Что такое дисграфия и как с ней бороться.
классный час
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_disgrafiya.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дисграфия и как с ней бороться.
(консультация для родителей)
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Симптоматика дисграфии:
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
На каких детей стоит обратить особое внимание:
- Если Ваш ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
- Если в семье говорят на двух или более языках.
- Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;
– добавление лишних элементов;
– смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления букв, слогов;
– повторение букв, слогов
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.
Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как распознать дисграфию и как с ней бороться
Как распознать дисграфию и как с ней бороться...
Что необходимо знать родителям о дисграфии и как с ней" бороться".
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ....
Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).
На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения пр...
«Что такое дисграфии и как с ней бороться?» (Советы родителям)
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного ...
Что такое дисграфия и как с ней бороться?
Данная консультация разработана для родителей, чтобы они смогли глубже узнать о таком нарушении письменной речи, как Дисграфия....
Памятка для родителей "Что такое дисграфия и как с ней бороться?"
Советы для родителей...
Родительское собрание на тему «Работа учителя-логопеда, что такое дисграфия и как с ней бороться»
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма....