Консультация для родителей будущих выпускников
консультация

Гапонюк Анна Петровна

Выбираем вместе!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_vypusknikov.docx555.49 КБ

Предварительный просмотр:

Профессии будущего. Что будет актуально в ближайшие 5-10 лет - Новости и  интересные статьи от Центра оценки и развития ENIGRAPH

Консультация для родителей

будущих выпускников

Какую профессию выбрать - самые востребованные специальности после 9, 11  классов для парней и девушек, тесты выбора профессии

«Решаем вместе, но не вместо!»

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.

Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. 

Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток!

                                                                     

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

         ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. 

Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

        ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. 

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

          К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ребенок подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

        ШАГ 3. Больше информации! 

Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

       ШАГ 4. От слов - к делу. 

Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.

Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее вместе с ним или в профильном кружке, секции, классе.

       ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

       ШАГ 6. В институт, колледж, техникум - на экскурсию. 

Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в образовательное учреждение - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Сходите просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

       ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. 

Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Успехов и удачи Вам!

                                                            Педагог –психолог Гапонюк Анна Петровна

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Советы родителям будущих полиглотов»

Консультация«Советы родителям будущих полиглотов»  Для родителей учеников 2х классов...

Консультация для родителей будущих первоклассников.

Как подготовить ребенка к школе?  Многие считают, что ребенок перед школой должен уметь читать и писать, но это не совсем правильно. Необходимо тренировать умения анализировать, рассуждать, разви...

Курс консультаций для родителей будущих первоклассников «Ваш ребёнок-ученик!»

Курс консультаций для родителейбудущих первоклассников«Ваш ребёнок-ученик!»...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Значение правильной речи в жизни ребёнка"

Хорошая речь - является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Специалисты рекоме...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения"

Семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.Во‐первых, слушая чтение взрослого, ребёнок ак...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения родителей и ребёнка"

Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе...