мастер -класс: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста»
консультация

Дерезина Ольга Евгеньевна

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.

Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и дыхательной гимнастики

Задачи:

  • Научить родителей элементам дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  • Научить приёмам изготовления игрушки для дыхательной гимнастики.
  • Заинтересовать родителей работой по данной теме.
  • Озвучить важность сотрудничества родителей с учителем-логопедом, и выполнение  рекомендуемых упражнений дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya.docx635.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста»

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.

Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и дыхательной гимнастики

Задачи:

  • Научить родителей элементам дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  • Научить приёмам изготовления игрушки для дыхательной гимнастики.
  • Заинтересовать родителей работой по данной теме.
  • Озвучить важность сотрудничества родителей с учителем-логопедом, и выполнение  рекомендуемых упражнений дома.

Оборудование: мультимедийная аппаратура; компьютер; зеркала; бабочки, листики, снежинки (для дыхательной гимнастики); сладкая соломка, конфеты –драже, карамель «Чупа – чупс»; бумажные заготовки, трубочки для коктейля, клей-карандаш, фломастеры, ножницы (для изготовления «Слоника» игрушки для дыхательной гимнастики); буклеты на каждого родителя «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».

Ход собрания:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на своём мастер классе.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поднимите руку те, кого беспокоит речь своего ребёнка.

Всех нас беспокоит речь наших детей. В детском саду, на прогулке, прислушиваясь к речи ровесников своего ребенка с чистой речью, мы задаём себе вопросы: «Когда мой ребёнок так заговорит?», «А может обратиться к логопеду?»….

          На развитие речи ребёнка могут повлиять многие факторы:

- заболевание мамы во время беременности;

- употребление лекарственных препаратов во время беременности;

- экологический фактор;

- травмы во время беременности;

- травмы во время родов;

- заболеваемость ребёнка в раннем возрасте и т.д……

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.

Для того чтобы ребенок говорил, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Все речевые органы состоят из мышц и эти мышцы нужно тренировать. Для этого и  существует артикуляционная гимнастика. Даже если ребенок еще не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

- Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика– это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков(артикуляционные органы: язык, губы, зубы и челюсти, твердое небо, мягкое небо, альвеолы).

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

  • Основное требование – это систематичность. Упражнения должны выполняться каждый день (в идеале). Минимум 2 -3 раза в неделю.
  • Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стуле, тело не должно быть в напряжении.
  •  Используйте зеркало (ребенку должно быть хорошо видно Ваше и свое лицо,  когда Вы показываете движения).
  • Артикуляционные упражнения проводятся в течение 5  – 10 минут.
  • Каждое упражнение необходимо выполнять  5 - 6 раз в умеренном темпе.
  • Следите за качеством выполнения упражнений.
  • Принцип подбора упражнений: от простого – к сложному.
  • В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

А теперь, давайте, вместе с вами выполним артикуляционные упражнения. Для этого вам нужно  повторять за мной упражнения, которые я буду демонстрировать, и следить за правильностью своего выполнения с помощью зеркал, которые стоят у вас на столах.

Упражнения для губ: « Улыбка» (губы максимально растянуты в улыбке), « Трудочка» (Сомкнутые губы вытянуты вперед)

Упражнения для щёк: «Толстушки», «Худышки»

Упражнения для губ и языка:

 «Часик» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.)

«Футбол» (рот закрыт, язык с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку)

«Чистим зубы» (улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

«Змейка» (открыт, высунуть язык изо рта, затем спрятать)                        

«Блинчик» (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти)

«Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4–5 раз)

«Маляр» (улыбнуться, открыть рот, язык поднять верхи кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до 8)

«Качели» (улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз)

«Горка» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти)

«Дятел» (улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал)

«Грибок» (открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложить ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу)

«Чашечка» (открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза).

Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать разные формы:

- считалочки;

- сказки;

- стихи.

А также  можно использовать «Вкусную артикуляционную гимнастику»

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2.  Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.
  3. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
  4. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  5. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  6. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
  7. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

Дыхательная гимнастика.  Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Техника выполнения дыхательных упражнений:

  • воздух набираем через нос;
  • плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);
  • нельзя много раз подряд выполнять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Предлагаю попробовать выполнить правильно дыхательное упражнение.

Подробно на дыхательных упражнениях я останавливаться не буду, их описание вы можете посмотреть в буклетах.

Многие родители жалуются, что их ребёнок не хочет заниматься... В избежание  такой ситуации. Чтобы вашему ребёнку было интересно  выполнять дыхательные упражнения. Я хотела бы предложить проявить  творческие способности при изготовлении игрушки из бумаги «Слонёнка».

(изготовление пособия-игрушки)

Итог собрания:

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию правильного дыхания некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, а также взрослым с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

(выдача буклетов,  общее фото)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей....

Статья: "Игры с камешками как средство развития детей раннего возраста"

Краткое руководство по использованию камешков в развивающих играх с детьми раннего возраста....

Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации

В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы ...

Речевая диагностика детей раннего возраста как значимый компонент общего развития ребенка

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой кате...

Дыхательная гимнастика в речевом развитии

Дыхательная гимнастика в речевом развитии...

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Развития восприятия формирования и формирование представлений о внешних свойствах предметов....

Мастер-класс «Вертушка для дыхательной гимнастики»

Мастер-класс «Вертушка для дыхательной гимнастики»...