"Рекомендации по формированию навыков чтения родителям 1 класса"
статья (1 класс)

Демьяновская Наталия Романовна

В статье рассказывается о формировании навыков чтения в 1 класса, дан методический и практический материал по формированию навыков чтения у первоклассника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по формированию навыков чтения родителям 1 класса

Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки. Научить детей беглому, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

        Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Существует 4 основных параметра качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.

Нормы техники чтения к концу 1 класса

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания ,от которых зависит умственная работоспособность. Часто бывает так, что ребенок знает все буквы ,может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…»

Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым ,умным словом.

Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи ( Д.Б.Эльконин, Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман) предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам.(Ребенку понравился определенный герой, ему хочется быть на него похожим или дружить с ним .Мама советует написать ему письмо .Вскоре приходит ответ .Автор письма- мама. Так завязывается переписка).

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому ,что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным ,а значит ,усовершенствуется и его техника.

Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2абзаца .Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием. Чтение  перед сном даёт хорошие результаты .Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью , и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения (т.к – это значит, что при чтении у него возникают трудности) В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2строчки и после этого получает краткий отдых.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом , как советуют психологи. Необходимо отмечать рост,  сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход - рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии ,научно-популярная литература, периодические издания.

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку полюбить чтение»

-Слушайте то,  что читает ребенок.

-Беседуйте о прочитанном материале с ребенком, разъясняйте непонятные слова и смысл текста.

-Запишите его в библиотеку.

-Просматривайте выбор книг ребенка для чтения.

-Расскажите о своих любимых книгах и авторах.

-Читайте сами книги.

-Создайте свою библиотеку или библиотеку своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения

Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...

Коррекционно-развивающая работа по формированию навыка чтения в классах с ЗПР.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Данный материал содержит упражнения для развития навыка чтения у детей с медленным темпом чтения....

«Формирование навыков чтения младших классов и пути их совершенствования»

Изучение ключевых умений читательской деятельности и  определение наиболее эффективных методов  и приёмов, способствующих развитию навыков чтения.Подбор  систем упражнений, которые акти...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого у...

Тексты для формирования навыка чтения. 1 класс.

Ребёнок с интересом делает то, что у него получается. Для успешного овладения навыком чтения нужны короткие, интересные и простые тексты. Для проверки осознанности прочитанного задйте 2-3 вопроса по с...

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения.

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения...