Правила из учебника русского языка 2 класс. Школа России
материал (2 класс)

Все правила из учебника по Русскому языку.1 часть  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_iz_uchebnika_russkogo_yazyka_2_klass.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка  завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.

Такие слова называются синонимами.

В языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь.

Такие слова называются антонимами.

В русском языке есть слова – «родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

 Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот.

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Отличия гласного звука от согласного:

  • Гласный звук состоит только из голоса;
  • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
  • Гласный звук образует слог.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.

            Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный - зелень)

так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы – слеза, пчёлка – пчела.

В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

Отличия согласного звука от гласного:

  • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.

Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.

2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся:

  • жи-ши пишется с буквой и;
  • ча-ша – с буквой а;
  • чу-щу – с буквой у.

Согласные звуки

Звонкие согласные

твёрдые

 [б]  [в]   [г]  [д] [ж] [з]

[л]  [м]   [н]  [р]

мягкие

[б’]  [в’]  [г’] [д’]       [з’]

[л’] [м’] [н’] [р’] [й’]

Глухие согласные

твёрдые

[п]  [ф]  [к]   [т]  [ш]  [с]

[х]   [ц]

мягкие

[п’] [ф’] [к’] [т’]         [с’]

[х‘]           [ч‘] [щ‘]

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(дубо́к) дубки ́            (луга́) луг

(стрижи) стриж           (снежный) снежинки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берёз, берёза, берёзка.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

  • или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
  • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, - это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

Части речи

Слова-названия

                  предметов                              признаков                                 действий

                                                               предметов                                предметов        

    кто?                                                       какой?                              что делает?

    что?                                                       какая?                              что сделает?

                                                                     какое?                             что делают?

                                                                       какие?                             что сделают?

Имя существи-                                  Имя прилага-                                 Глагол

 Тельное                                                     тельное

 

  прил.     сущ.         гл.              прил.        сущ.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.


Заглавная буква в именах собственных – это
орфограмма: Ольга Петровна Соколова.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

                  рассказ Н.Н.Носова «Затейники»

Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.

Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.

Имена существительные изменяются по числам:

книга – книги,

машина – машины,

письмо – письма.

При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Слова, которые обозначают признаки предметов  и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький - большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.

К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи.

Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

Перед глаголами предлогов не бывает.

у

с

к

о

из

без

на

над

в

при

по

до

через

перед

за

под

для

между

про

около

Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова) 4 класс

Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс

Проверочные работы по русскому языку  УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс...

Анализ учебников по русскому языку УМК "Школа России"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при выборе УМК...

Рабочая программа по русскому языку 2 "Школа России" 2 класс к учебнику Рамзаева Т.Г

Разработка рабочей программы по русскому языку "Школа России" к учебнику Рамзаева Т.Г 2 класс...