родительское собрание "Семья и её роль в воспитании толерантности"
материал (3, 4 класс)
Родительское собрание для родителей обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание « Семья и её роль в воспитании толерантности»
Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна, попробуем её обозначить.
Обратимся к истории. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Почему?
(Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".)
Вопрос на который мы совместно попробуем ответить звучит так : « Как воспитать толерантного человека?
- Что же такое толерантность?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
«Толерантность» в переводе с английского означает терпимость, снисходительность.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Само по себе слово толерантность очень многогранное, мы сейчас попробуем расшифровать это слово. Давайте от каждой буквы образуем новые слова, которые могут характеризовать черты человека ( родители подбирают слова к каждой букве)
Т – терпение
О – отзывчивость
Л – любовь
Е – единодушие
Р – равноправие
А – альтруизм (готовность жертвовать своими интересами ради других)
Н – нежность
Т – теплота
Н – нравственность
О – отходчивость
С – сострадание
Т – трудолюбие
Ь
Толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный .
В следующее таблице рассмотрены основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.
1. Знание самого себя | |
Толерантные люди Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. | Интолерантные люди Замечают у себя только достоинства, обвиняют других. |
2. Защищенность | |
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. | Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. |
3. Ответственность | |
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. | Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят. |
4. Потребность в определении | |
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. | Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я). |
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях) | |
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. | Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию. |
6. Чувство юмора | |
Толерантный человек способен посмеяться над собой. | Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
7. Авторитаризм | |
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. | Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью. |
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Вывод:
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Посмотрите на слайд. Как можно вместе связать по смыслу предметы, обозначенные этими картинками. ( родители, зеркало, дети)
«Дети – зеркало отношений и характеров родителей. Если ребёнок поступает неправильно - это вина родителей и только родители могут сделать свое отражение лучше!»
Только в сказках все заканчивается благополучно, все хорошо. Семейная жизнь наполнена конфликтами.
- А к вам я обращаюсь с такими словами
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Психологами на основе проведенных исследований установлено, что терпимые люди, как правило, вырастают в семьях, где есть три условия:
1) сильная любовь и теплота родителей друг к другу и к детям;
2) последовательное воспитание;
3) четкие модели нравственного поведения.
При отсутствии этих трех условий у детей развивается нетерпимость.
Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:
• Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;
• Проявление в семье толерантности к самому ребенку.
С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.
Для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто.
Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно
общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Отсюда – ряд правил воспитания толерантности: ( работа в группах: «Закончи фразу»
• Учитесь слушать и слышать своего ребенка, считаться с его мнением
• Не обижать его
• Уметь договариваться без ссор и конфликтов
• Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
• Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка
• Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
( работа в группах: Игра «Закончи фразу» ( работа в группах)
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.).
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ ДУШИ – использование притч.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Прошу вас проанализировать конфликтную ситуацию между мамой и ребенком ( мама, придя вечером с работы, отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду, сын в ответ нагрубил маме и обиделся на неё).
Попробуем разобраться:
- Кто обиженный, кто обидчик?
-Давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для взрослого.
( одна группа это ребёнок, другая группа- мама)
Схема:
1)Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает:
Для сына "Когда ты накричала на меня при ребятах..."
Для мамы "Я очень устаю на работе и нуждаюсь в твоей помощи дома..."
2) Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам:
Для сына "...Я почувствовал себя неудобно..."
Для мамы "...Мне очень больно и обидно видеть твое безразличие к моим просьбам о помощи..."
3) Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:
Для сына "...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей..."
Для мамы "...поэтому я прошу тебя проводить своих друзей и вымыть посуду..."
4) Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение:
Для сына "...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".
Для мамы "...тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей".
-Как вы считаете, подобный выход может привести к развитию конфликта?
-В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.
Упражнение « Умей простить»
Есть такая хорошая притча «Учитель и картошка».
Попробуем разыграть ситуацию из неё.
Перед вами чистые полиэтиленовые пакеты и мешок картошки.
Наберите из общего мешка в свои мешочки картофелины- по 1 клубню за каждого человека на которого вы держите за что-то обиду. Напишите на каждом клубне имена людей ( или какай- то символ),которых вы отказываетесь прощать и дату. Сложите картофелины в пакет. Эти мешки вам необходимо носить с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.
( представьте себе это)
- Вам это нравится?
- Какие трудности возникают? (тяжело, всё время нужно уделять этому грузу внимание, чтобы нигде не забыть, со временем картошка начнёт портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это приведёт к тому, что с вами неприятно будет находиться рядом.
-Что нужно сделать с этой картошкой? (избавиться от этой картошки намного важнее, чем таскать её за собой повсюду)
Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания в душе!
- Нужно уметь прощать! Часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.
На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!
Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Творческая работа. «Дерево толерантности»
Материалы: 2 листа , 2 конверта со словами на листьях деревьев и дерево с голыми ветками..
Время на проведение: 3 минуты.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Команды выбирают нужные листочки наклеивают на плакат –дерево.
В каждом конверте по 10 слов.
Конверт №1: снисходительность, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, равноддушие, бестактность.
Конверт №2: Терпимость, сердечность, хвастовство, злорадство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, презрение, великодушие.
Доброжелательность, Понимание и принятие, Снисходительность Доверие, гуманизм Игнорирование Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
5. Тренинг «Профилактика интолерантного поведения».
- Почему вы приклеили не все слова?
- Оставшиеся слова характеризуют интолерантную личность, нетерпимую, непонимающую. Давайте мы эти слова зачитаем, сомнём листочек ,выбросим в мусорное ведро и постараемся, чтобы ни одно из этих качеств не пробралось в наши сердца. ( Родители называют качество и бросают в мусорное ведро).
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорили сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с людьми.
В заключение нашего собрания я хочу предложить вам текст созданный известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед» Раскаяния отца». Он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране они живут.( прочитайте его дома, задумайтесь над смыслом)
«Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!» -, я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын. вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.
И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»
Наше собрание я хочу закончить такими словами:
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу
Памятка.«20 шагов к толерантности»
1 . Наличие четкой цели.
2. Желание быть толерантным.
3. Стремление человека стать лучше.
4.Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
5. Не осуждать.
6. Видеть шире:
- замечать мелочи и тонкости;
- замечать особенности ситуации;
- принимать во внимание предысторию.
7. Подключать интуицию и воображение.
8. Расширять свой круг общения.
9. Знакомиться с другими культурами (традициями):
- язык, рисунки, литература, архитектура;
- костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
10. Наблюдать.
11. Общаться с представителями других культур.
12. Улучшить самоконтроль.
13. Развить в себе умение молчать/слушать.
14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
15. Менять точки зрения.
16. Направленность «на понимание».
17. Сопереживать.
18. Не зацикливаться.
19. Быть активным.
20. Не оценивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"
Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...
Родительское собрание "Воспитание толерантности"
Теперь, когда мы научилисьлетать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:научиться жить на земле, как люди....
Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Роль семейных народных традиций в межнациональном воспитании, толерантном поведении.
Роль семейных народных традиций в межнациональном воспитании, толерантном поведении....
Памятка для родителей "Родительская любовь и ее роль в воспитании"
В памятке описываются проявления любви к ребёнку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина....
«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»
Данная статья - примеры работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы....