Родительское собрание "Как учить не уча"
методическая разработка (1 класс)

Материал для родительского собрания в 1 классе. Собрание проводится в конце 1 четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                          Родительское собрание в 1 классе

                                         «Как учить не уча»

   Зачем ребёнок идёт в школу? Каждый ответит; чтобы научиться читать, писать, считать. Родители первоклассников отвечают почти так же. Нередко бывает, что придя в школу, больше половины детей обычно интересуются, чему будут обучать «дополнительно». Но только учитель знает, что не всегда читающий ребёнок становится хорошим учеником. Уметь читать – одно, уметь учиться – другое. Безусловно, чем больше знает будущий первоклассник, чем шире его кругозор, тем легче ему учиться.

   Процесс обучения первоклассников ограничен в основном уроком. Домашних заданий нет в течение всего года.

   Почему же на обучение грамоте, усвоение «Азбуки» в первом классе отводится так много времени – почти весь учебный год. И если учесть, что в первый класс нередко приходят читающие дети. Часто умение читать сводится к овладению техникой. Но ещё должен развиваться язык, речь. Звуковой и звуко – буквенный анализ слов – самая главная предпосылка обучения чтению и письму. Звуковой анализ проводится в добуквенный период, звуко – буквенный – с момента введения букв. Чем основательнее овладеют дети обеими операциями, тем легче и успешнее пойдёт обучение русскому языку, в том числе чтению и письму в первом классе.

   Слушание звучащей речи, выделение звуков, составление слов с данными звуками – довольно сложные операции. Они являются совершенно новыми для всех, даже читающих детей – первоклассников. Облегчаются названные операции использованием схем. Схемы прекрасное средство, облегчающее детям анализ речи, слова.

  1. Когда гуляем по городу, идём из школы домой, составляем предложения «Выпал первый снег», составить предложение о доме из 4 слов «Я вижу высокий дом».

2. Игра «Помощники Айболита»

    -Мы поехали в Африку с Айболитом лечить зверей. Он оставил нам   своих пациентов и просил заполнить их «истории болезней». Запишем имя больного - мартышка (схема). Диагноз Айболит записал сам: у мартышки болит горло (схема).

По такому принципу могут строится разнообразные игры ( и в будущее, и в глубокую древность, и в гости к морскому царю).

3. Игра «Дополни до целого слова» (в «Азбуке» прочитать слоги, подобрать слова, в которых есть они).

4. Игра «Кто больше» (составить слова из букв данного слова. Например: слово сторона – сто, оса, нора, рот, роса, рано, трос, нос, и т.д.).

   Существует методическая заповедь: ребёнок тогда научится читать, когда он сумеет услышать и выделить любой звук из любого слова.

   Усваиваемые знания, образно говоря, должны проходить не только через голову, но и руки ученика. Сначала дети учатся писать по образцу, причём не букву, а лишь её элементы. Проходит время, пока появляется умение воспроизвести букву по памяти. Навыки правильного письма нужно формировать постепенно, отрабатывая элементы письма в определённой последовательности. Чтобы ребёнок красиво писал, нужна кропотливая работа, нужно доказать каждому ребёнку, что выполнить ваше задание можно только сидя правильно. Остановите ребёнка, заметив, что он «сполз со стула». Пусть он сравнит написанные элементы букв. С вашей помощью он обязательно заметит: при правильной посадке написано красивее. Ещё одна причина; трудность управления движениями пишущей руки. Трудность проявляется в том, ручка зажимается ребёнком до степени онемения пальцев, мышцы руки напрягаются, предплечье неподвижно. Нужно упражняться так, чтобы дети поняли, что значит свободная рука. Например: поставить руку на локоток и показать, как свободно двигается ручка в пальчиках, причём указательный пальчик лежит на ней, не зажимая её, поэтому легко приподнимается и опускается. В первом классе дети не должны писать быстро, должно быть ритмичное письмо по такт. Можно выполнять упражнения: рисование на свободную тему, по трафаретам, штриховка в заданном направлении, Выкладывание букв из ниток, письмо в прописи по кальке.

