть много карманов и отделов, чтобы равномерно распределить нагрузку и чтобы ребенку было легче найти предметы. (Приучайте ребенка самостоятельно собирать портфель.)

Современные модели оснащены светоотражательными элементами для безопасности на дорогах.

Школьные принадлежности

#1055;енал.

2. Шариковые ручки

#1055;ростые карандаши

#1062;ветные карандаши (Цвета радуги)

#1051;астик (2шт)

6. Точилка небольшого размера с контейнером

7. Линейка (20 см)

#1055;апка для тетрадей

#1058;етради в узкую частую линейку(в косую) – 12 листов

#1058;етради в обычную клетку – 12 листов

#1054;бложки на тетради

#1054;бложки на учебники

#1055;одставка для книг.

#1055;апка для уроков технологии (подписать!)

  • Клей ПВА и клей-карандаш
  • Дощечка для лепки
  • Ножницы с закругленными концами
  • Цветная бумага (формат А4)
  • Картон цветной – 1 набор
  • Пластилин
  • Клеенка

#1040;льбом для рисования с плотными листами

#1050;раски акварельные (6-12 цветов)

#1050;источки (белка, …) – 3 шт. (размер № 2 , №4, №6)

#1041;аночка для воды (пластмассовая)

Полезные советы:

  • Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребенка, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не все сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился.") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
  • С поступлением в школу в жизни ребенка появился более авторитетный человек, чем вы. Это УЧИТЕЛЬ. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  • Дайте ему время поиграть, расслабиться. Нельзя лишать жизнь ребенка многообразия, радости, игры.
  • Любите своего ребенка!
  • Любите любым: неталантливым, неудачным.
  • Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами

Анкета для родителей будущих первоклассников

#1060;амилия, имя, отчество ребёнка._____________________________________________________

2. Дата рождения, национальность_____________________________________________________

3. Домашний адрес__________________________________________________________________

4. Сведения о родителях:

мать

а) Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________

б) дата рождения__________________________________________________________________

в) образование____________________________________________________________________

г) место работы___________________________________________________________________

д) должность_____________________________________________________________________

е) мобильный телефон_____________________________________________________________

отец (если отчим, указать)

а) Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________

б) дата рождения__________________________________________________________________

в) образование____________________________________________________________________

г) место работы___________________________________________________________________

д) должность_____________________________________________________________________

е) мобильный телефон_____________________________________________________________

5. Есть ли другие дети в семье? Укажите возраст (где находятся)___________________________

__________________________________________________________________________________

6. Тип семьи (подчеркнуть)

полная

неполная (указать причину)

многодетная

малообеспеченная

имеющая ребёнка – инвалида

воспитывают бабушка, дедушка

7. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка___________________________________

__________________________________________________________________________________

8. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие? Подчеркните

9. С желанием ли ваш ребёнок собирается в первый класс?________________________________

10. Заполните таблицы

Не знает буквы

Знает не все буквы

Знает все буквы

Читает слоги

Читает слова по слогам

Читает слова свободно

Читает предложения, тексты

Есть компьютер

Есть выход в Интернет

да

нет

да

нет

11. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Особенности характера, о которых вы хотите предупредить учителя. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок идет в первый класс

Советы психолога родителям ...

Информационное родительское собрание "Ваш ребенок идет в первый класс"

Неповторимая и волнующая пора для семьи, когда ребенок идет в первый класс! Особое волнение испытытвали родители в этом учебном году, т.к. введены стандарты второго поколения. Что это такое? Какие под...

Ваш ребенок идет в первый класс

Особенности детей дошкольного возраста. Советы родителям. Советы психолога....

Родительское собрание "Ребенок идет в первый класс"

Первое родительское собрание - очень важная встреча учителя с родителями будущих учеников. В данной разработке представлен материал первого знакомства с родителями, требования школы к учебно-воспитате...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

презентация к родительскому собранию "Ваш ребенок идет в первый класс"

эта презентация позволит учителю представить информацию родителям будущих первоклассников...

Родительское собрание "Ребенок идет в первый класс"

Первое родительское собрание в 1-м классе. Тема: «Ребенок идет в первый класс»...