Методические рекомендации для родителей
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Аршанова Татьяна Александровна

Дидактические игры для коррекции дисграфии младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для коррекции дисграфии младших школьников

В процесс письма включены речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы ребенка.

Период младшего школьного возраста характеризуется включением ребенка в активную учебную деятельность, но при этом игра не вытесняется, а продолжает играть важную функцию в развитии личности ребенка. Учитывая предрасположенность младшего школьника к игре целесообразно создавать игровые ситуации, дидактические игры, чтобы в непринужденной обстановке постигал нормы языка, орфографические правила, грамматический строй языка. Все эти условия соответствуют внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».  

В свою очередь, педагогическая (дидактическая) игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Согласно выводам Е.В. Гурьянова и М.К. Щербака, «усвоение навыков письма младшими школьниками характеризуется постоянным переключением их внимания. Специальные операции процесса письма включают анализ звукового состава слова, определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков. Эти процессы протекают осознанно, а в дальнейшем они автоматизируются» [4, с.82].

Иногда по какой-либо причине процесс письменной речи у младших школьников формируется с затруднениями, либо имеет значительное отставание, выражающееся в  различного типа ошибок на письме. О.И. Токарева выделяет три вида дисграфии: акустическую, оптическую и моторную. Акустическая дисграфия характеризуется недифференцированностью слухового восприятия, недостаточностью развития звукового синтеза и анализа. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Соответственно, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушена связь моторных образов звуков и слов со зрительными образами [3, с. 354].

Для коррекции нарушений письменной речи на уроках русского языка нами использовались специально подобранные упражнения, учитывающие виды дисграфии. Так, при акустической дисграфии коррекционные упражнения были направлены на определение количества и последовательности слогов (звуков) в слове. Также подобраны игровые упражнения и игры на восстановление порядка слогов (звуков) в слове, дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, определение наличия или отсутствия того или иного звука в слове, дифференциацию смешиваемых звуков, обучению слоговому анализу слова. Дидактические игры: «Ураган», «Светофор», «Весёлый поезд», «Вратарь», «Покорми животных», «Новоселье». Например, игра «Бусы», целью которой является определение количества и последовательности слогов (звуков) в слове. Учащийся смотрит на картинку, называет слово и нанизывает бусины поочерёдно на шнурок, называя при этом последовательно каждый слог в этом слове. Затем подсчитывается количество бусинок (слогов). Усложнение данной игры предполагает, что учащийся называет звуки одновременно с нанизыванием каждой бусины, обозначающей один звук.

Для исправления оптической дисграфии коррекционные упражнения были направлены, прежде всего, на развитие зрительного восприятия, узнавание предметов, величины, формы, целостности восприятия, избирательности восприятия. Такой дидактической игрой является «Найди на картинке буквы, наложенные друг на друга». Ученику нужно перечислить знакомые буквы, в игре «Большой - маленький» необходимо перечислить только большие, заглавные буквы.

В коррекционной работе с детьми с моторной дисграфией коррекционные упражнения были направлены на расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений. Таковы упражнения «Графические диктанты», «Штриховка», прописывание фигур в воздухе, на ладошке ребенка и т.п. Эти игровые упражнения хорошо подходят для индивидуальной и парной работы в классе, как и рисование по клеточкам геометрических фигур, конструирование, восстановление букв, игры-лабиринты, упражнения на тактильное узнавание фигур и букв.

Упражнение «Буквы-перевертыши» помогает дифференцировать смешанные и взаимозаменяемые буквы. А игровое упражнение «Найди и обведи» развивает комплекс зрительно-графических умений, произвольное внимание ученика, когда ребенок в печатном тексте находит букву «А» и зачеркивает, а букву «О» – обводит. Со временем эту игру можно усложнить  и давать задание на согласные буквы, сходные по написанию и произношению. Эффективно использование игры «Лепим и пишем», где ребенок лепит из пластилина букву, а затем ее записывает. Доступность подобных игровых упражнений, дидактических игр позволяет их применять на уроках в школе, на дополнительных занятиях и в домашних условиях [5, с. 411].

Выводы: Разные виды дисграфии не проявляются в чистом виде, поэтому и коррекционная работа должна сочетать упражнения, направленные на  акустическую, оптическую, моторную дисграфии вместе.

Дисграфию успешно можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме. Одним из важных требований является ненавязчивость педагога, ребенку игра должна нравиться, он должен хотеть играть, нельзя его переутомлять игрой. Как показывает практика, дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Список литературы:

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. -  С. 703
  2. Лалаева Р.И. Дисграфия // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. Книга IV – М., 2003.– С. 304
  3. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 3 тт. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2007. – С. 656.
  4. Очерки психологии и методики обучения письму в букварный период / Е. В. Гурьянов и М. К. Щербак. - Москва: изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – С. 164.  
  5. Клименко Е. В., Репина З. А., Коррекция нарушений письма у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: Сб. науч. тр. – Екатеринбург, 2017. – С. 412 - 414.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Родителей будущих первоклассников страшит, как их ребёнок войдёт в школьную жизнь.от того, как родители сумеют подготовить своего ребёнка к школе, кроме психофизиологическихособенностей самого ребёнка...

Методические рекомендации для родителей первокласников по теме "Режим дня"

Начало обучения ребёнка в школе-это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со време...

Методические рекомендации для родителей по развитию воображения

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»... Чтобы «придумывать»  нам необходимо воображение...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Рекомендуемый материал для использования на первых родительских собраниях....

Методические рекомендации для родителей "Развитие внимания"

Внимание - один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций. игр...

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...