Разработка родительского собрания "Развитие самостоятельности у детей 6-7 лет.
методическая разработка (1 класс)

Федченко Анастасия Сергеевна

Цель: создание условий для осмысления родителями значимости развития самостоятельности детей 7-8 лет.

Задачи:

-повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

-познакомить родителей с навыком самостоятельности для детей младшего школьного возраста и дать практические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №8 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ЧЕТЫРЕЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА

Родительское собрание по теме

«Развитие самостоятельности у детей 7-8 лет»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Федченко Анастасия Сергеевна

Тихорецк, 2022

Цель: создание условий для осмысления родителями значимости развития самостоятельности детей 7-8 лет.

Задачи:

-повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

-познакомить родителей с навыком самостоятельности для детей младшего школьного возраста и дать практические рекомендации.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас и рассчитываю, что наша беседа для всех будет полезной, важной и интересной!

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению некоторых родителей было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов, но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется «результат» такой работы -2 или строгое послание учителя в адрес родителей и ученика.

Сегодня мы поговорим с вами о том, для чего нам нужны задания на дом и как провести это время с пользой. А также коснёмся очень важного навыка не только для взрослого человека, но и для ребёнка.

Зачастую, проверяя выполнение работ в тетрадях наших детей, я вижу регулярно не выполненные работы. Напоминаю, выполнение домашних работ в 1 классе не обязательное, и вы вправе и вовсе не открывать тетради для проверки качества знаний своих детей. Но давайте с вами хорошо подумаем, сможет ли ребёнок, без закрепления знаний дома хорошо усвоить тему? У нас в классе есть ребята, которым достаточно закрепить тему только на уроке и дома они могут отдохнуть от занятий без ущерба знаниям. Но большинству всё-таки требуется закрепление знаний дома, с родителями в спокойной обстановке. Есть ребята, которые даже читать и писать не научились за время обучения в школе. Вы можете назвать это положительным результатом? Поэтому я и настаиваю на обязательности выполнения заданий дома. И это замечание для вас, родители. Ведь многие дети ещё и понятия не имеют о самостоятельности, они не проявляют её.

Сейчас я прочитаю вам притчу, и вы мне скажете, какой вывод из неё можно вынести.

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его “Зайчишка-трусишка”. От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг-Барсучок. И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: “Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучка!” Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучок был спасен! Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: “Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!” И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой, он стал самым смелым зайчонком в лесу.

Итак, о чем же эта притча, уважаемые родители? (притча о том, как неуверенный в себе зайчонок, который не мог ничего решиться делать самостоятельно, спас своего друга)

Сейчас мы с вами поработаем в парах. Предлагаю вам выполнить пару простых заданий:

1. Что такое самостоятельность? Опишите это понятие первыми словами, которые пришли вам на ум.

2. Опишите самостоятельного ребёнка.

3. Напишите своё определение самостоятельности.

(Проверка результатов)

А теперь предлагаю вам ознакомиться с результатом диагностики самостоятельности ребят нашего класса. (диаграмма)

С точки зрения психологиисамостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Под самостоятельностью, в педагогическом словаре, подразумевается целеустремленная, настойчивая личность; планирование и реализация своей деятельности без контроля, посторонней помощи.

Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер.    

 2. Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

 Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я:

 а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

 б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т.д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.

Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

Итак, на ваших столах лежат памятки о том, как правильно развивать самостоятельность у наших детей.

1. Разрешайте ребёнку выполнять мелкие домашние обязанности по дому.

2. Предоставьте ребёнку возможность самому за собой ухаживать (приготовить форму на утро, проверить портфель).

3. Привлекайте ребёнка к обсуждению ваших совместных планов (куда мы сегодня пойдём, что мы можем приготовить на ужин).

4. Дайте ребёнку самостоятельно выполнить домашнее задание. Не стойте у него над душой, а только иногда подходите и проверяйте его успехи.

5. Поощряйте любознательность ребёнка.

6. Научите ребёнка правильно рассчитывать время.

7. Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. 

8. Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.

9. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.

10. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным

А сейчас я хочу предложить вам пройти небольшое анкетирование. (ФИО необязательное)

1. Выполняет ли ребенок ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом?

_______________________________________________________________________________________

2. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/ отрицательное
3.Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения
4.Какими школьными предметами ваш ребенок интересуется больше всего? _____________________

5.Проверяете ли вы домашнее задание у ребенка? _______________

6.По каким предметам домашние задания он делает быстро? __________________________

7.По каким предметам домашние задания он делает медленно? _______________________

8. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению? ______________________

9. Как, по вашему мнению, можно устранить причины этих жалоб? ___________________________

10. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе? ______________________

Организационные вопросы (ТБ, поведение, успеваемость, новогодние подарки)

В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

1. Выполняет ли ребенок ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом?

_________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/отрицательное


3.Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения


4.Какими школьными предметами ваш ребенок интересуется больше всего? ___________________________________________________

5.Проверяете ли вы домашнее задание у ребенка? _______________

6.По каким предметам домашние задания он делает быстро? _________________________________________________________

7.По каким предметам домашние задания он делает медленно? _________________________________________________________

8. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению? __________________________________________________

9. Как, по вашему мнению, можно устранить причины этих жалоб? ________________________________________________________

10. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе? ___________________________________________________

1. Выполняет ли ребенок ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом?

_________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/отрицательное


3.Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения


4.Какими школьными предметами ваш ребенок интересуется больше всего? ___________________________________________________

5.Проверяете ли вы домашнее задание у ребенка? _______________

6.По каким предметам домашние задания он делает быстро? _________________________________________________________

7.По каким предметам домашние задания он делает медленно? _________________________________________________________

8. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению? __________________________________________________

9. Как, по вашему мнению, можно устранить причины этих жалоб? ________________________________________________________

10. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе? ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания на тему: "Дети и компьютер"

Присутствуют памятки для родителей и анкеты...

Родительское собрание "Как развить самостоятельность у детей"

"Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков" Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны...

Разработка родительского собрания для одаренных детей

Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»Форма работы: круглый стол.Участники: родители одаренных детей, учителя начальных классов, школьный психолог.Подготовительн...

Разработка родительского собрания: «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работатб самостоятельно....

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

Родительское собрание.“Как развивать самостоятельность у детей.

Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить ме...