Раннее выявление и психологическая помощь
консультация
Сегодня одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом является защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.
Цель оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ состоит в том, чтобы создать психолого-педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.
Задачи: Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка и проведение коррекционно-развивающей работы.
-Формирование единого методического и образовательного пространства, для обеспечения социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Раннее выявление и психологическая помощь»
Составитель: Кривенцева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ Платоновский детский сад с. Платоновка, Тамбовской области.
Раннее выявление проблем развития ребенка в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья.
По оценкам экспертов, к 2017 г. в России количество здоровых новорожденных детей может сократиться до 15–20 %, а младенцев, страдающих врожденными и приобретенными хроническими болезнями, – увеличиться до 20–25 %.
Сегодня одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом является защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.
Цель оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ состоит в том, чтобы создать психолого-педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.
Задачи: Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка и проведение коррекционно-развивающей работы.
-Формирование единого методического и образовательного пространства, для обеспечения социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ.
Кризисные периоды можно разделить на :
1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.
2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу.
Характеристика познавательного развития детей раннего возраста
в норме и детей с ОВЗ
2 года
- подбирает и раскладывает по образцу предметы, разные по форме (круг, квадрат, треугольник), по величине (большой, средний и маленький шар) и по цвету (различает 3 цвета); знает и называет свое имя; знает и показывает на пальцах свой возраст; называет и показывает части лица и тела на себе и игрушках.
- затрудняется или вовсе не раскладывает по образцу предметы, разные по форме, величине и цвету; чаще всего знает свой возраст, но не показывает и не называет его; затрудняется в назывании частей лица и тела, не показывает их на игрушках.
3 года
- свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал; ребенок собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине; способен воспроизвести порядковый счет в пределах «10»; определяет количество предметов (один, два, много); складывает разрезные картинки из 2-3 частей; отличает левую и правую руку; в игре использует предметы-заместители (шарики, кубики, палочки), придавая им значение (конфеты, тарелки и т.д.).
- не соотносит и не выделяет по слову основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал), основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый); путается в соотнесении величины, пирамидку собирает без учета величины колец; затрудняется в воспроизведении порядкового счета в пределах «10»; путается в определении количества предметов (один, много); разрезные картинки из 2-3 частей не складывает, или складывает с помощью взрослого; не соотносит левую и правую руки; в игре не использует предметы-заместители, отсутствуют элементы сюжетной игры.
- Основными признаками психического развития трехлетнего малыша являются: ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
- строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
- осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорт...
Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников
Тема проекта: Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...
Методика раннего выявления дислексии (А.Н. Корнев)
Диагностическая методика для детей 6-8 лет. Цель: раннее выявление дислексии....
Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье
Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....
Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье
Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации ...
Презентация на тему : Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье"
Краткое изложение программы....