Возрастные особенности детей и подростков.
статья на тему
Варианты решения возможных педагогических ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastn._osoben.detey_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей и подростков
Физический рост и развитие | Особенности поведения | Советы воспитателю (вожатому) |
9 - 11 лет | ||
|
|
|
12 - 14 лет | ||
|
|
|
15 - 16 лет | ||
|
|
|
Варианты решения возможных педагогических ситуаций
Прогнозируемые ситуации | Возрастные особенности | Варианты решения |
Слезы | Болезненно переживают разлуку с семьёй | Отвлечь интересными делами, переключить внимание |
Раздражительность, тоска по дому | Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении) | Дать какое-либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в новом коллективе |
Множество вопросов | Любознательность | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
Быстрая утомляемость | Высокая активность | Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде... |
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи | Отсутствуют навыки самообслуживания, чёткого режима дня | Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть |
Неуверенность в себе | Есть робкие и физически слабые | Давать нагрузку с учётом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания |
Готовы пробовать всё на вкус | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному | Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях... |
Опасность травматизма | Мальчики демонстрируют свою смелость | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности |
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание | Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель | Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени |
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | Половое созревание | Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | Слепое подражание взрослым Внешнее проявление взрослости | Стараться не подавать дурного примера ни в чём. Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов. Приучать к выполнению разумного режима дня. |
Замкнутость, одиночество | Обострённое переживание своих недостатков | Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры | Стремление к самостоятельности | Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними |
Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости | Неуёмная фантазия | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики |
Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых | Самоутверждение | Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними |
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, лёгкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения | Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний | Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви |
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли | Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение | Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе | Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.) | Индивидуально - разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчёркивать их |
Проявление чрезмерной самостоятельности | Стремление освободиться от родительской опеки | Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности |
Разочарование по поводу несбывшейся мечты | Мечтательность | Поразмышлять вместе с подростками о будущем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...
Возрастные особенности детей 7-8 лет
Характеристика основных изменений в развитии второклассников....
Возрастные особенности детей 6 лет.
Перепечатка статьи из интернета.Полезна родителям и учителям начальной школы....
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Здесь рассказывается о возрастных особенностях детей 9-10 лет и предлагаются способы воспитания с учётом этим особенностей....
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.
Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....