Статья
статья
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка в новом коллективе. Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Одна из важнейших задач педагогического коллектива - успешная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) ребёнка в летнем лагере. Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога. Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в новый коллектив, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд. Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать. Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других. Адаптация – это привыкание, приспособление организма к новой среде обитания и протекает на: - психологическом, - физиологическом - поведенческом уровнях. Для быстрой адаптации необходим индивидуальный подход к выбору игр и увлечений ребят.
|
Опросник для определения творческих наклонностей.
Цели: лучше узнать детей, их наклонности и способности, разумно распределить обязанности в коллективе, оценить возможности детей при участии в тех или иных мероприятиях, коллективно-творческих делах, целесообразно провести опросник для определения их творческих наклонностей.
Опросный лист:
1. Я люблю сочинять.
2. Я люблю гулять один.
3. Мои мама и папа любят играть со мной.
4. Я задаю много вопросов.
5. Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.
6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга (подруги).
7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
8. У меня есть несколько действительно хороших идей.
9. Я люблю рисовать.
10. Я люблю вещи, которые трудно сделать.
11. Солнце на рисунке всегда должно быть жёлтым.
12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.
13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому.
14. Лёгкие загадки - самые интересные.
15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
16. Я люблю узнавать новое о животных.
17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.
18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.
21. Я люблю рассказы о далёком прошлом.
22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
24. Я всегда люблю играть с друзьями, а один не люблю.
Ключ к опроснику
За каждый положительный ответ - 1 балл, за отрицательный - 0 баллов, в пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - наоборот.
1. Разнообразие интересов: 1, 5, 9, 16, 21 - в этих пунктах подсчитывают сумму баллов:
1 степень - 0-1 б (слабо выражено);
2 степень - 2-3 б (выражено средне);
3 степень - 4-5 б (явно выражено).
2. Независимость: в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24 подсчитывают сумму баллов:
1 степень - 0-2 б (слабо выражена);
2 степень - 3-4 б (выражена средне);
3 степень - 5-6 б (выражена сильно).
3. Гибкость, приспособляемость: в пунктах 6, 7, 22 подсчитывают сумму баллов:
1 степень - 0-16 (выражена слабо);
2 степень - 2 б (выражена средне);
3 степень - 3 б (выражена явно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...