Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»
материал (4 класс)
Цель собрания- повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних. В материалах собрания даны рекомендации родителям по воспитанию детей младшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sob.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения
правонарушений и преступлений»
Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних.
О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. По данным многочисленных социологических опросов, многие педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности, нарушении правил поведения, ложь, уходы с уроков, из дома, воровство. Первоначально такие отклонения не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет-исправится.
При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители замечают только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Главная задача накормить, одеть.
Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся и детьми. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка и тем более принимать советы от него. Но, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает очень поздно. Дети отдаляются от родителей, перестают посещать школу. «Трудные» дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным словом? Для миллионера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.
Какую бы информацию ни давали нам социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся, с детьми было эффективным.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.
Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, отклоняясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.
Проблемы семьи волнуют самих детей. На вопрос: распредели по степени значимости для себя важные для многих людей слова, дети на 1 место поставили здоровье, на 2 место – хорошую семью. Проводя родительские собрания в старших классах родители пришли к выводу, что без здоровья не будет хорошей семьи. Да и среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, у подростков остаются родители. На вопрос анкеты: как вы понимаете выражение: хорошие родители – многие учащиеся ответили, что это мои родители.
Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье, многих беспокоят отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания. В анкете дети так и отвечали: хорошие родители это те, которые не наказывают за неправильные действия лишением прогулки на месяц, не кричат, не следят за каждым шагом, чтобы родители не ссорились и не уходили бы из дома.
На вопрос: какую семью хотел бы ты иметь в будущем, проводя анкетирование среди 4-х классов учащиеся отвечают, что они знают кто такие беспризорные дети, а учащиеся старших классов отвечают, что такое может случиться в каждой семье, никто от этого не застрахован.
На вопрос: почему дети уходят из дома – большинство учащихся ответили так:
- конфликт с родителями;
- родители не понимают своих детей;
- родители злоупотребляют спиртными напитками.
Что нужно сделать, чтобы дети не уходили из дома?
Дети ответили так:
- родители должны понимать своих детей, проявлять заботу, всей семьей ходить в кино, театр;
- запретить продавать спиртные напитки;
- ничего нельзя сделать, бесполезно.
И это действительно так. В неблагополучной семье, где родители пьют, собственные дети безразличны и, как следствие, несовершеннолетние уходят на улицу.
Порой в обеспеченных, внешне благополучных семьях бывает масса проблем с детьми, ребенка не устраивают взаимоотношения в семье, которые внешне благополучные родители пытаются скрывать и поэтому дети уходят из семьи, совершают правонарушения.
В своей практике приходится встречаться с детьми, которые уходят из семьи по причине психических отклонений в развитии, родителям мы рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам (неврологи, психиатры).
По семейному законодательству родители несут ответственность за детей до 18 лет. В ст.63 Семейного кодекса РФ сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Педагогов начальных классов беспокоит, что некоторые обучающиеся ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Учащиеся начальных классов могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности), не соблюдать принятые в классе правила поведения и общения (свободно передвигаться по классу во время урока, не реагировать на замечания педагога). Некоторые учащиеся заявляют педагогам, что они не имеют права вызывать родителей в школу, забывая о своих обязанностях, которые прописаны в Уставе школы как для детей, так и для родителей. Классные руководители пишут замечания в дневниках детям, приглашают родителей в школу. Но иногда эта информация не доходит до родителей, т.к. они оказываются обманутыми собственными детьми. Забыл дневник дома, родители придут завтра, работают, не могут прийти в школу. А как же быть педагогу, как давать знания другим детям, которые хотят учиться.
На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому – дети не знают. Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.
Проводя анкетирование среди учащихся 4-х классов, нас интересовало, как дети решают конфликтные ситуации. Дети ответили так: убеждаю, что делать так нельзя, говорю наедине, решаю сама, но без кулаков, ухожу, не связываюсь, сохраняю хладнокровие, ухожу и про себя ругаюсь.
А теперь послушайте, как другие решают конфликтные ситуации – деремся, упремся, вызываю на бой, сначала словами, а потом дракой, бью первым.
И вот это нас больше всего беспокоит.
Почему так поступают дети? На этот вопрос я отвечу словами одного ребенка из нашей школы. Мама наказывает за то, что не выучил уроки, не убрал в комнате, папа бьет за то, что я поступил неправильно. А почему же я не могу также поступать, мне ведь тоже делают больно и меня наказывают взрослые, родители, а они всегда правы, значит, пусть другие также терпят.
Иногда родители не просто бьют детей, но избивают собственных детей, думая что ребенок поймет. Но это не совсем так. Да, кому-то достаточно одного слова, другому хорошая трепка, а другому, хоть забей его – он не поймет. Вот таки детей надо показывать специалистам: неврологам, психиатрам.
Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.
Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.
Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы,помня о родительской ответственности.
Можно привести много примеров из школьной жизни, когда родителям советовали обратить внимание на ребенка, его неадекватное поведение, но все наши рекомендации оказывались неуслышенными родителями.
Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.
Если в вашей семье возникли конфликты с ребенком, и вы не можете самостоятельно их решить, то в школе вам помогут социальный педагог, педагог - психолог. Для детей и родителей в школе проводятся беседы, консультации.
Эффективное общение с ребёнком или как любить своего ребёнка?
Мне хотелось бы поподробнее остановиться на том, как следует общаться с ребенком- подростком. Очень часто наши традиционные ответы и реакции противопоставляют нас нашим же детям.
