Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с РАС
консультация

Муратова Лиана Радиковна

Ребёнок с расстройством аутистического спектра играет по-своему. Его игра состоит из стереотипных действий, направленных на повторение определенных впечатлений: сенсорных или эмоциональных. Эти впечатления однажды вызвали его удивление, интерес, удовольствие или страх, и потому запомнились. Ребенок может стучать по разным поверхностям, сравнивая звуки, кружиться или бегать по кругу, наслаждаясь вестибулярными ощущениями. Он может повторять одно и то же слово или фразу, если они были произнесены кем-то с яркой эмоциональной окраской.

Для самостоятельной игры аутичного ребенка характерно использование неигровых предметов. Например, малыш может выстраивать длинные ряды из пуговиц, раскладывать в особом порядке предметы одежды, книжки или кухонную утварь. Функциональный смысл используемой игрушки у детей с РАС может отсутствовать.

Ребенок с аутизмом, как правило, не допускает в свою игру других людей, и сам не включается в игры, предложенные взрослым или другим ребенком. Практически у каждого малыша с расстройствами аутистического спектра есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может часами совершать одни и те же манипуляции с предметами.

 

Стереотипные игры характеризуются следующими параметрами:

  • смысл производимых игровых действий часто непонятен для окружающих;
  • ребёнок - единственный участник;
  • повторяемость, т.е. ребёнок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
  • игра остаётся одинаковой на протяжении длительного времени;
  • длительность, т.е. ребёнок, может играть в такую игру годами.

 

Положительные моменты в стереотипных играх тоже есть:

  • играя «по-своему», ребёнок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
  • при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.

Именно поэтому стереотипные игры могут стать основой для построения взаимодействия с ребенком.

Важнейшая задача взрослого – присоединиться к тем занятиям, которые выбирает сам малыш, усиливая их эмоциональную насыщенность и, одновременно, придавая им определенный игровой смысл.

Наблюдая за собственными занятиями ребенка, постарайтесь усилить сенсорные и эмоциональные впечатления, которые доставляют ему удовольствие. Обязательно комментируйте действия ребенка и свои действия, придавая происходящему определенный игровой смысл. Например, если ребенок любит сильные вестибулярные ощущения, вы можете помочь ему кувыркаться и кружиться. При этом обязательно приговаривать что-нибудь вроде: «Летит-летит птичка, высоко-высоко, далеко-далеко! И вернулась в свое гнездышко, прямо к маме прилетела!» Когда малыш «застрял» у двери в комнату, открывая и закрывая ее, вы можете прятаться за дверью, переглядываясь с ребенком и произнося «ку-ку!» всякий раз, когда он открывает дверь. Или принести игрушечных зверей, которые по очереди будут стучать в дверь и проситься «пустить в теремок». Таким образом, вы вовлечёте аутичного ребенка в совместное осмысленное переживание, преобразуя его аутостимуляцию в совместное игровое действие. Важно при этом, что в игру ребенка с РАС вносится событийность, так как ваш комментарий фиксирует внимание на игровом действии, переключая его со стереотипных сенсорных и привычных ребенку, аффективных удовольствий.

 

Памятка для родителей:

  • Не торопитесь. Понаблюдайте за малышом, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребёнка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребёнка во время игры. Ваши выводы помогут вам в дальнейшем понять, каким образом можно принять участие в игре.
  • Не совершайте активные действия. Во время игровой деятельности подайте ему нужную деталь, или пропойте песенку, которую он использовал в своей игре. Это обязательно привлечёт внимание ребенка на ваше присутствие. В данный момент вы не нарушаете последовательность действий в игре, а значит не представляете «угрозы», от которой ему нужно защищаться.
  • Завоёвываем доверие. Ваша цель – дать ребёнку понять, что вы не помешаете ему играть, вы будете ему помогать. Это потребует времени, усилий и терпения. И однажды ребёнок приме ваше предложение поиграть немножко по-другому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

нижневартовская санаторная

Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с РАС

В России готовится программа помощи детям с РАС | Официальный сайт МБУ  Издательский дом УфаРебёнок с расстройством аутистического спектра играет по-своему. Его игра состоит из стереотипных действий, направленных на повторение определенных впечатлений: сенсорных или эмоциональных. Эти впечатления однажды вызвали его удивление, интерес, удовольствие или страх, и потому запомнились. Ребенок может стучать по разным поверхностям, сравнивая звуки, кружиться или бегать по кругу, наслаждаясь вестибулярными ощущениями. Он может повторять одно и то же слово или фразу, если они были произнесены кем-то с яркой эмоциональной окраской.