   И ещё одно «золотое» правило: «Чтобы сделать, надо делать». Чтобы научиться считать, надо много считать. Чтобы научиться решать задачи, надо решать задачи. У большинства детей мотивация к учебной деятельности не сформирована. Ваши призывы «Садись делать уроки!», «Давай позанимаемся!» вызывают у детей скорее всего досаду: бросать интересное дело (игру, мультфильмы) ради этой математики! Пусть на первых порах занятия будут проходить в форме игры. Идём по улице, беседуем и предлагаем игру «Кто больше найдёт кругов (треугольников, квадратов). Выиграть вам будет довольно сложно – ребёнок быстрее считает окружающие предметы (это может быть что угодно: окна домов, спутниковые антенны, рекламные щиты и т. д.).

   А давай поиграем в игру «Наоборот»! (больше - …, дешевле - …, длиннее - …, глубже - …, шире - …, раньше - … и т. д.).

Состав чисел первого десятка – это первая математическая «горка», на которую необходимо забраться всем первоклассникам. В пределах 5 – проблем нет, а вот 6, 7, 8, 9 и 10 – здесь труднее, надо много раз разложить эти числа на суммы двух слагаемых. Как это сделать, чтобы было не скучно?

  1. Сначала устно

Как

можно

разложить

раздать

расставить

развесить

рассадить

6, 7, 8, 9.10

тетрадей

карандашей

книг

яблок

человек

полки

тарелки

ветки

коробки

скамейки

  1. Потом графически

                        6 = * и *               8 = * и *

  1. Игры на выбор нужного варианта из всех имеющихся в заданиях типа: «Дополни…», «Сколько не хватает…», «Я задумала число…»

Например: Я задумала число, в нём до 10 не хватает 3. Какое число я задумала?

Пирог стоит 8 рублей, а у меня только 5 рублей. Сколько рублей не хватает?

В банку входит 10 стаканов. Уже налито 6 стаканов. Сколько нужно долить?

  1. Составление цепочек, которые Вы, а потом и Ваш ребёнок – для Вас, будете придумывать по двум основаниям

Задана операция:    6 + 1 – 3 + 2 + 1 – 5 =

Задана операция:    4____7____5_____3______6_____2

  1. Используя эти же цепочки, тренируя слуховое восприятие, можно играть в игру «Волшебник». Правила игры: закрой глаза, внимательно слушай, делай, что скажу. Результат покажешь на пальчиках (не открывая глаз). Если всё выполнишь верно, я тебя расколдую. Например: к 7+3, результат уменьши на 2, из полученного вычти столько, сколько пальцев на руке, к оставшемуся добавь число крокодилов в нашей комнате. Сколько получилось? (не открывая глаз, ребёнок должен сообразить, как показать 3 пальца – а это нелегко. Расколдовался! (пожмите ему пальчики).

Ну а придумать цепочку – шутливую, как у нас серьёзную (с использованием терминологии), загадочную – это дело вашей изобретательности.

Главное  не сбейтесь сами: и сочинять, и считать одновременно сложно, так что лучше, если «заколдованных» будет двое (папа и сын), а мама – «волшебница».

Главное, чтобы было весело. Да ещё и не ошибиться бы! Впрочем, не бойтесь «ошибиться» в счёте – посмотрите, заметит ли ваш ребёнок ошибку или он вас даже не проверяет. А наградой за правильность его вычислений пусть будет не только мороженое или вкусная конфета, а ещё и ваша улыбка, и ваше доброе слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. "Учим ребенка видеть прекрасное"

Родительское собрание. "Учим ребенка видеть прекрасное"...

Родительское собрание "Учим детей думать"

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;2....

Родительское собрание "Учимся учиться"

познакомить родителей с приёмами созданий благоприятных условий для повышения интереса учащихся к учебной дечтельности...

презентация к родительскому собранию "Учим учиться дома"

Материал можно использовать на родительском собрании, посвященном трудностям выполнения учащимися домашнего задания. Освещаются самые распространенные вопросы, которые задают родители по теме....

Родительское собрание "Учимся делать уроки"

На собрании родители получат рекомендации  о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно...

Презентация к родительскому собранию "Учим уроки легко и с удовольствием"

Презентация предназначена для  проведения  родительского собрания в 2-3 классах....