Это автоматические ответы, которые являются настоящими помехами в общении и причиной возникновения конфликтов и отчуждения.
1. Приказы, команды.
“Сейчас же убери!”, “Вынеси ведро”, “Чтобы больше я этого не слышал!”, “Замолчи!” — это нежелание родителей вникнуть в проблему ребёнка. Ребёнок чувствует неуважение к его самостоятельности, ощущение бесправия, а то и брошенности.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы.
“Если ты не прекратишь плакать, я уйду!”, “Смотри, хуже станет.”, “Ещё раз это повторится и я возьму ремень!” — угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.
При частом повторении № 1 и № 2 дети к ним привыкают и перестают реагировать. А родитель переходит к жестоким наказаниям. (Однажды мама оставила девочку в лесу).
3. Мораль, нравоучения, проповеди.
“Ты обязан вести себя, как подобает”, “Каждый человек должен трудиться”, “Ты должен уважать взрослых” — обычно дети из этого не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в “сто первый раз”. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, скуку, а чаще — всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитывают не только слова, сколько атмосфера в доме через поведение взрослых.
С детьми надо обо всём беседовать, однако делать это надо только в спокойные минуты, а не в накалённой обстановке. И лучше всего после еды, если злитесь (это житейский совет).
4. Советы, готовые решения.
“А ты возьми и скажи ...”, “Почему бы тебе не попробовать...”, “По-моему нужно пойти и извиниться.”, “Я бы на твоём месте ...”, — однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: “Ты так думаешь, а я по-другому”, “Без тебя знаю!” — что стоит за таким негативными высказываниями ребёнка? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он неопытен, а мы умнее его, наперёд все знаем. Такая позиция родителей — позиция “сверху” — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, “лекции”.
“Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки”, “Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки”, “Сколько раз тебе говорила! Не послушал - пеняй на себя!” — и здесь дети отвечают: “Отстань! Сколько можно! Хватит!” В лучшем случае они перестают нас слушать, возникает “смысловой барьер”, или “психологическая глухота”.
6. Критика, выговоры, обвинения.
“На что это похоже!”, “Опять всё сделала не так!”, “Всё из-за тебя!” “Зря я на тебя понадеялась”, “Вечно ты!...” Такие фразы не могут сыграть никакой воспитательной роли. Они вызывают у детей либо активную защиту: нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в своих отношениях с родителями, в себе, а низкая самооценка порождает новые проблемы.
Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребёнка.
Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.
Иногда родители думают, что ребёнок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.
И еще вопрос: а мы сами хорошо бы выживали в условиях постоянной бомбардировки критикой со стороны самого близкого человека? Не ждали мы добрых слов, не тосковали бы по ним?
7. Похвала.
После всего сказанного странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Необходимо различать похвалу и поощрение (одобрение). В похвале есть элемент оценки: “Молодец, ну ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая (способная, умная)”.
А как же реагировать на успехи? Лучше всего выразить ваше чувство, используя вместо местоимения “ты”, местоимение “я”, “мне”, “Я очень рада...”, вместо “Молодец!”.
8. Обзывание, высмеивание.
“Не будь лапшой!”, “Ну просто дубина!”, “Какой же ты лентяй!” — всё это — лучший способ оттолкнуть ребёнка и “помочь” ему разувериться в себе. И дети обижаются и защищаются: “А сама такая!”, “Ну и пусть лапша!”.
9. Догадки, интерпретации.
“Я знаю, это всё из-за того, что ты..”, “Небось опять подрался!”, “Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь...”, “Я вижу тебя насквозь и даже на 2 метра под тобой!”. В ответ вы получите защитную реакцию ребёнка и желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание, расследование.
“Нет, ты всё-таки скажи...”, “Что же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю.”, “Почему ты опять получил двойку?”, “Ну, почему ты молчишь?”. Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше употреблять невопросительные фразы. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза — как понимание и участие. Здесь и надо использовать технику АС и ПС.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевание.
Конечно, ребёнку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова “Я тебя понимаю..., Я тебе сочувствую” прозвучат слишком формально. Может, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: “Успокойся”, “Не обращай внимания!”, “Перемелется, мука будет”, он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.
12. Отшучивание, уход от разговора.
“Отстань!”, “Не до тебя”, “Вечно ты со своими жалобами!” — наступит такое время, когда ребёнок уже к вам никогда не подойдёт, даже в очень серьёзной и страшной ситуации. Отсюда и наступает эмоциональное отчуждение в семье.
А ведь именно поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?”
Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время я все чаще слышу, что любить своего ребенка — это говорить ему: “Я тебя люблю!”
Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!!!
- Для того, чтобы выживать ребёнку в этом мире – необходимо 4 объятия в день.
- Для того, чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
- Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.
Если вы видите своего ребёнка чем-то расстроенным, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Заключение.
Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.
Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание на тему "Как организовать свободное время"
Тема: «Организация свободного времени ребенка»Цель: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка.Ход собра...
Родительское собрание на тему "Медлительность ребёнка. В чём причины?"
Родительское собрание на тему "Медлительность ребёнка. В чём причины?"...
Родительское собрание на тему: «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста».
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему "Детская агрессивность и ее причины"
Родительское собрание в 3 классе...
Родительское собрание "Бесконтрольность свободного времени-основная причина свершения преступлений"
Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»...
Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность и её причины»
Проведение данного собрание оказывает родителям важность умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях; способствоват...