Памятки родителям «Советы логопеда».
консультация

Памятки «Советы логопеда» содержат три памятки: «Трудности в овладении чтением» , «Речь с движением и пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика». В памятках коратко освещены теоретические вопросы и даны практические рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx656.53 КБ

Предварительный просмотр:

i (1)

ТРУДНОСТИ

В ОВЛАДЕНИИ

ЧТЕНИЕМ 

   

   Часто родители  недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый, а читает по слогам, как маленький. Что с ним происходит?»

       На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя.

       Дислексия - специфическое расстройство чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера.

Симптомы дислексии выражаются в трудностях:

-усвоение отдельных букв (чаще всего: т, п, к, с, л, н); 

-неспособность одномоментного охвата слова, т.е. нарушение зрительной схемы слова; 

-затруднения в речедвигательном воспроизводстве слогов, слов, фраз; 

 -смешение букв, сходных по акустике (о-у, а-о и т.д.);

 -пропуске гласных и согласных; 

-замена звуков: мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих ; 

-трудности деления слова на звуки, на слоги; 

-трудности в чтении слияний; 

-запинки в редко употребляемых или сложных по звуковой структуре словах; 

-перестановка слов; 

-неточность повторного воспроизведения фразы; 

-трудности осмысления прочитанного; 

-неспособность обобщить содержание прочитанного (фразы или текста); 

-спонтанное чтение затруднено. 

        Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитая фонематическая система: фонематическое восприятие и фонематический анализ.                    

         Фонематическое восприятие - это  умение различать  звуки родного языка, в том числе и близкие по звучанию. Фонематический анализ – это умение выделять звук в слове, определять его место в слове.  Для успешного овладения грамотой ребенок должен уметь устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна  помощь!

Игры, задания

 на развитие фонематической системы

     1. Подобрать слова или отобрать картинки с  заданным звуком.

     2. Подбери и назови слова с заданным количеством звуков.

     3. Определить наличие, место данного звука  в слове. Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребенку нужно определить его порядковый номер  в слове.

     4. Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из них слово. Например, (р)   (у)   (ч,)   (к)  (а)    -  ручка

     5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребенку нужно  восстановить слова.

     6. «Буква заблудилась». Верни ее домой. РОАЗ (роза), КАРН (кран)

     7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово:  Ы Ш Р  А К   (крыша)

      8. «Буква потерялась». Найди её и вставь.    КАРАНД?Ш

     9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па - ,  па - -,   па- -, па - - -   (паР, паРК, паРОМ)

     10. Добавление недостающего слога

Коле… , пар …,  солда …, сто …

     11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове.

     12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче)

     13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.

      14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребенок должен догадаться, какое это могло бы быть слово.

     15. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак .

     16. Игра «Любопытный». Взрослый задает вопросы,  ребенок  в ответ

придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук,

например:

Кто?

Что сделал?

Кому?

Что?

Папа

принес

Пете

пастилу.

Соня

связала

сестре

свитер.

        17. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.

         18. Игра «Цепочка слов».  Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост - телефон - носки - иголка - автобус...

      У детей, страдающих дислексией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.i

Советы логопеда!

 Не думайте,  что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше.  

   Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе.

   Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха.

   Развивайте у ребенка навык рефлексии, приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!

  Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - все ребенку будет по плечу!

   Вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка.

  Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.

Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая  слуховое внимание.  Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.
Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает  звукопроизношение.
Когда вы собираетесь печь пироги или печенье,  дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из   него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком.

      Помните, что дислексия  – это синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, характеризующийся незрелостью ряда психических функций; возможно последствие раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов: невролога, психолога, логопеда эти нарушения не могут быть скомпенсированы

http://nvrn-vospitatel.3dn.ru/dve-ladoshki.png

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

И

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

      Заботится о речевом развитии ребенка надо начинать  с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, развивать его двигательные умения.

      Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными, занимающимися проблемами развития высшей нервной деятельности. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ , языка, нижней челюсти

и т. д.

      Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук.

     Движения пальцев и кистей   рук имеют особое развивающее значение, так, как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей  высшей нервной деятельности ребёнка.

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
     1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в   речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что,  в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
      2.  Ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
      3. Если ребёнок будет выполнять упражнения,  сопровождая их короткими  стихами, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,  усиливается контроль ребенка за выполняемыми движениями. 

       4.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений 

       Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

       В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Речь с движением.

   Ребенок учится, подражая. Наблюдение за животными помогут ребенку , подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными в зоопарке, по телевидению, дома. Назовите точными словами их действия, повадки. Пора открывать «Театр животных» Ребенок с удовольствием будет изображать то одного, то другого животного.

