Сценарий родительского собрания по вопросам обеспечения психологической безопасности и ответственности за противоправное поведение обучающихся
методическая разработка

Галина Петровна Егорова

Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства — один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий — обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания по вопросам обеспечения психологической безопасности и ответственности за противоправное поведение обучающихся

Директор. Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства — один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий — обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций (социально-экономическая нестабильность, безработица, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, сложная криминальная обстановка и др.). Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказывается именно подростковый возраст.

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подрастающего поколения и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.  И начнем мы с психологических особенностей подросткового периода.

Педагог-психолог. 

Подростковый возраст — непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.

Свойственная этому возрасту двойственность и противоречивость чувств и ощущений проявляется во всех сферах жизнедеятельности и ее можно считать нормой, так как она обусловлена естественными противоречиями в условиях развития подростка

В этот период подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям.

Даже в своем успешном развитии при благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоциальный потенциал. И задача, которую, в первую очередь, должен решить родитель, помочь ребенку в этот противоречивый период становления. В подростковом возрасте дети очень болезненно реагируют на несправедливость и совершают необдуманные поступки, которые им могут стоить жизни.  

И еще надо помнить, что именно жестокость, асоциальное поведение родителей, порождает такую же жестокость у подростков. К сожалению, на сегодняшний день остается большим количество выявленных фактов жестокого обращения как между сверстниками, так и со стороны родителей в отношении своих детей.

Только за 1 полугодие выявлено 445 фактов жестокого обращения, из них 122 факта в семье и 158 в образовательных организациях. Причем, к сожалению, данные факты увеличиваются с каждым годом, в прошлом году за аналогичный период было выявлено 75 фактов в семье и 63 в образовательных учреждениях.

Конфликты между детьми иногда заканчиваются трагедиями. В одном из муниципальных образований длящийся конфликт между сверстниками закончился убийством одного из подростков.

В другом муниципальном образовании подростки нанесли ножевые ранения взрослому человеку. И список этот можно продолжать и продолжать. Самое страшное, что дети берут в руки оружие, в данных случаях - ножи. Мы знаем с вами примеры Казани, Пермского края.

Для криминального взрослого мира наши подростки, имеющие отклонения в поведении, находка.

Под различными аббревиатурами сегодня скрываются многие криминальные молодежные движения, которые несут угрозу для наших детей и подростков. Пример тому -  запрещенная в России субкультура АУЕ  (арестантский устав един).

Многие школьники присоединяются к субкультуре АУЕ не по своей воле. Старшие товарищи вымогают у младших деньги. При этом они говорят, что деньги пойдут в общак на зоне. Отказать вымогателям невозможно, поскольку они могут применить физические методы воздействия. Таким образом подросток оказывается втянут в движение АУ. Выйти из него очень тяжело. Наша с вами задача - не допустить того, чтобы дети попали в эти сети. Для этого: ежедневно обращайте внимание на сменность настроения вашего ребенка, не звонят ли ему взрослые люди, не часто ли он теряет телефон, не пропадают ли из дома деньги.

Следующий момент – вовлечение наших подростков в политические несанкционированные акции. И родители, и подростки должны понимать меру ответственности за данные действия.

 Интернет приносит не только пользу, но и, как мы все убедились, вред. Этому подтверждение случай, произошедший в республике совсем недавно. Это сообщение пятиклассника о теракте в школе. Почему это стало возможным? Бесконтрольность использования Интернета со стороны родителей.

 Ответственность   в данном конкретном случае будут нести именно они, и административную, и материальную.

      Каковы факторы рисков и основные признаки асоциального поведения у детей и подростков: Обратите внимание!

Профилактика и коррекция асоциального поведения подростков:

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно предотвратить проявление асоциальных форм поведения. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Начинать профилактику необходимо с раннего возраста, с детства объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно должно присутствовать доверия. При этом у ребенка не должно быть ощущения вторжения в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций ребенку необходимо объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.

Каждый родитель обязан знать:

  1. С кем дружит ваш ребенок, в каких компаниях он бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга.

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Родители обязаны обратить внимание, если ребенок:

1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

2. Вам лжет.

3. Требует у Вас деньги.

4. Становится зависимым от алкоголя.

5. Перестает с Вами общаться и не реагирует на Ваши требования.

6. Не справляется со школьной программой из-за прогулов, не сделанной домашней работы.

Представитель правоохранительных органов.

Какая ответственность предусмотрена за противоправные деяния?

Несмотря на то, что ваш ребенок - несовершеннолетний, как любой гражданин, он имеет права и обязанности и несёт ответственность, в том числе юридическую, за свои поступки перед государством и другими людьми, должен соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

•        уголовная ответственность - наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет.

 Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие.

Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

•        административная ответственность - этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. Административная ответственность наступает с 16 лет.

•        гражданско–правовая ответственность несовершеннолетних - она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Если нет ребенку 14 лет гражданскую ответственность за причиненный вред будут нести родители или опекуны. Если несовершеннолетнему от 14 до 18 лет, то он сам должен будет возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него нет или его недостаточно возмещать опять же будут возмещать родители, опекуны.

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что, если подросток и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, потерпевшая сторона может обратиться в суд с иском к несовершеннолетнему / или к его родителям. Пока нет вашему чаду 18 лет, в суде по гражданским делам его интересы должны представлять родители (опекуны), но если подростку есть 14 лет, то суд должен привлекать к участию в деле и несовершеннолетнего, если затронуты его права и интересы.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток. К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применять такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор.

