Роль родителей в трудовом воспитании подростка
статья
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_trudovom_vospitanii_podrostka.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема собрания: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Тема собрания: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Форма проведения: круглый стол
План собрания.
I.Беседа учителя о значении труда в семье.
II.Анализ ситуаций на тему " Трудовое воспитание в семье".
IIIОбсуждение дискуссий « Трудовые традиции»
IV.Анализ анкет родителей и школьников.
V. Подведение итогов собрания.
Ход собрания.
Вступительное слово учителя.
Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д.Ушинский.
Уважаемые родители!
Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
Участники: родители 5-6 х классов и классные руководители.
Ход беседы:
I. Беседа учителя о значении труда в семье.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- Приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
-Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.
Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
II. Разрешение некоторых ситуаций.
Ситуация первая.
Перед уходом на работу мать попросила пятиклассницу Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?
Ситуация вторая.
Мать поручила шестикласснику Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.
Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?
Ситуация третья
Дочь шестиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:-
Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 5 классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию
Ситуация четвёртая
Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант .
III. Обсуждение дискуссий
1. "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?"
2. " Труд - необходимость или обязанность?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание " роль семьи в трудовом воспитании школьников"
на практичеких примерах родители увидели, какую роль имеет трудовое воспитание в семье...
Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...
Роль родителей в трудовом воспитании школьников
Семья является самой естественной, самой благотворительной средой. В которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспитательная действенн...
Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"
Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...
Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании"
Консультация поможет родителям сформировать отчетливое представление о роли, возможностях. путях и способах трудового воспитаниядетей в семье....
«Роль родителей в трудовом воспитании ребенка»
Задачи трудового воспитания подростка в семье. Польза труда в психическом, духовном развитии человека. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам бытового труда....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Предлагается реализовывать трудовое воспитание и профессиональное самоопределение посредством: • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; • формирования умени...