Мастер-класс для родителей или педагогов «Эмоциональный светофор»
методическая разработка
Мастер-класс для родителей или педагогов «Эмоциональный светофор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._master-klass_dlya_roditeley_ili_pedagogov_emotsionalnyy_svetofor.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей или педагогов
«Эмоциональный светофор»
Цель: коррекция эмоционального и физического состояния в стрессовых ситуациях, ситуациях сильного напряжения.
Задачи:
- Познакомить родителей со способами стресс-преодолевающего поведения.
- Развивать способности к саморегуляции, самоконтролю, рефлексии своего эмоционального состояния.
- Формировать умения и навыки регуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях.
Условия проведения: классная комната, учебный кабинет или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, 9 стульев, учебная доска, желтый, зеленый, красный круги из цветной бумаги, карточки с ситуациями, магниты.
Участники: родители или педагоги.
Продолжительность: 35-40 минут.
План проведения занятия:
I Организационно-мотивационный этап (5 – 6 мин)
Педагог: «Добрый день, дорогие участники! Сегодня мы поговорим с Вами об эмоциях, которые испытываем в напряженных ситуациях, а также познакомимся с некоторыми способами их преодоления».
Показ фрагмента из фильма «Трасса 60».
Психолог: «Как вы считаете, то, что произошло с героем – это мелочь или нет? Просто «не повезло» или это «ужасно»»?
Ответ участников, анализ просмотренного сюжета.
Педагог: «У каждого из вас существует своё видение и суждение относительно одного и того же события. Они разные. Сегодня мы постараемся понять, от чего может зависеть наше отношение к ситуации».
II. Основной этап (29-30 мин)
Психолог: «Давайте сыграем в одну очень простую игру. Но, чтобы она была полезна, я попрошу вас отвечать не так, как было бы правильно, а максимально искренне».
У психолога в руках карточки с разными жизненными ситуациями. Каждый участник по очереди берет карточку, читаете вслух ситуацию. На доске три поля, отмеченные разными цветами – красным, желтым, зеленым. Участнику необходимо представить и поместить карточку в том поле, в рамках которого он бы реально переживал в обычной жизни. К зеленому кружку – отнести пустяки и мелочи жизни, к желтому – неприятности, к красному – трагичные случаи. Необходимо, чтобы участники отвечали максимально честно. Можно кратко пояснять свой ответ.
Психолог выдает карточки. Участники прикрепляют их на доску.
Порядок в котором лежат ситуации на карточках:
1.Разбил чашку.
2. Порвал джинсы.
3. Пропала машина.
4. Забыл мобильный.
5. Опоздал на встречу.
6. Выговор начальника.
7. Украли кошелёк.
8. Конфликт с родителями.
9. Поцарапал капот.
10. Сломал ногу.
11. Разбил машину всмятку (все живы).
12.Уволили с работы.
13. Залили соседи.
14. Сгорела дача.
15. Обокрали квартиру.
16. Ушел любимый человек.
17. Тяжело болен любимый человек.
18. Катастрофа (погибли все родственники).
Педагог: «Спасибо. Посмотрите, насколько на самом деле равноценны те ситуации, которые оказались друг с другом в одном поле. А теперь представьте, что все события произошли одновременно. Вы можете перенести какие-то карточки из тех, которые выпадали вам в другое поле, можете оставить все как есть. Поясните свой выбор».
Если участники перемещают карточки – поясняют свой выбор, если не перемещают – тоже поясняют.
Педагог: «Спасибо. Давайте постараемся сделать вывод – отчего же зависит наше отношение и суждение?»
Ответы участников (6-7 мин).
Психолог: «Наши суждения, наше отношение зависит от тех установок, которые мы получили в детстве. Как же преодолеть их, снять стрессовое состояние, возникающее в те или иные жизненные моменты?
Периодическое воздействие стрессоров может оказаться выгодным в плане приобретения стрессоустойчивости. Полезные физиологические реакции включают возбуждение нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Стресс, обозначающий напряжение, состояние готовности, «бросок» - это нечто вполне полезное и положительное.
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми из возможных способов снятия психоэмоционального напряжения и регуляции эмоционального состояния» (1-2 мин).
