Правила из учебника русского языка 2 класс. Школа России
материал (2 класс)
Все правила из учебника по Русскому языку.1 часть 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_iz_uchebnika_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению.
В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.
Концовка завершает текст.
Каждая часть текста пишется с красной строки.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь.
Такие слова называются антонимами.
В русском языке есть слова – «родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется
дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова.
Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот.
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Отличия гласного звука от согласного:
- Гласный звук состоит только из голоса;
- При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
- Гласный звук образует слог.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);
Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный - зелень)
так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы – слеза, пчёлка – пчела.
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.
Отличия согласного звука от гласного:
- Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
- Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.
Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.
Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.
2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.
Вспомните, как они пишутся:
- жи-ши пишется с буквой и;
- ча-ша – с буквой а;
- чу-щу – с буквой у.
Согласные звуки
Звонкие согласные | |||
твёрдые | [б] [в] [г] [д] [ж] [з] | [л] [м] [н] [р] | |
мягкие | [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] | [л’] [м’] [н’] [р’] [й’] | |
Глухие согласные | |||
твёрдые | [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] | [х] [ц] | |
мягкие | [п’] [ф’] [к’] [т’] [с’] | [х‘] [ч‘] [щ‘] |
Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:
(дубо́к) дубки ́ (луга́) луг
(стрижи) стриж (снежный) снежинки
В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
(много) берёз, берёза, берёзка.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
- или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
- или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.
Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, - это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],
Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,
Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].
Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
Части речи
Слова-названия
предметов признаков действий
предметов предметов
кто? какой? что делает?
что? какая? что сделает?
какое? что делают?
какие? что сделают?
Имя существи- Имя прилага- Глагол
Тельное тельное
прил. сущ. гл. прил. сущ.
Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.
Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.
Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:
рассказ Н.Н.Носова «Затейники»
Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.
Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.
Имена существительные изменяются по числам:
книга – книги,
машина – машины,
письмо – письма.
При изменении числа имени существительного меняется его форма.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.
Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький - большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.
К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.
Местоимение – это часть речи.
Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.
Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.
Перед глаголами предлогов не бывает.
у | с | к | о | |
из | без | на | над | |
в | при | по | до | |
через | перед | за | под | |
для | между | про | около |
Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова) 4 класс
Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России". 4 кл. по учебнику В.П.Канакиной
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс
Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс...
Анализ учебников по русскому языку УМК "Школа России"
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при выборе УМК...
Рабочая программа по русскому языку 2 "Школа России" 2 класс к учебнику Рамзаева Т.Г
Разработка рабочей программы по русскому языку "Школа России" к учебнику Рамзаева Т.Г 2 класс...