Буклет "Психологическая готовность к школе"
консультация (1 класс)
Психологическая готовность к школе на сегодняшний день является актуальной темой для обсуждения среди родителей будущих первоклассников. Вроде и со школой определились, и с учителем. А на что еще следует обратить внимание?
Начнем с того, что каждый ребенок растет и развивается в разной среде. И для успешного освоения учебной программы должны быть развиты психические функции организма, такие как память, внимание, мышление и воображение. Не следует упускать момент развития правильной и четкой речи. Психологи утверждают, что все эти компоненты формируются в период до 6-7 лет.
В свою очередь можно сказать, что готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность складывается из четырех сфер:
Личностная готовность – развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, и на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
Умственная готовность – для успешного обучения дошкольник должен интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:
• имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям «посуда, мебель, одежда и т.д.»;
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «если–то, потому что, поэтому».
Волевая готовность – для успешного обучения ребенок должен быть эмоционально зрелым. Волевая готовность предполагает, что дошкольник:
• с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, «схватывает» настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
Социальная готовность – чтобы обучаться в коллективе, дошкольник должен быть готовым взаимодействовать с социумом. Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок:
• стремиться общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим.
Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует успешному усвоению знаний.
Уважаемые родители!
В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Чтобы Ваш ребенок стал успешным в школе, постарайтесь развивать у него такие качества как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.
Организованность
- ребенок без подсказки родителей должен уметь приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда
- в заданном темпе выполнять просьбу, поручение
- убирать на место вещи, игрушки и т.д.
Инициативность
- умение уйти от инструкций к самостоятельным действиям
- проявлять инициативность
Самостоятельность
- выполнение детьми постоянных обязанностей в семье.
Умение жить в коллективе
- доброжелательность
- проявление внимания и заботы о других
- жизнерадостность
- проявление внимания к членам семьи, близким людям.
Как научить ребенка общаться
- умение слушать собеседника, не
перебивая его
-говорить самому только после того, как
собеседник закончил свою мысль
- пользоваться словами, характерными для
вежливого общения, избегать грубости и
вульгаризмов.
Коротко о главном
- Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
- Запаситесь терпением.
- Соблюдайте режим дня.
- Не пропускайте трудности.
- Хвалите ребенка.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители.
Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа
с.Ленинское»
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
март 2023 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
"Готовность к школе"
Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...
Психологическая готовность к школе
В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....
Готовность к школе.
Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....
Готовность к школе.
Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....
Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе. Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...