семейные традиции
материал (2, 3, 4 класс)
Способствовать развитию доверительных отношений в семье, соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Обмен опытом семейного воспитания и традиций;
- Достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Семейные традиции»
Оборудование: проекты детей " Моя семья", мультимедийное оборудование, выставка рисунков «Самая лучшая семья», плакат «Семейные традиции», игра «Ромашка», вырезки заголовков из газет связанных со словом «Семья», картинки к игре «Предметы моего детства».
Цели:
- Способствовать развитию доверительных отношений в семье, соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Обмен опытом семейного воспитания и традиций;
- Достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Задачи:
- Приобщить родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- Изучить семью и установить контакт с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;
- Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей;
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Форма проведения: круглый стол (обмен мнениями)
I. Подготовительный этап
На кануне проведения собрания родители вместе с детьми выполняют следующие задания:
1. Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». (Вместе с родителям дети рисовали портрет своей семьи)
2. Составляли рассказ о своей семье и традициях в ней.
3. Принесли в класс интересные фотографии из жизни своей семьи.
4. В классе были выполнены проекты «Моя семья и ее традиции».
II. Организационный этап
1. Разместить на доске плакат с названием темы собрания. «Семейные традиции»
СЛАЙД 1
2. На экране выведены афоризмы для изучения родителями:
СЛАЙД 2
• «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой);
• «Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
• «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);
• «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (Антон Семенович Макаренко);
3. Оформлена тематическую выставку рисунков «Моя семья и ее традиции».
СЛАЙД 3
План проведения собрания
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ результатов исследований.
3. Беседа «Семейные традиции».
4. Подведение итогов собрания.
Ход собрания
- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или школе? (Ответы родителей.)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школа является помощником семьи в воспитании ребенка.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!
Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни. Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: связь и единство с родными.
СЛАЙД 4
Семья - это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница школьника. Функция матери - научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя своего ребенка. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей -ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
-Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.)
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:
- Мини-анкеты.
СЛАЙД 5.
Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты «В каждом доме свои традиции»:
- Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2. Ознакомление с традициями семей. (Родители рассказывают о своих семейных традициях).
Актуальность проблемы.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дети, будет зависеть, какое мы возродим общество, счастливо и интересно ли в нем будет жить.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения семьи и народных традиций. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Рисунки и проекты, которые выполняли ваши дети «Моя семья и ее традиции» направлены на знакомство детей с обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.
«Красен обед пирогами, река – берегами», так и хочется добавить «а семья – традициями».
Традиции семьи – это вдохновение, радость, творчество и искусство.
«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждой семье свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Традиции семьи – это вдохновение, радость, творчество и искусство.
СЛАЙД 6
Вся жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками.
СЛАЙД 7
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром.
Традиции помогают хранить историю семьи. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда и он питал реку традиций русского народа. Давайте попробуем разобраться, что же является семейной традицией. Я предлагаю вам традиции, а вы попытаться её охарактеризовать на примере вашей семьи: присутствует ли эта традиция в вашей семье.
- Семейные праздники.
СЛАЙД 8
Игра «Ромашка» (ответы родителей на вопросы и их совместное обсуждение).
Вопросы:
Детские праздники в семье – хорошая традиция?
Нужны ли праздники нашим детям?
Какие праздники вы устраиваете для детей?
Вы приглашены в гости. О чём следует напомнить ребёнку?
Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить?
Да, ребенку праздник необходим как воздух. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы считаем свои годы от о важного события до другого. Детство было бы скучным, если бы из него выбросить праздники.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы родителей)
А сейчас небольшая разминка. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
СЛАЙД 9
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я.
Какая же у нас семья? (6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка.)
С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы - темы родственных отношений.
- Составление родословной своей семьи.
СЛАЙД 10
Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Ваши дети вместе с вами в своем портфолио уже составили страничку своего родовые древа. Давайте на них посмотрим.
- Семейные архивы.
СЛАЙД 11
Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты своих близких, историю их заслуг, их труда. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
- Семейный альбом.
СЛАЙД 12
Это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
- Когда вы вместе с ребенком просматривали фотоальбом в последний раз? Отбор фотографий, оформление страниц вот это именно то общение, которое необходимо вашему ребенку в его совместной деятельности с родителями. Ведь когда вы смотрите фотографии, тот или иной образ сопровождается рассказом из жизни членов вашей семьи, что вызывает интерес у ребенка и стимулирует его запоминание.
5. Семейный отдых на природе.
СЛАЙД 13
- Скажите, у кого из вас есть традиция выезжать отдыхать на природу с вашим ребенком? (Ответы)
Именно природа оказывает огромное влияние на развитие личности школьника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей в лес, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры которые связаны с природным содержанием («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Также можно предложить вашему ребенку присев на пенек нарисовать что то интересное в природе, прочитать стихотворение, собрать вместе природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить интересные поделки. И конечно просто перекусить на лесной полянке, но уходя не забыть забрать свой мусор, тем самым приучая его правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес.
- Семейное посещение музея, выставок.
СЛАЙД 14
- Кто из вас постоянно посещает с детьми в музеи, выставки, выезжает в кинотеатры? (Ответы)
Человеку всегда стремится к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
- Коллекционирование.
СЛАЙД 15
Очень хорошо, если в семье есть и такая традиция. В результате у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы)
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д.
Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место с окружающими людьми. Огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
8. Игры с ребенком. СЛАЙД 16
- Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? (Ответы)
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка в сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. Именно игра создает благоприятные условия для развития личности.
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
Игра «Закончи пословицу»
СЛАЙД 17
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
Не красна изба углами, … (красна пирогами).
Каково на дому, таково и … (самому).
Дети не в тягость, а … (в радость).
Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
Всякой матери свое … (дитя мило).
На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).
Мать кормит детей, как … (земля людей).
Нет человека добрее… (отца с матерью).
Нет дороже… (отца с матерью).
Семья – это …(семь я).
А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
Игра «Объединить объекты в систему».
Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом «семья» и раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
9 .Забота о престарелых родителях
СЛАЙД 18
Заботится о престарелых людях – одна из семейных традиций.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к детству, к жизни в семье: даже поседевший ветеран продолжает уповать на то , чему меня учили дома, чему учила моя мать, что мне говорил отец.
10. Подарки.
СЛАЙД 19
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)
- Расскажите , как вы дарите подарки есть ли в них секреты?(Рассказы)
Подарки должны быть подобраны по возрасту ребенка. Каждый подарок должен развивать его мышление, внимание и память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин, но при этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Отмечая праздники в семье, мы показываем своим детям образец своего отдыха и проведения досуга, чтобы повзрослев, так же делали они. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты и уважения.
11. Семейные реликвии
СЛАЙД 20
Бабушки и дедушки являются хранителями семейных обычаев и реликвий.
Семейные реликвии это предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память. Сейчас я предлагаю вам провести разведку – поиск старинных предметов.
Игра «Предмет моего детства».
Выбирают предмет называют ассоциации с темой семья.
( апельсин, кукла, письмо с фронта, свеча, рамка для фото, мяч, детская книжка, свадебный атрибут)
Заключение
Лев Николаевич Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную, любящих свою малую Родину.
Любите друг друга искренним сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.
Решения родительского собрания
1. Продумать, какие из предложенных традиций можно сделать традиционными в семье.
2. Включиться во внеурочную работу совместное посещению музеев, библиотек, выставок.
СЛАЙД 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Семейные традиции
Выступление на родительском собрании...
Семейные традиции
Конспект ведения классного часа...
Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Данная статья использовалась на родительском собрании в 3 классе....
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....