Медведь.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит

Ребенок, слегка согнувшись, идет «вперевалочку», «загребает» слегка согнутыми руками.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Изображает, как он достает и ест мед.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

«Отмахивается от пчел»

А пчелы жалят мишку:

-Не ешь наш мед, воришка!

Щиплет себя за нос, щеки, губы, ладошки, изображая жалящих пчел.

Бредет лесной дорогой        

Медведь к себе в берлогу.

Идет «вперевалочку».

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Сложенные ладошки кладет  под щеку, имитирует засыпание.

Петух

Ах, красавец-петушок!

На макушке гребешок,

А под клювом –то бородка.

Показывает гребешок, бородку.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Поднимает ноги, согнутые в колене, кивает головой, имитируя походку петуха.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет.

Грудь вперед, беззвучно кукарекает.

-Ку-ка-реку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать.

Пальчиковая гимнастика.mouse_quiet_shh_md_wht

Мышка. 

Мышка в норку пробралась.

Делаем ручками «крадущиеся» движения

На замочек заперлась.

Пальчики скрещиваем в «замочек» и слегка покачиваем.

В дырочку она глядит.

Делаем из пальчиков каждой руки по «колечку».

На заборе кот сидит.

Ручки прикладываем к голове как «ушки» и шевелим пальчиками.

        Тик –так.

Тик-так, тик-так,

Вставай, толстяк.

Не спи, вставай,

Играть давай!

Ладони на столе, каждый палец левой и правой руки одновременно по очереди стучит дважды по столу, большой палец лежит без движения.

Встает толстяк,

Стучит толстяк:

 -Тук-так, тук-так!

Большой палец стучит в ритме стиха, остальные пальцы прижаты к столу.

                 http://cs7062.vk.me/c7003/v7003955/b00a/1VWypgggRLg.jpg

                                                                       Пальчиковый театр

                                         Изображаем птиц

Массажные коврикиC:\Users\Пользователь\Desktop\yyy\SAM_1356.JPG

      Пальчиковую гимнастику можно делать на массажных ковриках, что является средством развития тактильной чувствительности пальцев и также способствует  развитию мелкой моторики.

http://www.mam22.ru/files/article/2016/156.jpg

ДЫХАТЕЛЬНАЯ

ГИМНАСТИКА

 

     Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание  (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Внешне это выглядит как дыхание животом.

       При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения.

      Дыхательные упражнения развивают длительный плавный вдох, продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые  к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.  http://cs7009.vk.me/v7009668/75a/gdcGh5ZnGGw.jpg

       Необходимо соблюдать последовательность упражнений ( счет ведем про себя) вдох1-3, пауза – 1, выдох( ртом)  – 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным(щеки не надувать) во избежание головокружения, продолжительность упражнения 3-4 раза.

Игры на развитие речевого дыхания

Задуй свечку

         Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.

Лопнула шина

          Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Жук жужжит

       Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

         Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Пилка дров

      Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Дровосек

       Исходное положение:  встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух».

 

Комарик

       Исходное положение:  сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Курочка

       Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах – тах – тах» , одновременно похлопывая себя по коленям.

 Каша кипит.

     Сидя, одна рука лежит на животе, вторая- на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь(выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф» .

Подуй на одуванчик

       Плавно вдыхаем воздух носом, выдыхаем через сложенные трубочкой губы, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

http://cdn2.hubspot.net/hub/54959/file-15269506-jpg/images/child-blowing-dandelion.jpg

Мышка в норке

   Плавно вдыхаем воздух носом, выдыхаем через сложенные трубочкой губы. Необходимо дуть на мышек, стараясь, чтобы они оказались   C:\Users\Пользователь\Desktop\yyy\SAM_1358.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Советы логопеда родителям

Родителям об основных речевых нарушениях...

Памятка родителям. Советы по выполнению домашнего задания.

Данный материал поможет родителям при выполнении домашнего задания с детьми....

памятка родителям по логопедии

памятка родителям по логопедии...

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск 1

Уважаемые родители! Для того чтобы ответить на ваши вопросы и помочь Вам в преодолении трудностей с вашими детьми при поступлении в школу, я решила выпускать такие небольшие справочники как « Сов...

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск 2

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск2...

Статья для родителей "Советы логопеда"

Данная статья "Советы логопеда" содержит простой, доступный и важный практический материал в помощь родителям. Статья может быть интересна родителям, учителям, коррекционным педагогам....