АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
статья
Статья раскрывает специфические и общие причины неуспеваемости слабовидящих детей в массовой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_prichin_neuspevaemosti_slabovidyashchih_detey_v_massovoy_shkole.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Успеваемость и развитие детей с нарушениями зрения не находятся в прямой зависимости от зрительных дефектов. Решающее влияние на успеваемость и формирование познавательных процессов оказывают условия и методы обучения и воспитания.
Проведенное изучение состояния знаний слабовидящих детей младшего школьного возраста показало, что преобладающее большинство справляется с программой массовой школы. Однако некоторые из них не успевают. Неуспеваемость этих школьников обусловлена как специфическими, так и общими причинами. К их числу относятся:
а) большой объем программного материала и быстрые темпы его прохождения. В связи с этим учащиеся с низким зрением не в состоянии закреплять знания, что затрудняет сознательное усвоение дальнейших разделов программы по тому или иному учебному предмету;
б) недостатки методов обучения и отсутствие учета своеобразия развития слабовидящих школьников;
в)перегрузка учащихся учебными занятиями, что приводит к повышению утомляемости, снижению работоспособности;
г) отсутствие должных гигиенических условий для работы школьников (специальных учебников с крупным шрифтом, раздаточного материала, специальных пособий, необходимых нормативов освещенности школь-
ных помещений и т. п.). Отсутствие гигиенических условий обучения усугубляет недостатки физического развития слабовидящих детей: нарушение осанки, плоскостопие, сколиозы, нарушения точности, скорости, координации движений, пространственной и временной ориентации;
д) недостатки и трудности познавательной деятельности, обусловлен -ные при низком зрении вторичными отклонениями от нормы в психическом развитии (бедность предметных и пространственных представлений, недостатки в развитии речи, трудности формирования образной памяти, произвольного внимания, образного мышления).
Причины неуспеваемости у слабовидящих могут быть также обусловлены недостаточной педагогической специальной подготовкой учителей и классных руководителей, в результате чего в процессе обучения не учитывается своеобразие развития детей. Слабовидящие дети нередко подравниваются под общий уровень нормально видящих школьников. Иногда неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена причинами, не относящимися непосредственно к особенностям их развития. К числу этих причин относятся: отсутствие должных условий воспитания в семье, в результате чего некоторые слабовидящие дети педагогически запущены и не могут справляться с учебным материалом в первые же дни обучения в школе.
Педагогическая запущенность может иметь разные причины. Чаще всего она обусловлена неправильным воспитанием и сложившимися ненормальными семейными отношениями. Это предполагает детальное изучение условий семейного воспитания ребенка и установление необходимых контактов учителя с родителями.
У некоторых детей неуспеваемость обусловлена недостатками поведения и отрицательными чертами личностного характера: негативизм, упрямство, неумение организовать свое поведение, в результате чего складывается ненормальное отношение с учителем, что может отрицательно сказываться на успеваемости. Следует заметить, что такого рода причины не являются специфическими для слабовидящих школьников. Они могут лишь усугублять трудности детей, обусловленные недостатками зрения.
В ряде случаев неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена частым отрывом от школы для проведения курса лечения. Иногда ученик по этой причине пропускает занятия в течение очень длительного времени (от 1 до 3 месяцев).
У некоторых слабовидящих школьников, вследствие перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы и внутриутробных аномалий развития, могут быть избирательные задержки в психическом развитии, приводящие к серьезным пробелам в их знаниях.
Не располагая необходимыми знаниями психического и физического развития слабовидящих детей, некоторые учителя относят их иногда к умственно отсталым. В действительности интеллект у них сохранен. Отклонения в их развитии объясняются в значительной мере недостатками зрения и вторичными отклонениями в психическом и физическом развитии. При быстрых темпах прохожденья программного материала им трудно усваивать знания. В результате это нередко ведет к стойкой неуспеваемости. При своевременной помощи и систематической индивидуальной работе такие дети могут справляться с учебным материалом.
Среди неуспевающих слабовидящих школьников встречаются дети с астеническими состояниями нервной системы, усугубляющимися зрительной недостаточностью. Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, снижением работоспособности, легкой утомляемостью. При значительном снижении зрения в пределах до 0,2—0,3 таким детям трудно учиться в общих условиях массовой школы. Они нуждаются в щадящем режиме зрительной нагрузки, регламентации домашних заданий, в индивидуальной помощи со стороны учителя. В отдельных случаях такие дети выполняют классные письменные работы в сокращенном объеме.
Мы видим, что слабовидящие дети неоднородны в отношении состояния зрения, клинических форм, зрительных нарушений, особенностей психического и физического развития. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении дифференцированных форм обучения в условиях массовой школы. Применительно к каждому конкретному слабовидящему ученику надо осуществлять продуманные формы педагогической работы с учетом особенностей его развития.
Чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, педагоги должны глубоко изучать детей с нарушениями зрения во всех отношениях. Это поможет выяснить специфические трудности в усвоении знаний, раскрыть причины неуспеваемости каждого ребенка, поставить своеобразный педагогический диагноз отставания, наметить перспективные линии развития ребенка, применить эффективные методические приемы, направленные на преодоление недостатков развития и на сознательное усвоение знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины неуспеваемости детей и работа по ее преодолению
Способы преодоления неуспеваемости детей...
В чем причина неуспеваемости (беседа и анализ анкет по данной теме).
Доклад на родительское собрание....
Протокол родительского собрания "Причины неуспеваемости детей в школе"
Краткий план и протокол собрания...
Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".
В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии....
«Причины неуспеваемости детей в начальной школе»
Представлены в тексте причины, из-за которых возникают трудности в обучении и общении у детей начальной школы....
Причины неуспеваемости детей в школе
Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся. Когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребе...
Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.
Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости....