"Формирование динамического чтения младших школьников"
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он был успешным в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dinamicheskogo_chteniya.docx | 385.95 КБ |
chirkova_v.s._ksosh2.ppt | 852 КБ |
Предварительный просмотр:
Чиркова Вероника Степановна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории.
Конспект родительского собрания в начальной школе на тему: «Формирование динамического чтения младших школьников»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Задачи:
1. Способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей.
2. Показать значимость динамического чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению.
3. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
4. Развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.
5. Способствовать освоению родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.
Форма проведения: собрание-практикум.
* * *
Чтобы определить тему нашей встречи предлагаю вставить нужные слова в данные высказывания известных людей. (слайд)
«….. — вот лучшее учение»
Пушкин А.
«Люди перестают мыслить, когда перестают …...»
Дидро Д.
«…..хороших книг— это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен»
Декарт
(слайд) Тема «Ценность детского чтения как средства образования и воспитания учащихся»
Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению и проведем его в форме собрания-практикума, т.е. выполним небольшие практические задания.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он был успешным в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Потрясающе быстро читали (слайд) А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн.
Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту. О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту. Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более 200 тыс. книг (по 2 750 в год).
Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение.
Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Работу над динамическим чтением надо начинать с первой же недели пребывания ребёнка в школе.
Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому
начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.
1 практическое задание. Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.(слайд)
Варианты ответов:
1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
3. Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
4. Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
5. Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.
На самом деле все эти причины указывают на необходимость чтения.
Доказано, что (слайд) Человек воспринимает глазами 90% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
Закономерность такова: проанализировав успеваемость учеников 5-х классов, можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце 4 класса имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту.
Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.
(слайд. Демонстрация результатов чтения класса: правильность, темп, осмысленность)
Перед собранием я провела анкетирование «Чтение в моей семье». (на слайде результаты)
Как исправить положение. Существует много упражнений для развития темпа чтения, но я хочу познакомить вас с двумя.
Тренировка расширения поля зрения. 2 практическое задание.
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не поворачивая глаза постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения. Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см.
Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см. Предложите такое упражнение ребенку. Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее, основательнее и правильнее.
3 практическое задание. Таблица Шульте. Использовать много раз эту одну карточку.
В заключении я предлагаю свои рекомендации:
• Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- то моментам;
• Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
• Родители сами должны показывать пример чтения;
• Использовать маленькие родительские хитрости и поощрения.
(Родителям раздаются:
буклеты «Как вырастить читателя", список литературы о чтении, о семейном чтении).
Итак, если каждый день использовать некоторые из приемов динамического чтения, можно выйти на уровень чтения 120 слов в минуту.
Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат.
Сегодня на собрании вы увидели не все методы и приемы по обучению скорочтению. Эту творческую мастерскую вы можете пополнить своими видами работы.
Все эти предложения и пожелания, как вы поняли, направлены только на то, чтобы вы самостоятельно продолжили практику, основы которой вы получили на сегодняшнем практикуме.
Результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы будете:
Получать больше информации из прочитанных книг, журналов и газет.
Лучше запоминать прочитанное.
С одного взгляда на страницу понимать основные идеи текста.
За один вечер прочитывать легкий роман.
Увеличить словарный запас.
Усилить способность к концентрации.
Быстро и эффективно справляться с валом поступающей информации.
Удвоить или даже утроить скорость чтения.
Список использованной литературы
1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 2005
2.КларкЛ.,Изучаемскорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 2007
3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003
4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005
5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции
Приложение
Прием №1. Для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.
Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:
двумя пальцами, например, мишку и машину;
тремя пальцами: мишку, машину, мячик;
четырьмя пальцами: мишку, машину, мячик и куклу.
Прием №2.Этому также способствует так называемое упражнение «фотографирование».
« фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке -
« сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»
В 1 классе я предлагаю учащимся следующие задания.
1/Найди лишнюю букву (фотографируем):а, о, м, у, и.
2. Найти лишний слог:по, ро, но, лы, ко, со.
3. Найти лишнее слово:
река слон
речка лев
ручей мак
ручка тигр
Прием №3. Работа по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.
8 | 7 | 3 |
9 | 1 | 8 |
10 | 6 | 4 |
5 | 2 |
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. Назови буквы в алфавитном порядке
ПОБУКВЕННЫЕ ПОИСКОВЫЕ ТАБЛИЦЫ
А | Д | Ё |
З | Й | В |
М | Е | Ж |
Г | И | Л |
К | Б | Н |
Ф | Ь | Ч |
О | Р | Щ |
Ц | Х | