"Возрастные особенности детей 6-7 лет"
консультация

Здорова Екатерина Васильевна

В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7

годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у

взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные. В 6 –

7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета,

суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела

используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся,

не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат

дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а

долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки,

деформациям грудной клетки и т. п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты

мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг

пальцев.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы,

совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная

учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой

системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа

сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и

преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и

других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом

возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем

пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко

копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и

пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или

почти совсем исчезает тремор (дрожание линии, более правильными и

завершенными становятся овалы.

6 - 7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже

достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей

нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно

важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего,

зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии

становления. Нарушения любых гигиенических требований к обучению:

неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение

тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная

поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков.

К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут

различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе

интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной

программы начальной школы.

К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие

основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память,

мышление, речь, произвольность. Дети этого возраста способны

воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если

поставлены цель и четкая задача действия. Движения детей седьмого года

жизни отличаются достаточной координацией и точностью. Дети хорошо

различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Возрастает возможность пространственной ориентировки, заметно

увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных

упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей

вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают

воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы

мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Гигиенические навыки у детей 6-7 летнего возраста становятся

достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за

своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и

аккуратными, причесываться.

Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем

поведении: элементарные правила безопасности; сведения о некоторых

возможных травмирующих ситуациях; важности охраны органов чувств

(зрения, слуха); некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб,

порез, ссадина); правилах поведения в обществе в случае заболевания (при

кашле, чихании прикрывать рот, отворачиваться, не пользоваться общей

посудой с заболевшим); некоторых правилах ухода за больным (не шуметь,

выполнять просьбы, предложить чай, градусник и т. п.).

6-7 лет — время активного социального развития детей. В этот период

начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети

перестают быть наивными и непосредственными, часто они пытаются

скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в

сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Формируются

личностные особенности ребенка, становятся более выраженными

индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется

характер. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при

неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых. В

возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают

основные правила общения. Для детей этого возраста характерны

познавательные интересы, установление и сохранение положительных

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных

достижений, признания, самоутверждения.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть

сформировано наглядно-действенное мышление, которое является

необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-

образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.

Развитие произвольности – является одним из основных показателей

готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие

показатели развития произвольности: они способны к волевой регуляции

поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил,

проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы

биологического развития. На его развитие влияют как внешние

(социокультурные, экологические, педагогические, так и внутренние

(генетические, биологические и т. п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.

Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста для коррекции

произвольности, и внимания.

Одна из главных проблем в процессе развития детей дошколят — это

неусидчивость, не способность фокусировать длительное время свое

внимание. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать

внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс

обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не

может запомнить необходимую информацию. Умение сосредоточить своё

внимание играет огромную роль. Поэтому особенно важно использовать

возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним

из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же

важно, как и обучать чтению и письму.

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте.

Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или

внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо

объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то

одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения

огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек

не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую

главную и нужную информацию.

Зеваки

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение

умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются,

хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не

успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться

синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно

изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу - шепчу – кричу.

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости

речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с

определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например,

когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом

и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во

время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы

поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать,

зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или

"шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим

занятиям.

Говори по сигналу.

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу,

а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки

или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали

оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему

обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы

можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д.

Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные

цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом

расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах,

привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете

ему обратить внимание на свое "я".

Слушай команду.

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне

друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются,

слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите

правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит

музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и

выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия

расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на

другой, более спокойный вид деятельности.

Слушай хлопки.

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном

направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны

остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны)

или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие

должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в

стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие

возобновляют ходьбу.

Расставь посты.

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать

внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир,

который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в

ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все

остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом,

командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по

кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны

передвигаться бесшумно.

Прошепчи ответ.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку,

пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда

поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори».

Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:

• Какое сейчас время года?

• Как называется наш город?

• Как называется детеныш коровы?

• Сколько лап у собаки?

• Какие дни в недели выходные? И т. д.

Кулак – ладонь – ребро.

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной

координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки,

ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем

взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое.

Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок.

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает

на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а

затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети

должны быть внимательными и не ошибаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Возрастные особенности детей 7-8 лет

Характеристика основных изменений в развитии второклассников....

Возрастные особенности детей 6 лет.

Перепечатка статьи из интернета.Полезна  родителям и учителям начальной школы....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Здесь рассказывается о возрастных особенностях детей 9-10 лет и предлагаются способы воспитания с учётом этим особенностей....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.

Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....

Возрастные особенности детей и подростков.

Варианты решения возможных педагогических ситуаций....