Должны ли быть у ребёнка карманные деньги?
консультация (2 класс)

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то
сколько? А как часто нужно это делать? Можно ли платить за оценки? И ещё
целая уйма таких вопросов волнует современных родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_dolzhny_li_byt_u_rebyonka_karmannye_dengi.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №33 г.Юрги»

Михеева Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

Должны ли быть у ребёнка карманные деньги?

«Искусство пользоваться деньгами

Отражает наше умение контролировать

Свои желания»

Алан Фромм

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько? А как часто нужно это делать? Можно ли платить за оценки? И ещё целая уйма таких вопросов волнует современных родителей.

В разных странах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принять выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям денег. В России нет единого подхода к данной теме. Кто-то считает это баловством и излишеством, кто-то – жизненной необходимостью. Психологи и многие финансисты полагают, что при грамотном подходе карманные деньги станут для ребёнка не игрой, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности.

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей.

Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители. Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб или молоко. Как правило, к этому возрасту дети уже хотят быть самостоятельными. Многие родители, придя в магазин, отходят в сторону и позволяют ребёнку делать покупки самостоятельно. Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и соответственно тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами. Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться у ребенка или  у других родителей, сколько в среднем выдают его одноклассникам. В данном вопросе важно соблюдать баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Не стоит платить детям за помощь родителям или бабушкам, ведь домашняя работа — это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть некоторые задания, которые ребенок выполнит самостоятельно или с помощью взрослых, получив за это деньги.

Например, покрасить забор у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта. Ни в коем случае не нужно платить детям за 5 или 4. Успехи в учёбе можно поощрять другими способами: поход в кино, экскурсии на выставки, поездки в гости и т.д. Карманные деньги и оценки – это совсем разные категории, не нужно их смешивать. Лучше честно объяснить ребенку, зачем нужно хорошо учиться – и что это, в первую очередь, его интерес. Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований.

Не нужно отбирать деньги за двойки, прогулы или плохое поведение. Карманные деньги – инструмент для учебы, а не дрессировки. Если вы все же решили снизить довольствие за проступки, важно предупредить об этом ребенка заранее и объяснить причину.

Многие родители задают вопрос, нужно ли контролировать траты ребёнка? Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка. Сейчас есть финансовые инструменты, с помощью которых родители могут ненавязчиво следить за расходами своего ребёнка. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка. Ошибки и бездумные траты конечно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — это цена финансовой грамотности. Не надо пугать ребенка мошенниками. Но нужно обязательно объяснить, что не все люди в этом мире честно зарабатывают деньги. Многие обманом пытаются завладеть чужими.

Современные дети много времени проводят в Сети. Расскажите ребенку о типичных уловках интернет-мошенников. Особенно тех, что обещают «золотые горы». Во-первых, расскажите об опасностях компьютерных вирусов.  Во-вторых, договоритесь, что ребенок не будет делать крупных онлайн-покупок, пока не посоветуется с вами. Далеко не все продавцы в интернете кристально честные. Поначалу делайте покупки вместе и только на проверенных сайтах. А уже потом, если захотите, можете предоставить ему финансовую свободу. И в-третьих, попросите его не раскрывать незнакомым людям персональные или финансовые данные родителей. Дружеские отношения с ребенком - лучший способ профилактики в таких ситуациях.

Рекомендации для родителей

Как правильно давать карманные деньги

  • Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому».
  • Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание.
  • Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты.
  • Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму.
  • Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи.
  • Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
  • Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки
  • Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему.
  • Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:

  • дают ребенку бессистемно большие суммы;
  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

  • ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
  • оценит преимущества финансовой независимости;
  • поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
  • не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
  • не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

Итак, карманные деньги – это не награда за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому.

Главная их цель – научить ребёнка грамотно тратить деньги, делая различные покупки, внося за что – то плату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В человеке всё должно быть прекрасно..."

Презентация и конспект классного часа....

"Каким должно быть воспитание детей в семье."

Для воспитания ребёнка огромную роль играет семья. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой жизненный опыт....

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОКУМЕНТАЦИЯ У НАЧАЛЬНИКА ЛАГЕРЯ ПРИ ШКОЛЕ.

Какая должна быть документация у начальника лагеря при школе с дневным пребыванием......

Как должен быть подготовлен ребёнок к 1 классу.

Для успешного обучения в школе, ребенок, поступающий в первый класс должен:иметь достаточный словарный запас;уметь правильно использовать предлоги;владеть элементарными навыками словообразования;уметь...

Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.

·         Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.·...

Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть.

                      Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть.Типичное описание родительского собрания: «Бы...

Эссе «Трудно быть одарённым ребёнком».

У Стругацких есть произведение « Трудно быть богом». А я хочу спросить: « Трудно быть одарённым ребёнком?». Казалось бы: нет. На дворе 21 век, есть все условия для развития тал...