Родительское собрание "Учимся делать уроки"
материал (2 класс) на тему

Журбенко Татьяна Анатольевна

На собрании родители получат рекомендации  о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Родительское собрание на тему:

«Учимся делать уроки»

                                                                               Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                               Т.А.Журбенко

                                                  Г.Лабинск

Родительское собрание на тему:

«Учимся делать уроки»

«Сделать ребенка счастливым —

значит прежде всего помочь ему учиться.»

(В. Сухомлинский)

Цель: - выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

            - дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

- познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

- дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Ход собрания.

                       Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».

С чего начать? Прежде всего узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т.д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитывать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

Домашние задания и время их выполнения:

- в 1 классе - до 1 часа (3\4 часа),

-во 2 классе – 1,5 часа (1 час),

- в 3 классе – 2 часа (1,5 часа),

- в 4-5 классе – до 2,5 часов(2-2,5 часа)

Оптимальное время выполнения –в 15-16 часов, после обеда и прогулки.

Как организовать домашние занятия?

                   Обеспечить условия работы. Привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

                  Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано упражнение. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работу сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

                  Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такового навыка, естественно, нет. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью прейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.

                 Домашние задания надо начинать с хорошим настроением.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых, никто не имеет оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

- встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия;

-  не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

-проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);

-в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметить любые, даже незначительные успехи(«Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности. Все-таки главное для нас – не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки,  а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите с ним рядом. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее задание, но и научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя –другая, кому-то – несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап. Вы как можно больше заданий выполняете вместе в ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действий.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе – ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа – ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддерживаете.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то ил иное задание, и контролирует себя с помощью часов. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа – ребенок стареется преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Анкета № 2

  1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
  2. В чем заключается эта помощь?
  3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
  4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
  5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста свои занятия.
  6. Есть ли у тебя рабочий уголок?
  7. Как долго ты выполняешь домашнее задание?
  8. С какими предметами ты легко справляешься?
  9. Тебе помогают родители в выполнении дом. заданий?

          Большую роль в организации учебного труда школьника играет  режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится,  есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

«Режим  дня» (памятка)

Для школьников, которые учатся в первую смену

Пробуждение      

Зарядка, туалет

Завтрак

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Обед

Прогулка на воздухе, кружки  

Выполнение домашних заданий    

Свободные занятия    

Ужин  

Чтение книг, спокойные игры

Приготовление ко сну

Сон        

 

7.00

7.00-7.20

7.20-7.35

7.35 -7.45

8.00 -13.00

13.00 -13-30

13.30 -14.00

14.00 -16-00

16.00 -18.00

   

18.00- 29.00

19.00-19.30

19.30 -20.30

20.30 -21.00

21.00 -7.00

      И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет  постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого  не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от  количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Полезно вместе  с ребёнком составить памятку

 «Учимся делать уроки».

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату  до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате должно быть тихо.
  4. Свет с левой стороны
  5. Уточни расписание уроков на завтра
  6. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  7. Убери со стола все лишнее
  8. Сядь на стуле удобно и открой учебник.
  9. Пришло время начать работу.

          Начав сопоставление своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время  достигает того,  что все эти действия станут для него привычными.  

ВЫВОД: Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. Учить детей выполнять  домашние задания самостоятельно, пользуясь памяткой «Учимся делать уроки».

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Приложение:

 Анкета:

Кто помогает тебе готовить уроки дома?

В чем заключается эта помощь?

О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста свои занятия.

Есть ли у тебя рабочий уголок?

Как долго ты выполняешь домашнее задание?

С какими предметами ты легко справляешься?

Тебе помогают родители в выполнении дом. заданий?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Не хочу делать уроки"

Родительское собрание на тему: "Не хочу делать уроки" ...

Родительское собрание по теме:" Не хочу делать уроки"

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»«Домашка» - эт...

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты....

Родительское собрание. "Как помочь ребёнку делать уроки"

Цели:1)  дать представление  об особенностях младшего школьного возраста;2)  помочь организовать подготовку домашних заданий.      Разработка  включает под...

Родительское собрание "Не хочу делать уроки"

Материал для родительского собрания. В работе использованы материалы статьи учителя начальных классов Чувашовой  Ларисы Владимировны...

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Беседа содержит рекомендации, которые помогут организовать правильную индивидуальную помощь при выполнении домашнего задания....

Беседа на родительском собрании на тему: "Не хочу делать уроки!"

Беседа предназначена для родительского собрания....