Консультация для родителей"Развитие памяти"
консультация

Наталья Алексеевна Барсук

******************

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodit_razvitie_pamyati.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие памяти

1. Память можно и нужно развивать
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Такую память называют природной (или механической, непосредственной).
Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Культурную память можно развивать в течение всей жизни, используя различные способы запоминания.

2. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти
Нарушения памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита 
слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух сам (или читать ему) материал, подлежащий запоминанию.
Если более всего развита 
зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании 
двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями.

3. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов
Группировка материала
Изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ
Ребенок для запоминания фразы или слова делает какой0нибудь как можно более простой и схематический рисунок.
Опорные пункты
В качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и др. Опорные пункты составляют своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
При структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

Развитие внимания

Обучающие игры и развитие внимания
При возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр:
- картинки со скрытыми в них изображениями;
- картинки, где нужно найти отличия;
- нарисованные лабиринты и др.
Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.

Тренировка распределения внимания
Задание – вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д. В это же время ставить аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой.
Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и попросить его рассказать, что он услышал и понял из сказки.
Необходимо длительная тренировка.

Тренировка объема внимания
В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания.
Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количество предметов.

Внимание!

1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.

2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.

3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке).

4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.

5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".

6. Развивайте произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.

7. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.

8. Развивайте волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...

Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Рекомендации для родителей "Развитие памяти ребенка"

В данной статье описываются методы, доступные для каждого родителя по оказанию помощи своему ребенку в развитии памяти....

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников»

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников» представлена в форме буклета, в котором предложены игры и упражнения для развития различных видов памяти детей в домашних условиях....

Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"

Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"...