Для самостоятельной игры аутичного ребенка характерно использование неигровых предметов. Например, малыш может выстраивать длинные ряды из пуговиц, раскладывать в особом порядке предметы одежды, книжки или кухонную утварь. Функциональный смысл используемой игрушки у детей с РАС может отсутствовать.

Ребенок с аутизмом, как правило, не допускает в свою игру других людей, и сам не включается в игры, предложенные взрослым или другим ребенком. Практически у каждого малыша с расстройствами аутистического спектра есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может часами совершать одни и те же манипуляции с предметами.

Стереотипные игры характеризуются следующими параметрами:

  • смысл производимых игровых действий часто непонятен для окружающих;
  • ребёнок - единственный участник;
  • повторяемость, т.е. ребёнок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
  • игра остаётся одинаковой на протяжении длительного времени;
  • длительность, т.е. ребёнок, может играть в такую игру годами.

Положительные моменты в стереотипных играх тоже есть:

  • играя «по-своему», ребёнок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
  • при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.

Именно поэтому стереотипные игры могут стать основой для построения взаимодействия с ребенком.

Важнейшая задача взрослого – присоединиться к тем занятиям, которые выбирает сам малыш, усиливая их эмоциональную насыщенность и, одновременно, придавая им определенный игровой смысл.

Метод "Флортайм" - развитие ребенка с РАС через игруНаблюдая за собственными занятиями ребенка, постарайтесь усилить сенсорные и эмоциональные впечатления, которые доставляют ему удовольствие. Обязательно комментируйте действия ребенка и свои действия, придавая происходящему определенный игровой смысл. Например, если ребенок любит сильные вестибулярные ощущения, вы можете помочь ему кувыркаться и кружиться. При этом обязательно приговаривать что-нибудь вроде: «Летит-летит птичка, высоко-высоко, далеко-далеко! И вернулась в свое гнездышко, прямо к маме прилетела!» Когда малыш «застрял» у двери в комнату, открывая и закрывая ее, вы можете прятаться за дверью, переглядываясь с ребенком и произнося «ку-ку!» всякий раз, когда он открывает дверь. Или принести игрушечных зверей, которые по очереди будут стучать в дверь и проситься «пустить в теремок». Таким образом, вы вовлечёте аутичного ребенка в совместное осмысленное переживание, преобразуя его аутостимуляцию в совместное игровое действие. Важно при этом, что в игру ребенка с РАС вносится событийность, так как ваш комментарий фиксирует внимание на игровом действии, переключая его со стереотипных сенсорных и привычных ребенку, аффективных удовольствий.

Памятка для родителей:

  • Не торопитесь. Понаблюдайте за малышом, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребёнка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребёнка во время игры. Ваши выводы помогут вам в дальнейшем понять, каким образом можно принять участие в игре.
  • Не совершайте активные действия. Во время игровой деятельности подайте ему нужную деталь, или пропойте песенку, которую он использовал в своей игре. Это обязательно привлечёт внимание ребенка на ваше присутствие. В данный момент вы не нарушаете последовательность действий в игре, а значит не представляете «угрозы», от которой ему нужно О подходе DIRFloortime®, игре в Jenga и нейропсихологических практиках в  помощи детям с РАС в новом выпуске журнала «Аутизм и нарушения развития» -  PsyJournals.ruзащищаться.
  • Завоёвываем доверие. Ваша цель – дать ребёнку понять, что вы не помешаете ему играть, вы будете ему помогать. Это потребует времени, усилий и терпения. И однажды ребёнок приме ваше предложение поиграть немножко по-другому.

 Подготовила:

тьютор

Муратова Лиана Радиковна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения

как научить играя и не заиграться при обучении? несколько советов в использовании дидактической и сюжетно-ролевой игры на уроках математики и природоведения...

Статья"Некоторые типы поведения родителей в процессе взаимодействия со школой".

Данная статья поможет учителю в проведении родительского собрания на тему " Конфликтные ситуации в школе и способы их разрешения". В статье даётся анкета "Психологические типы родителей"; разбираются ...

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи

Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....