Возрастные особенности детей и подростков.
статья на тему

Ковтун Галина Викторовна

Варианты решения возможных педагогических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastn._osoben.detey_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей и подростков

Физический рост и развитие

Особенности поведения

Советы воспитателю (вожатому)

9 - 11 лет

  • рост девочек опережает рост мальчиков
  • вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

  • стремление повелевать у мальчиков, подчинённость у девочек
  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
  • часты беспокойные состояния
  • нуждаются в постоянной деятельности
  • стремятся к большой мускульной активности
  • любят коллективные игры, споры
  • боятся поражения, чувствительны к критике
  • интересы постоянно меняются
  • мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству,  влюбчивы
  • начинают осознавать нравственные нормы
  • пробуждаются интерес и любопытство ко всему вокруг
  • чаще хвалите и поощряйте (даже словесно)
  • используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
  • проводите коллективные спортивные игры, занятия по интересам
  • разумно используйте и направляйте пробуждающиеся у ребят интересы к окружающему миру
  • старайтесь обстоятельно отвечать на многочисленные вопросы

12 - 14 лет

  • девочки обычно выше мальчиков
  • половое созревание
  • быстрый рост мускулатуры
  • переутомление опасно
  • девочки менее активны

  • мальчики склонны к групповому поведению
  • ребята испытывают внутреннее беспокойство
  • антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
  • мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
  • дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
  • стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
  • сопротивление критике
  • появляется интерес к заработку
  • проводите коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
  • проводите как можно больше  спортивных игр
  • используйте общий энтузиазм при выполнении порученных заданий

15 - 16 лет

  • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков примерно к 15 годам, у девушек - к 13 годам)
  • завершение роста скелета
  • усиливаются различия, т. к. многие  уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
  • мальчики отстают в развитии от девочек примерно на 2 года
  • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
  • наблюдается беспокойство о своей внешности
  • растёт социальная активность
  • стремление к достижению независимости от своей семьи
  • поиск себя
  • происходит выбор будущей профессии
  • возникновение первой любви
  • появляются крайности в поведении, например,  «я знаю всё!»
  • оказывайте подросткам  помощь в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками
  • старайтесь направлять деятельность подростков без излишнего вмешательства и давления
  • следите за тем, чтобы ребята своевременно отдыхали
  • учитывайте возрастные особенности взаимоотношений мальчиков и девочек
  • для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию различных встреч

Варианты решения возможных педагогических ситуаций

Прогнозируемые ситуации

Возрастные особенности

Варианты решения

Слезы

Болезненно переживают разлуку с семьёй

Отвлечь интересными делами, переключить внимание

Раздражительность,   тоска по дому

Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении)

Дать какое-либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в новом коллективе

Множество вопросов

Любознательность

Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания

Быстрая утомляемость

Высокая активность

Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде...

Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи

Отсутствуют навыки самообслуживания, чёткого режима дня

Терпеливо приучать к порядку.

Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть

Неуверенность в себе

Есть робкие и физически слабые

Давать нагрузку с учётом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания

Готовы пробовать всё на вкус

Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному

Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях...

Опасность травматизма

Мальчики       демонстрируют свою смелость

Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности

Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание

Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель

Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости

Половое созревание

Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения

Копирование привычек, манеры     поведения,     лексикона взрослых

Слепое подражание взрослым

Внешнее проявление взрослости

Стараться не подавать дурного примера ни в чём.

Проводить   разъяснительную работу с  привлечением  всех специалистов.

Приучать к выполнению разумного режима дня.

Замкнутость, одиночество

Обострённое переживание своих недостатков

Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения

Непослушание, действие  «наперекор», постоянные споры

Стремление к самостоятельности

Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними

Появление   тайн   (укромные уголки леса,  полянки,  места рыбалки). Озорство, шалости

Неуёмная фантазия

Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать.   Организовывать интересные игры с элементами романтики

Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых

Самоутверждение

Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними

Замкнутость,   агрессивность. Отсутствие навыков общения, лёгкая  ранимость.  Чередование плохого и хорошего настроения

Развитие интереса к противоположному  полу,   появление новых ощущений, чувств, переживаний

Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви

Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство.    Действия    опережают мысли

Стремление к независимости, агрессивность,    вызывающее поведение

Пытаться   понять   подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло

Замкнутость,      одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе

Специфические   особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.)

Индивидуально - разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчёркивать их

Проявление чрезмерной самостоятельности

Стремление освободиться от родительской опеки

Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности

Разочарование по поводу несбывшейся мечты

Мечтательность

Поразмышлять вместе с подростками о будущем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Возрастные особенности детей 7-8 лет

Характеристика основных изменений в развитии второклассников....

Возрастные особенности детей 6 лет.

Перепечатка статьи из интернета.Полезна  родителям и учителям начальной школы....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Здесь рассказывается о возрастных особенностях детей 9-10 лет и предлагаются способы воспитания с учётом этим особенностей....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.

Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....