АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
статья

Прысь Ольга Евгеньевна

Статья раскрывает специфические и общие причины неуспеваемости слабовидящих детей в массовой школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

Успеваемость и развитие детей с нарушениями зрения не находятся в прямой зависимости от зрительных дефектов. Решающее влияние на успеваемость и формирование познавательных процессов оказывают условия и методы обучения и воспитания.

Проведенное изучение состояния знаний слабовидящих детей младшего школьного возраста показало, что преобладающее большинство справляется с программой массовой школы. Однако некоторые из них не успевают. Неуспеваемость этих школьников обусловлена как специфическими, так и общими причинами. К их числу относятся:

а) большой объем программного материала и быстрые темпы его прохождения. В связи с этим учащиеся с низким зрением не в состоянии закреплять знания, что затрудняет сознательное усвоение дальнейших разделов программы по тому или иному учебному предмету;

б) недостатки методов обучения и отсутствие учета своеобразия развития слабовидящих школьников;

в)перегрузка учащихся учебными занятиями, что приводит к повышению утомляемости, снижению работоспособности;

г) отсутствие должных гигиенических условий для работы школьников (специальных учебников с крупным шрифтом, раздаточного материала, специальных пособий, необходимых нормативов освещенности школь-
ных помещений и т. п.). Отсутствие гигиенических условий обучения усугубляет недостатки физического развития слабовидящих детей: нарушение осанки, плоскостопие, сколиозы, нарушения точности, скорости, координации движений, пространственной и временной ориентации;

д) недостатки и трудности познавательной деятельности, обусловлен -ные при низком зрении вторичными отклонениями от нормы в психическом развитии (бедность предметных и пространственных представлений, недостатки в развитии речи, трудности формирования образной памяти, произвольного внимания, образного мышления).

Причины неуспеваемости у слабовидящих могут быть также обусловлены недостаточной педагогической специальной подготовкой учителей и классных руководителей, в результате чего в процессе обучения не учитывается своеобразие развития детей. Слабовидящие дети нередко подравниваются под общий уровень нормально видящих школьников. Иногда неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена причинами, не относящимися непосредственно к особенностям их развития. К числу этих причин относятся: отсутствие должных условий воспитания в семье, в результате чего некоторые слабовидящие дети педагогически запущены и не могут справляться с учебным материалом в первые же дни обучения в школе.

Педагогическая запущенность может иметь разные причины. Чаще всего она обусловлена неправильным воспитанием и сложившимися ненормальными семейными отношениями. Это предполагает детальное изучение условий семейного воспитания ребенка и установление необходимых контактов учителя с родителями.

У некоторых детей неуспеваемость обусловлена недостатками поведения и отрицательными чертами личностного характера: негативизм, упрямство, неумение организовать свое поведение, в результате чего складывается ненормальное отношение с учителем, что может отрицательно сказываться на успеваемости. Следует заметить, что такого рода причины не являются специфическими для слабовидящих школьников. Они могут лишь усугублять трудности детей, обусловленные недостатками зрения.

В ряде случаев неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена частым отрывом от школы для проведения курса лечения. Иногда ученик по этой причине пропускает занятия в течение очень длительного времени (от 1 до 3 месяцев).

У некоторых слабовидящих школьников, вследствие перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы и внутриутробных аномалий развития, могут быть избирательные задержки в психическом развитии, приводящие к серьезным пробелам в их знаниях.

Не располагая необходимыми знаниями психического и физического развития слабовидящих детей, некоторые учителя относят их иногда к умственно отсталым. В действительности интеллект у них сохранен. Отклонения в их развитии объясняются в значительной мере недостатками зрения и вторичными отклонениями в психическом и физическом развитии. При быстрых темпах прохожденья программного материала им трудно усваивать знания. В результате это нередко ведет к стойкой неуспеваемости. При своевременной помощи и систематической индивидуальной работе такие дети могут справляться с учебным материалом.

Среди неуспевающих слабовидящих школьников встречаются дети с астеническими состояниями нервной системы, усугубляющимися зрительной недостаточностью. Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, снижением работоспособности, легкой утомляемостью. При значительном снижении зрения в пределах до 0,2—0,3 таким детям трудно учиться в общих условиях массовой школы. Они нуждаются в щадящем режиме зрительной нагрузки, регламентации домашних заданий, в индивидуальной помощи со стороны учителя. В отдельных случаях такие дети выполняют классные письменные работы в сокращенном объеме.

Мы видим, что слабовидящие дети неоднородны в отношении состояния зрения, клинических форм, зрительных нарушений, особенностей психического и физического развития. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении дифференцированных форм обучения в условиях массовой школы. Применительно к каждому конкретному слабовидящему ученику надо осуществлять продуманные формы педагогической работы с учетом особенностей его развития.

Чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, педагоги должны глубоко изучать детей с нарушениями зрения во всех отношениях. Это поможет выяснить специфические трудности в усвоении знаний, раскрыть причины неуспеваемости каждого ребенка, поставить своеобразный педагогический диагноз отставания, наметить перспективные линии развития ребенка, применить эффективные методические приемы, направленные на преодоление недостатков развития и на сознательное усвоение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости детей и работа по ее преодолению

Способы преодоления неуспеваемости детей...

Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии....

«Причины неуспеваемости детей в начальной школе»

Представлены в тексте причины, из-за которых возникают трудности в обучении и общении у детей начальной школы....

Причины неуспеваемости детей в школе

Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся. Когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребе...

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости....