Родительское собрание в 1 классе
консультация (1 класс)

Новикова Наталья Николаевна

Собрание на тему: " Адаптация первоклассников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе Тема: «Адаптация первоклассников к школьному обучению»

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации к первому году обучения в школе.

Задачи:

  1. формировать у родителей психолого-педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на этапе его адаптации к школе
  2. устанавливать дружелюбные отношения между учителем и родителями; формировать понимание важности и значимости правильной организации жизни ребенка в адаптационный период.
  3. вырабатывать согласованные действия школы и семьи по правильной организации жизнедеятельности детей в адаптационный период.

Форма проведения: круглый стол

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. памятки для родителей;
  2. на доске тема собрания, эпиграфа

Повестка:

  1. Вступительная часть:
  • вступительное слово классного руководителя;
  • «Расскажи о своих впечатлениях о школе» (видео высказывания детей);
  • упражнения «Наши ожидания».
  1. Основная часть:

  • родительский        практикум-игра        «Ромашка        эмоций        и        чувств».        Обработка результатов.
  • практикум «Что такое адаптация?» Виды адаптации. Признаки адаптации. Уровни адаптации. Выступление классного руководителя;
  1. Заключительная часть:

  • игра «Слово-эстафета»;
  • Заключительное слово классного руководителя.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Русская народная пословица

Ход собрания

I. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

II Основная часть.

Что же такое адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится

недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу., к одноклассникам).

Ослабленные дети (А их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливами, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания, может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителю и его требованиям)

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  1. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

  1. Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  2. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых

  • значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Признаки успешной адаптации

Первый признак, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше

вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются

  1. Формирование адекватного поведения.
  2. Установление контактов с учащимися, учителем.
  3. Овладение навыками учебной деятельности.

При изучении адаптации детей к школе нами изучался характер поведения ребёнка в этих трёх сферах. Многие дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее

настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Некоторым детям трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Сейчас мы познакомимся с уровнями адаптации, ваша задача внимательно послушать и соотнести какой же уровень адаптации у вашего ребенка:

Уровни адаптации

Высокий уровень адаптации: Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.

Средний уровень адаптации: Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.

Низкий уровень адаптации: Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.

Причины дезадаптации: -стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать

«в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно. - система обучения первоклашек. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам. -слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание.

Причины дезадаптации

  • усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.
  • -слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.

Что делать: 1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании. 2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие

– и постарайтесь его устранить. 3. Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

  1. Заключительный этап.

Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации первоклассников к новым условиям. Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Решение родительского собрания

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи - это ещё не всё.

Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость. Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий. В действие – профилактические меры по сохранению зрения.

Игра «Слово-эстафета»

Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я…», при этом будут передавать мяч.

Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Помогите вашему ребенку!

Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....