Какую ответственность несут родители?

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, есть немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании и образовании детей, переложив на бабушкины плечи или на плечи одного из родителей, продолжают жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

В развитие конституционной нормы ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, окружения, школьных учителей и других лиц.

Если ваша цель – воспитание ответственности у детей, то будьте готовы к тому, что будет много ошибок, неуспехов, отлыниван6ие от действий и нежелание принимать решение. И это совершенно нормально. Ответственное поведение формируется постепенно, становится навыком или привычкой через определенное количество времени.

Так являетесь ли вы ответственным родителем? Мы уверены, что это так, большинство из наших мам и пап воспитывают своих любимых детей исходя из наилучших интересов малыша, стремятся вырастить настоящего Человека. И пусть далеко не все получили педагогическое образование — это и не нужно. Главное желание достичь результата только в любви, взаимном внимании и уважении.

Классный руководитель.

Самое важное – контакт с ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

Что делать, если есть риск?

1. Сохраняйте спокойствие. Повышенное эмоциональное внимание с Вашей стороны к этой проблеме создает риск возбуждения интереса к ней у ребенка. Вокруг данной проблемы сегодня много спекуляций. Сенсационность и значимость темы породила большое число информационных «вбросов», не имеющих ничего общего с реальностью. Эти «вбросы» призваны посеять панику среди населения и, прежде всего, среди педагогов и родителей.

2. Оцените степень своего участия в жизни ребенка.

3. Упражнение

Давайте выполним несложное упражнение. Оно займет не более 3-х минут. Ваши ответы – только для Вас самих! Подумайте о том, что наиболее значимо в Вашей жизни. Пусть это будут 5 самых важных ценностей. Возьмите листок бумаги и запишите эти ценности в столбик. С левой стороны расставьте номера для каждой записанной Вами ценности: 1 – это самое ценное в Вашей жизни, без чего никак не обойтись; 2 – это ценное для Вас во вторую очередь; 3, 4, 5… – до наименее ценного.

Вспомните конкретный день Вашей жизни (например, вчерашний). С правой стороны столбика напишите время (в часах, минутах), которое Вы уделили каждой ценности (так или иначе, занимались ею).

А теперь сравните значимость ценности (это номер слева) и время, уделенное этой ценности (записанное справа). Посмотрите, есть ли место для Вашего ребенка в списке Ваших ценностей? Какое место (по номеру значимости) он занимает ребенок в этом ряду. Посмотрите на время, которое Вы уделяете ребенку. Насколько они совпадают?

Вернувшись домой, Вы можете задать вопрос своему ребенку о том, что для него ценно. Затем сравните его и Ваши ответы. Эти нехитрые задания помогут Вам оценить степень своего участия в жизни ребенка и, если оценка Вам не нравится, то Вы можете изменить ситуацию.

3. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком.

Упражнение. Прямо сейчас, подумайте о том, как Вы любите своего ребенка, выпишите на листочек все то, за что Вы можете его похвалить, все то, за что Вы можете ему сказать спасибо. Скажите об этом ребенку сегодня. Говорите об этом ребенку каждый день. (Можно озвучить, за что можно похвалить ребенка, сказать ему спасибо.)

4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка.

Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Причем хорошая семейная традиция должна быть интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

5. Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми столкнулись члены семьи: делитесь с ребенком своими трудностями, показывайте, что все они разрешимы, говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают; спрашивайте о его проблемах и трудностях, вместе ищите способы их разрешения; говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации.

6. Учите ребенка противостоять трудностям и справляться с ними.

Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребенка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие «за» и «против» этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).

Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

Расскажите о людях, которые всегда готовы прийти на помощь в трудных ситуациях, проинформируйте о службах экстренной помощи (телефоне доверия), специалисты которых помогут найти выход из любой ситуации.

7. Если Вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни Вашего ребенка, помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага

8. Если Вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам. В случаях столкновения с угрозами жизни зачастую близкие испытывают растерянность, возникает страх сделать хуже, или им кажется, что все, что они делают, не помогает. Это естественные чувства, так как проблема очень сложная и требует профессионального вмешательства.

Полезные ссылки:

Литература по теме:

•         Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

•         Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996. Родителям о психологической безопасности детей и подростков 28 ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» 2018

•         Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books/6/0236/6_0236–1.shtml

•         Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf

•         Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990.

•         Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.

•         Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf

•         Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. М.: 1996.

•         Солдатова Г., Рассказова Е, Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн: риски и безопасность Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. http://detionline.com/assets/files/helpline/ RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf

•         Сценарий Всеорссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov

•         Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В. Мщсква, 2015.

•         Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".

Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...

Родительское собрание по вопросам безопасности детей

Предоствлен конспект родительского собрания по безопасности детей в разных ситуациях....

Использование музыкотерапии и психогимнастики в коррекционной школе VIII вида как условие обеспечения психологической безопасности детей.

Цель музыкотерапии и психогимнастики - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей....

Доклад на общешкольное родительское собрание на тему: «Обеспечение безопасности учащихся»

Доклад на общешкольное родительское собрание на тему: «Обеспечение безопасности учащихся»...

Общешкольное родительское собрание. Выступление на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кто-то когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена бе...