как формируются речевые умения
консультация
Родителям следует внимательно отслеживать все стадии речевого развития своего ребенка и своевременно обращаться за консультацией к специалисту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formiruyutsya_rechevye_umeniya.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Как формируются речевые умения.
Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения и навыки требуют специального внимания со стороны родителей и педагогов. Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения.
Быстрее и активнее развиваются дети, с которыми много говорят. Не зря будущим мамам рекомендуют начинать разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Если в первые месяцы жизни ребёнок будет слышать ласковую, тёплую колыбельную, добрую, спокойную беседу, то он вступит в жизнь с огромным преимуществом перед другими детьми, лишёнными подобной заботы. Итак, первое условие – хорошая речевая среда.
Следующий фактор – это положительные эмоции, которые всегда сопровождают первые попытки говорения. Так называемое «гуление» появляется обычно в присутствии близких людей и только тогда, когда ребёнок находится в хорошем расположении духа. Положительные эмоции стимулируют общую речевую активность, а отрицательные – притупляют и гасят её. Чем чаще ребёнок будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, делиться переполняющими его чувствами и переживаниями. Таким образом, вы задействуете и третий фактор речевого развития – потребность в самовыражении. Ни в коем случае не пресекайте попыток ребёнка поделиться впечатлениями. Выслушайте, попробуйте корректировать его речь, следите за логичностью и последовательностью детского рассказа, задавайте вопросы. Помогайте сформулировать мысль, исправляйте ошибки в произношении, подсказывайте слова – и вы увидите, как быстро и легко ребёнок включит всё это в свой речевой багаж. Так естественно и эффективно неравнодушные родители развивают речевые умения. Только не переусердствуйте с «ценными указаниями».
Стремление к самовыражению тесно связано со стремлением к содержательному, полноценному общению. Именно желание взаимопонимания с взрослыми заставляет маленького ребёнка учиться пользоваться речью, поскольку он на практике убеждается, что словами объясняться гораздо удобнее и легче, чем плачем, жестами и звуками. Не спешите показывать вашему малышу, что вы понимаете его без слов, побуждайте его к словесному озвучиванию желаний.
Ребёнок обладает ещё одной сильной потребностью – познавать окружающий мир, и это познание связано с обозначением, называнием предметов и явлений действительности. Называйте предметы правильно, а не упрощённо, в детском варианте. Формируйте способность к обобщению – важнейшей мыслительной операции, без которой невозможно никакое обучение.
Следующим фактором, стимулирующим развитие речи, является речевая активность. Поощряйте стремление детей к общению, используя эти ситуации для совершенствования их речи. При этом обратим внимание на тренировку физиологических механизмов речи. Особенно это важно на ранних возрастных этапах. Слушая речь взрослых, старательно произнося отдельные слоги в период детского лепета, ребёнок приводит в движение и тренирует те физиологические механизмы, которые являются основой говорения и слушания. Для полноценного создания и восприятия речи требуются сложные механизмы, связывающие работу речевого аппарата со слуховым, с памятью и мышлением. Родителям важно знать, что своевременное формирование физиологических механизмов речи – это не только непременное условие овладения всеми её видами, но и показатель состояния здоровья ребёнка. Следует внимательно отслеживать все стадии речевого развития вашего малыша и своевременно обращаться за помощью к логопеду. Не стоит также долго умиляться дефектам детской речи: неправильно произносимым звукам, подменам одного звука другим. Если они не исчезнут к пяти годам, это тоже повод обратиться к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
Презентация опыта работы по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....
Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся
Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....
Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи
Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...
Методические особенности по изучению фразеологических единиц в аспекте формирования речевых умений младших школьников.
В данной статье выделены особенности в изучении фразеологических единиц на уроках русского языка для эффективного формирования речевых умений у младших школьников....
Развитие речевых умений на уроках литературного чтения
для первого класса...
Формирование речевых умений у обучающихся 1-4 классов посредством использования здоровьесберегающих технологий
Перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с речевыми нарушениями становятся здоровьесберегающие технологии, применение которых помогает достичь максимальных успехов не только в...
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...