сценарий родительского собрания "Быть родителями - ответственно!"
план-конспект занятия ( класс) на тему

конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06_stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Быть родителями – это ответственно»

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребёнка.

Задачи:

  1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
  2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
  3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения:  организационно-деятельностная игра.

Участники родительского собрания: учитель, родители первоклассников.

Оборудование: компьютер, фонограмма песни «Родительский дом», видеопрезентация «Берегие своих детей!»,  5 фломастеров (желтый, зеленый, голубой, красный, розовый), на доске чаша, вырезанная из листа ватмана, сердечки из открыток,  цветные карточки, маленькие листочки  бумаги, поднос, свеча, памятки для родителей.

Проведение родительского собрания:

(Родители собираются в классе под фонограмму песни «Родительский дом». Каждому предлагается нарисовать дом, выбрав только один цвет фломастера.)

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что в своём плотном графике жизни вы нашли время для нашей встречи. Ведь это означает, что вам интересно всё, что связано с вашим ребёнком.

            Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых-

родителей и педагогов  и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания.

          - А что же такое ответственное родительство в вашем понимании?  Продолжите фразу: Ответственный родитель – это …

     

Учитель: Как видите, каждый дает свое определение понятию «ответственный родитель».  Сегодня мы попробуем совместными усилиями разобраться в этом вопросе.

            Работать будем в группах. Займите свои места за тем столом, на котором лежит карточка того же цвета, что и нарисованный вами дом.

            Каждому из вас предстоит примерить на себя роль родителей с разными стилями семейного воспитания и продемонстрировать их (сыграть). Ваша задача: определить, какие качества воспитываются у ребёнка, если в семье господствует определённый стиль воспитания, и что нужно изменить, если это необходимо.

1 группа (жёлтая карточка) – авторитарный стиль воспитания

(по типу Золушки). (Приложение 1)

- Какой вывод вы сделали? Какие качества воспитываются у ребенка с таким стилем воспитания? (ответы родителей)

          Учитель:  Контроль над действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между ним и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность ребенка, гасится инициатива и воображение. Чем старше он становится, тем большую нетерпимость проявляет ребенок к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У ребенка развивается чувство неполноценности и отверженности.

           Ребенок растет робкий, со страхом наказания и оскорблений. Из него может вырасти пугливый, не способный постоять за себя взрослый. Может появиться стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Он много фантазирует вместо того, чтобы действовать. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что ребенок не хочет учиться, с трудом концентрирует внимание во время объяснения учителя или приготовления домашнего задания. Он обостренно переживает несправедливое отношение к нему родителей и других взрослых, у него формируется повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале и порицанию учителя. Такой ребенок с трудом адаптируется к новым  условиям.

       - Как можно изменить стиль воспитания ребенка? (ответы родителей)

2 группа (зеленая карточка) – воспитание опекой. (Приложение 1)

             - Какой вывод сделала ваша группа? (ответы родителей)

     Учитель: В такой семье ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Ребенок привыкает к тому, что за него все решают взрослые, и ему приходится подчиняться чужой воле. Из него может вырасти зависимый, необщительный, инфантильный, не приспособленный к жизни, эгоцентричный человек.

        - Как изменить такой стиль воспитания? (ответы родителей)

3 группа (голубая карточка) – воспитание по типу кумира семьи. (Приложение 1)

      - К какому выводу пришла ваша группа? (ответы родителей)

     Учитель: Ребенок в такой семье растет своевольным, упрямым, не признающим правил и авторитетов, не задумывающимся о материальных и иных возможностях родителей. У него воспитываются  эгоизм, безответственность, потребительское отношение к окружающим.

- Как изменить такой стиль воспитания? (ответы родителей)

4 группа (красная карточка) – воспитание равнодушием. (Приложение 1)

- Что вы думаете о таком стиле воспитания?  (ответы родителей)

Учитель: В этой семье возможны серьезные нарушения поведения. На почве такого воспитания произрастают многие формы нарушений, вплоть до противоправных действий. Такое положение ребенка в семье можно охарактеризовать  как безнадзорность. Для исправления результатов такого воспитания требуются значительные усилия.

- Как вы думаете, а какие могут быть меры по исправлению такой ситуации в семье? (ответы родителей)

5 группа (розовая карточка) – воспитание доверием. (Приложение 1)

- К какому выводу пришла ваша группа? (ответы родителей)

   

     Учитель: Действительно, в такой семье ребенок растет социально адаптированным, независимым, способным к сотрудничеству и сотворчеству.

 - Из всего вышесказанного давайте попробуем сделать общий вывод и ответить на вопрос, который мы обозначили в начале собрания:

Что такое ответственное родительство?  (ответы родителей)

- прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств, забота о здоровье и безопасности ребенка.

       - Хочу задать вам вопрос: «А как вы, оберегаете своих детей?» (Ответы родителей).

         - Берегите своих детей, будьте рядом с ними, помогайте им в трудную минуту, советом или делом. У счастливых родителей счастливые дети. Атмосфера в семье – это воздух для ребенка. Важно создать в семье здоровую атмосферу для своего чада, где его любят и ценят, уважают и умеют слушать, направляют, дают знания, свободу выбора, воспитывают с учетом духовных ценностей. Ведь душа ребенка – это чаша, которую мы –взрослые наполняем.

                  (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).
- Уважаемые родители! Задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребенка?
(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?) 

- У каждого из Вас есть сердечко, вырезанное из ярких открыток, поместите его в чашу и напишите самое главное качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
(
При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. В это же время на экране видеопрезентация «Берегите своих детей!»)


- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость… Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!” Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления”
(Родители пишут на листочках свой изъян и кидают на поднос ).

- Мы сожжем ваши изъяны в “огне очищения”! (сжигаем)
- Чувствуйте, как неприятен запах и как легче и свободнее становится на душе.


- Давайте подведем итог нашей встречи.

Прием «Слово дня». Одним словом выразите свое отношение к проведенному занятию, закончив предложения (Приложение 2):

Сегодняшняя встреча для меня была…

Больше всего мне понравилось сегодня…

Я узнал(а) для себя…

- В заключении хочется пожелать взрослым оставаться в душе детьми, для лучшего понимания своих чад. Сделайте свой мир и мир своих детей добрее, красочнее. Делайте чаще семейные домашние яркие праздники. Наполните свой дом светом от детских улыбок и смеха! Любите детей, живите для них!

(родители получают памятку-буклет) (Приложение 3)

Проект решения родительского собрания:

- Рекомендовать родителям учащихся изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам семейного воспитания.

Рудина Светлана Витальевна (МБОУ ТР СОШ №2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Права детей - ответственность родителей"

Собрание проводила  для родителей МБОУ "Селенгинская средняя общеобразовательная школа" в декабре 2013 года....

доклад на родительском собрании на тему "ответственность родителей в воспитании детей"

В докладе отражены основные законы об ответственности родителей в воспитании детей,статьи законов и их содержание...

Приложение 1 к родительскому собранию "Быть родителями - ответственно"

Данное приложение пригодится при проведении собрания "Быть родителями - отвтственно"...

Сценарий родительского собрания.Тема: "Родителям о проектной деятельности" 1 класс

Тема: «Родителям о проектной деятельности»Цель: Познакомить родителей с  проектной деятельностью  и определить их роль  в создании ученического проекта....

Сценарий родительского собрания.Тема: "Родителям о проектной деятельности" 1 класс

Тема: «Родителям о проектной деятельности»Цель: Познакомить родителей с  проектной деятельностью  и определить их роль  в создании ученического проекта....