Упражнение «Контраст»
Участникам предлагается максимально сжать кисть руки и напрячь мышцы. Зафиксировать руку в таком положении около 7-8 сек. Затем расслабить руку.
Рефлексия:
- Что вы испытали после расслабления?
- Это приятное чувство?
Подобное упражнение можно продолжить и на других частях тела (2 мин).
Упражнение «Пальчиковая гимнастика»
- Прогибание пальцев.
Участникам предлагается сложить вместе ладони рук перед грудью. Развести пальцы. Надавить пальцами обеих рук друг на друга. Надавливая пружинить пальцами (2 мин).
- Сгибание и разгибание пальцев.
Участникам необходимо поднять руки перед лицом ладонями к себе. Сгибать пальцы обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки. Затем выпрямить пальцы обеих рук в обратном порядке.
Анализ: Данные упражнения позволяют снять психоэмоциональное напряжение через мышечное расслабление (2-3 мин).
Упражнения на концентрацию
Участникам предлагается присесть на стул, боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Желательно, чтобы стул был не с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Принять удобную позу, чтобы было возможно находиться неподвижно в течение определенного времени. Руки свободно положить на колени, глаза закрыть (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации). Дышать через нос спокойно, не напряженно. Стараться сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
Участникам предлагается два варианта концентрационных упражнений:
1) Концентрация на счете. Мысленно медленно считать от 1 до 10 и сосредоточиться на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и начнут сбиваться со счета, необходимо начать считать сначала. Счет, таким образом, нужно повторять в течение нескольких минут (5-6 мин).
2) Концентрация на слове. Участнику необходимо выбрать какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у него положительные эмоции или с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое обращение, которое используют в отношении участника близкие люди, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно на вдохе произносится первый слог, второй – на выдохе.
Необходимо сосредоточится на "своем". Такая концентрация приводит к желаемому результату – релаксации всей мозговой деятельности. Релаксационно-концентрационное упражнение выполняется в течение нескольких минут. Повторять его необходимо до тех пор, пока оно доставляет участнику удовольствие. После окончания упражнения необходимо провести ладонями по векам, не спеша открыть глаза и потянутся. Еще несколько мгновений спокойно посидеть на стуле (5-6 мин).
Анализ: Удалось ли участникам победить рассеянность?
Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся в середине комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, куда пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти.
С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя в ситуациях, в которых сложно собраться и взять себя в руки (1-2 мин).
III. Заключительный этап (4-5 мин.)
Психолог: «Завершая наше занятие, я предлагаю Вам попытаться избавиться от сложной, стрессовой ситуации, которая в настоящее время существует в Вашей жизни, принося беспокойство и негативные эмоции. Попытаемся сделать это с помощью следующего упражнения».
Упражнение «Корзина»
Участникам раздаются листы бумаги, ручки. На данных листах им предлагается написать сложную, стрессовую или другую, беспокоящую и волнующую их ситуацию, которая в данное время возникла в их жизни. Затем лист бумаги, с написанной ситуацией необходимо смять в комок и бросить в корзину для мусора, которая ставится в середине круга участников.
Таким образом, участники пытаются образно избавиться от данной ситуации в своей жизни.
Педагог и Психолог прощается с участниками, выражая надежду, что некоторые из способов преодоления негативных эмоций и концентрации эмоционального состояния они будут применять в практике реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ежедневный познавательный портал для детей, родителей и педагогов.
http://www.solnet.ee...
Памятка для родителей и педагогов
Формирование и поддержка учебной мотивации у детей....
Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"
В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....
Cпортивное шоу с участием родителей и педагогов "В дружбе со спортом
Цель: приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании детей; способствовать снятию излишнего психологического напряжения у педагогов и родителей,...
Полезная информация для родителей. Советы педагога.
Для родителей. Советы педагога. Чем занять ребенка на каникулах....
Методический материал для педагогов: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»
Методический материал для педагогов:«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»Несколько советов, или понемногу о разном....
Беседа для родителей. Рекомендации педагога родителям для повышения учебной мотивации детей. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
В данной беседе с родителями говорится о том, как повысить учебную мотивацию для детей по отношению к школе, к учебной деятельности....