Подготовка к школе (нейропсихологический подход)
статья (1 класс)

Кремнева Елена Валерьевна

 Вопрос - «готов ли наш ребенок к школе», задают практически все родители, а еще бабушки и, иногда, дедушки. А педагоги –психологи отвечают: «в полном объеме готовы к школе, в лучшем случае, процентов пятьдесят первоклашек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_neyropsihologicheskiy_podhod.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (нейропсихологический подход)



    Готов ли ребенок к школе? 

   Вопрос - «готов ли наш ребенок к школе», задают практически все родители, а еще бабушки и, иногда, дедушки. А педагоги –психологи отвечают: «в полном объеме готовы к школе, в лучшем случае, процентов пятьдесят первоклашек. 

   Что родители понимают под готовностью к школе? Умение ребенка читать, считать, ну еще немного рассказать о себе. Но это учебные навыки, которые будут приобретается в ходе обучения. Безусловно, наличие этих навыков - это хорошо, замечательно и облегчит первокласснику, но они не самое важное. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Чем лучше она сформирована, тем быстрее адаптируется к новой жизни наш школьник. 

   Что же такое психологическая готовность к школе (или школьная зрелость)? 
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 

   1. Интеллектуальная готовность. 
   Она проявляется: 
-в способности концентрировать внимание на выполнении определённой работы; 
-умении устанавливать логические связи между явлениями и событиями; 
-в хорошо развитой для его возраста памяти с багажом сформированных предметных образов-представлений; 
-в способности хорошо ориентироваться в пространстве, в развитой речи, в моторной ловкости. 

   2. Эмоциональная готовность. 
Наш ребенок уже научился управляться своими эмоциями и приобрел важное умение получать удовольствие от познания нового, от учебной деятельности. 

   3. Социальная готовность. 
Это потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать учителя, подчиняться правилам, принятым в коллективе. 

   Это три составляющие школьной зрелости. К походу в первый класс ребенок должен быть ими вооружен. В противном случае – будут проблемы. Отметим, что интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе формируется к 7-8 лет. Так что не торопитесь отдавать в школу малыша более раннего возраста 

   А сейчас попробуем нарисовать портрет обычного современного городского дошкольника 5 -7 лет? 
   Это читающий, считающий (иногда даже с трех-четырех лет), даже возможно, хорошо эрудированный и отлично разбирающийся в современных гаджетах и компьютерных играх, часто умеющий пользоваться Интернетом и общаться в социальных сетях ребенок. Но это одна сторона. 
   Но это одна сторона, а другая. 
   Банально, но дети стали меньше времени проводить на улице, стали менее подвижными и ловкими. Кто сейчас играет в любимые в нашем детстве «вышибалы», «резиночки», а «классики»? 
   А сейчас немного наукообразия. Все эти подвижные групповые игры важны не только для развития ловкости, координации движений (ответственная - премоторная зона головного мозга), но и умения придерживаться условий и правил (лобные структуры головного мозга), энергетической подпитки мозга (стволовые структуры), пространственных представлений (теменные зоны), и, конечно же, для развития умения общаться со сверстниками, умения выстроить отношения в свободной, не организованной среде (т. е. не в детском саду или школе). 
   Современный младший школьник часто не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, а это говорит о плохом развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, напрямую связана с речью. 
   Дети стали чаще болеть. Больше стало психосоматических и аутоиммунных заболеваний, неврологических нарушений. Абсолютно здоровый ребенок – это недообследованный ребенок. Даже если врачи относят ребёнка к группе нормы, ему зачастую очень трудно учиться, домашние задания выполняются ненормально долго, часты конфликты с учителями, с родителями, быстро утомляется.. 

   Когда следует насторожиться, а когда ребёнок: 

- имеет проблемы с памятью; 
- часто жалуется на головные боли; 
- плохо скоординирован, неуклюж, постоянно падает или ударяется; 
- медлителен или наоборот излишне активен; 
- плохо усваивает программу детского сада; 
- имеет плохо развитую мелкую моторику рук, плохо рисует, вырезает; 
- имеет задержку развития речи; 
- не стремиться придумыват игры с сюжетом; 
- быстро устает, не может сосредоточиться, когда это необходимо; 
- имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками; 
- часто плачет, плохо засыпает, имеет плохой аппетит. 

   Можно старательно заниматься с ребенком, чтением и письмом и даже математикой, отдать его на танцы и борьбу, но при этом он не будет готов ни к школе, ни к комфортному существованию в этой тяжелой для него жизни – «школьные годы 

   Поэтому очень важно правильно подготовить ребенка к этому важному этапу жизни. Это всё равно что подготовить почву, прежде чем сажать в неё семена растения. 

   Подготовка к школе, с точки зрения нейропсихолога - это не усаживание ребенка за парту, не обучение чтению и письму, нет. Это комплекс приемов и методик позволяющих активизировать мозговую деятельность и помочь ребенку в достижении психологической готовности к школе. 

Автор публикации: Геннадий Дашкевич

Ссылка на источник: https://www.b17.ru/article/podgotovka_neiropsichologia/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нейропсихологический подход в практике педагога дополнительного

Установление причин детской дезориентации...

Пропуск букв в словах: нейропсихологический подход к проблеме.

Причины и пути коррекции данной проблемы - взгляд с позиции нейропсихологии....

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Нейропсихологический подход к диагностике в профессиональной деятельности специалиста (педагога-психолога, дефектолога)

uml;Основные подходы в современной нейропсихологической диагностике.¨Схема нейропсихологического обследования...

Нейропсихологический подход в коррекционно-образовательной работе в школе у детей с ОВЗ с учётом ФГОС.

Коррекционно-образовательная работа с использованием нейро-психологического подхода....