МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
методическая разработка (4 класс)
Предлагается реализовывать трудовое воспитание и профессиональное самоопределение посредством: • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; • формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; • содействия профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. В решении проблем трудового воспитания важнейшая роль принадлежит семье. Семейное трудовое воспитание — неотъемлемая часть формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_po_trudovomu_vospitaniyu_detey_i_podrostkov.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
РОЛЬ СЕМЬИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В истории педагогической мысли семья всегда рассматривалась как основной источник приобщения ребенка к миру взрослых, как особый социальный институт, в котором ребенок познает азбуку жизни, овладевает опытом трудовой деятельности.
Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде человек не только теряет физические силы, но и снижается его нравственность.
А.С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение и воспитательное воздействие. Он подчеркивал, что в труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба и только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.
Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки.
Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде, он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы преодолеть трудности на своем пути.
Однако родители не должны думать, что под трудом понимается только физический труд, мускульная работа. С развитием современного машинного производства человек постепенно становится участником больших, организованных механических процессов, от него всё больше требуются не только физические, но и умственные силы: распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость. Другими словами, в своей семье родители должны стремиться воспитывать не ломовую рабочую силу, а интеллектуально, творчески мыслящих граждан.
Отметим, что с середины ХХ века произошли существенные сдвиги в институте семьи, которые учеными описываются в основном как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений.
Часть родителей не могут позволить себе такую роскошь, как воспитание собственного ребенка. Они вынуждены идти на работу едва ребенку исполнится один год. Если не с кем оставить детей, то нанимают няню, сдают их в детский сад. Потом школа, улица. Приходя с работы вечером, родителям уже не до ребенка. Мамам нужно успеть выполнить все накопившиеся за день домашние дела: стирка, готовка, уборка, глажка. Остается минимум времени на уроки с ребенком. В итоге ребенок воспитывается кем угодно, только не родителями. Дети вынуждены обращаться с вопросами к своим сверстникам, Интернету, не всегда получая адекватный ответ.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверном стимулировании детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных заданий и на длительное время).
Определенную трудность составляет также воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В.А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех тех, кто причастен к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое
поведение. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве («сами научатся, когда станут взрослыми»), неправильно понимают любовь к ребенку.
На первых ступенях трудовая деятельность изменчива; она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Необходимо при этом помнить, что принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна исходить от чистого сердца.
Какую же помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты малыш может помочь маме в приготовлении к ужину. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Поручая детям ту или иную работу, нужно обязательно подумать, по силам ли она для них. А для того, чтобы порученное дело выполнялось сознательно, дети должны знать, зачем они это делают. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда, поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.
Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у детей дошкольного возраста сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять, для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить — они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то ей нельзя будет пользоваться.
Создание привычек — важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду».
Никто не должен, например, убирать игрушки — нужно приучить детей самих это делать; необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого. «Каждой вещи — свое место» — это должно стать правилом. Но его выполнения нужно требовать не только от детей — оно в одинаковой степени касается всех без исключения членов семьи. Как и во всем, в трудовом воспитании детей важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поучений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.
Ошибку делают те родители, которые, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать в комнате, готовить обед и проч., при этом освобождают мальчиков от домашних работ, считая, что это — женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что касается работы по дому.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен — необходимо поблагодарить ребенка, похвалить, оценить его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребенка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, т.е. происходит осознание важности трудовой деятельности. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у детей организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Когда ребенок видит, что труд для взрослых — это тяжелое бремя, то и сам будет относиться аналогично. В этом плане трудно переоценить такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший из них — глубоко эмоциональный, доверительный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.
Однако мы все понимаем, что реальная жизнь становится сегодня всё суровее. Напряженные и сложные проблемы, которые испытывает наше общество, порождают в некоторых семьях неблагополучие, грубость, нервозность, пьянство. Особенно пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи.
Становится страшно, когда дети повседневно являются свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своей, личной выгоде подчас за счет общества. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье — иные, иногда прямо противоположные.
В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение. Ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут всё, что он захочет, так, зачем для этого напрягаться. Ослабление роли семьи, удаленность родителей от детей, занятых зарабатыванием денег, карьерой, собой, неравные «стартовые» возможности среди вступающих в жизнь молодых людей и разрушающее влияние СМИ, рекламы приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к учебе и труду.
Уже с детского возраста подростки, не имея четких нравственных ориентиров, мечтают о легких заработках, погоне за удовольствиями, исповедуют культ «успеха». В части общества, в СМИ произошла смена кумиров — раньше ими были герои производства (в широком смысле слова), сегодня — герои потребления. В свое время К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь… ». Эти слова в наше время звучат как никогда актуально.
Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста, в первую очередь — дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки.
Структура семьи в определенной степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности . Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в многопоколенной семье с одним ребенком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности. Ребенку не с кем себя сравнивать, и его нередко балуют, потакают капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается согласие в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.
В семьях с двумя детьми, особенно многодетных, есть объективные условия для правильного воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд, сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд. Ребенок 5—6 лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, что развивает в нем чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т.п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание дает хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.
В многопоколенной семье большую роль в трудовом воспитании играют бабушки и дедушки, как работающие на производстве, так и пенсионеры. Выполняя значительную часть домашней работы, они приобщают к ней внуков, развивают любовь к труду. Их воспитание подчас бывает более эффективным, так как бабушки и дедушки, беззаветно любящие внуков, мудрее, терпеливее, опытнее молодых родителей. К сожалению, иногда любовь представителей старшего поколения к внукам оборачивается негативной стороной: жалея детей, бабушки и дедушки оберегают их от труда, сами выполняют обязанности внуков.
Естественно, что в полной семье для трудового воспитания условия более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура — весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.
Многочисленные исследования показывают, что отношение ребенка к труду в любом возрастном периоде определяется стилем, содержанием и направленностью семейной жизни, а также единством педагогических действий дошкольной образовательной организации, школы, семьи и других социальных институтов. Слабая действенность указанных факторов или их отсутствие не только не способствуют формированию нравственного отношения к труду, но и вызывает отрицательное отношение.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
С МАЛЫХ ЛЕТ
Первое условие. Ребенок с малых лет должен унаследовать от своих родителей все лучшие качества: мужество, трудолюбие, целеустремленность. Он должен быть воспитан в духе народных традиций, создающих условия для появления работоспособности. Этому способствует и сама природа. Ребенок постоянно бывает на свежем воздухе, загорает, получает от природы живительную силу, жизненную энергию.
Вторым условием, обеспечивающим успех подготовки к труду, народная традиция считает терпение. Ребенок должен терпеливо овладеть тем или иным видом труда, доведя свои способности точного исполнения задания до уровня скрупулезности. Тогда он сумеет научиться преодолевать любые трудности, любые тяжелые трудовые повинности.
Третьим условием является способность доводить до конца запланированную работу. Порой природные и хозяйственно-бытовые обстоятельства требуют работать с раннего утра до позднего вечера. В труде принимают участие все члены семьи. Трудясь в таком напряженном ритме, дети привыкают к работе в духе солидарности, сплоченности и без излишних затруднений завершают начатое.
Четвертое условие — проявление целеустремленности, стремления к выполнению намеченных планов независимо от обстоятельств. Отложенная работа часто отрицательно влияет на сознание ребенка, у него может появиться привычка отказываться от нее, обусловливая свой отказ поиском каких-либо причин, чтобы переложить дела на плечи других. Понятно, что из таких детей впоследствии выходят недобросовестные люди с поверхностным отношением к труду.
Пятое условие. Воспитание у детей умений качественного труда и привычки к трудовой деятельности, трудовых навыков всегда аккуратно, умело и добросовестно выполнять любые хозяйственно-бытовые работы. При этом большое значение следует уделять поддержанию хорошего настроения ребенка на момент начала выполнения тех или иных видов работ.
Шестое условие. Ребенок должен привить себе все вышеизложенные положительные качества, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Нужно сделать так, чтобы ребенок всем сердцем и душой чувствовал ответственность и важность выполняемых им работ, сам сумел овладеть определенными трудовыми навыками практической работы.
ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПО НЕПРОСТОМУ ВОПРОСУ:
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
О важности трудового воспитания детей в семье говорить нет необходимости. Кто из нас не хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, организованным, умеющим всё делать своими руками.
Но так бывает далеко не всегда. Родителям зачастую не хватает элементарных знаний, опыта, а то и просто желания и терпения в таком непростом деле, как трудовое воспитание детей.
При этом такой опыт копился многими веками, передавался от одного поколения другому. Конечно, сегодня нельзя точь-в-точь применить методы наших дедов и прадедов в воспитании детей. Однако общие принципы, подходы, требования остаются незыблемыми, несмотря на век компьютерных технологий.
Попробуем в них разобраться.
Основы трудового воспитания закладываются в семье, потому что семья уже сама по себе дружный трудовой коллектив. В нем осуществляются общие дела, а также у каждого имеются свои обязанности, свои функции.
Любовь к труду возможно и необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное маленькому ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Все мы замечаем, как, наблюдая за трудом взрослых, ребенок стремится им подражать, сделать то же самое, поучаствовать в работе. Конечно, малыш еще ничего не умеет. Он скорее помеха, чем помощник. Без него вы быстрее управитесь с домашними делами. Поэтому зачастую отмахиваетесь от него, отправляете играть или заняться другими делами.
И это главная ошибка, которую допускают родители. Чем старше становится ребенок, тем более угасает его желание работать вместе со взрослыми или самостоятельно. И когда вы считаете, что он уже достаточно готов к труду, это желание практически отсутствует. Начать его формировать заново очень сложно, а порой и невозможно.
Итак, первое правило. Привлекайте ребенка к труду, пока он этого сам хочет, хотя ничего пока не умеет.
Начинайте с самообслуживания.
Убрать за собой игрушки, книги, отнести в мойку посуду, из которой ел, постепенно учиться самостоятельно умываться, одеваться — эти и другие навыки самообслуживания ребенок должен осваивать непрерывно.
От самообслуживания плавно переходим к общему труду, расширению круга трудовых обязанностей, наращиванию их сложности.
Прошло совсем немного времени, и ваше дитя уже активно участвует в уборке квартиры, отвечает за вынос мусора, моет посуду, нянчит младших братьев и сестер. Не всегда это хочется делать? Но ведь другие члены семьи выполняют свои обязанности, несмотря на то, нравится ли им это или нет.
В доме есть животные? (Как правило, их завели именно по настоятельной просьбе детей). Тогда это их забота — кормить, выгуливать, убирать за кошкой, собакой или другим животным. А то ведь как нередко бывает: первое время потешились, наигрались, а дальше все заботы ложатся на плечи родителей.
У вас есть дача? Тогда у ребенка дел еще больше. Надо помочь посадить огород, ухаживать за растениями, прибираться в доме и во дворе, собирать урожай. Возможно, и воды надо принести, и печь затопить.
У папы есть машина? Значит, надо не только на ней кататься. Привлекайте сына к ремонту, пусть поможет помыть машину, почистить ее внутри, навести порядок в гараже.
Отдельным предметом заботы ваших детей должны быть дедушки и бабушки независимо от того, живут они отдельно или вместе с вами. И неважно, что пока они справляются во многом сами. Пусть внуки понимают, что не только дедушки и бабушки обязаны о них беспокоиться, но и о них надо также заботиться. Сил у них уже не так много, как это кажется.
А может, у вас есть соседи, знакомые, которые нуждаются в посторонней помощи? Мамочки, которым не с кем оставить, хотя бы на короткое время, ребенка? Инвалиды, пожилые люди, которым надо помочь купить продукты, спуститься вниз по лестнице, убрать квартиру? Да мало ли в чем могут нуждаться люди, которые не могут сами себя обслуживать в полной мере.
В последние годы стало меньше уделяться внимания участию детей в общественном труде. А ведь именно общественный труд — будь то уборка класса, субботник, летний лагерь труда и отдыха, ученическая производственная бригада, волонтерское движение — всё это эффективный способ формирования у детей не только трудовых навыков, но и коллективизма, сопричастности, чувства радости совместного труда. Резкий поворот в сторону индивидуализма, работы только для себя и на себя разрушает лучшие душевные качества человека. Почему мы тогда возмущается, когда видим примеры жестокого обращения детей со своими родителями, друзьями? Задумайтесь об этом.
Дел, в которых может принять участие ваш ребенок, еще можно назвать очень много.
Главное, не надо оберегать от них детей. Еще маленький, успеет наработаться, уроков много, дополнительные занятия — когда тут еще трудиться, пусть ребенок отдохнет побольше. Вам знакомы эти, казалось бы, неопровержимые доводы? А потом удивляемся — здоровый лоб, а постель за собой не убирает, посуду не моет, уборка квартиры вся на маме, на огород не затянешь. Не хотите этого? Не жалейте излишне ребенка. Не на каторге, не надорвется.
Что важно учесть при организации труда ребенка?
Нужно научить делать то или иное дело. Умения и навыки автоматически не даются. Всему надо учить. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Затем нужно постоянно наблюдать, что у ребенка получается, а что нет, поправлять, подсказывать.
Важно также научить организовывать труд. Прежде чем начать дело, давайте определим его цель, задачи, которые собираемся решать: что и для чего будем делать. Затем — как. Какие нужны инструменты, какие способы будем применять, в какой последовательности будем действовать, как будем оценивать результаты.
Нужен тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений. Ненавязчиво, без окриков и упреков, без высмеивания, если что-то не получилось. Каждый человек имеет право на ошибку — помните об этом.
Ребенок должен быть уверен в важности выполняемой работы. Если у него сложится впечатление о бесполезности его труда, это может отбить охоту от любой работы в будущем.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Это в дальнейшем поможет им в выборе своей профессии, своего жизненного пути.
Надо сделать так, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать всё необходимое по хозяйству и не считали выполнение этого дела чем-то недостойным себя.
Позаботьтесь о чередовании труда и отдыха, разных видов деятельности, особенно у младших школьников.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка при выборе видов труда. Конечно, это не значит, что делать нужно только то, что нравится. Но наилучшие успехи, а значит, и наивысшее удовольствие ребенок получит тогда, когда работа ему по душе и он умеет ее делать. Это, кстати, в полной мере относится и к труду взрослых людей.
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности, в первую очередь маленьких детей.
Ни в коем случае не следует видеть в труде лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивы иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: хороший поступок (потрудился) — награда; плохой поступок (отказ) — наказание. В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потребле-
нию. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде. Но потребность как раз и не развивается, напротив, труд всё больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь в порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» — значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
И, конечно, каждое хорошо выполненное дело требует поощрения. Это не значит, что за работу надо обязательно платить деньги. Хотя это тоже не надо исключать, особенно когда речь идет о труде подростков. Но доброе слово, похвала, особенно в присутствии других людей, членов семьи должны быть обязательным атрибутом. Мы все — и взрослые, и дети — хотим, чтобы нас замечали и ценили. Об этом не надо забывать.
И в завершение поразмышляйте над следующими вопросами. • Если вы постоянно в присутствии детей говорите о том, что работа для вас наказание и каторга, то как о ней будут судить ваши дети? • Если вы сами не выполняете домашние работы вовремя и аккуратно, то сможет ли этому научиться ваш ребенок? • Если вам проще выполнить домашнюю работу самому, а не учить этому ребенка, что его ждет в будущем? • Если вам важны успехи ребенка только в учебе, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека? • Если вы никак не оцениваете труд ребенка, откуда у него появится желание делать дальше любую работу?
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым человеком? Научите его трудиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка воспитательского занятия "Права и обязанности подростков"
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспи...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»
Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...
Методические рекомендации к программе наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация и рекомендации)
Предпосылкой создания концепции программы стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистан...
Методические рекомендации приобщения обучающихся к трудовой деятельности
Статья на межрегиональный конкурс методических разработок....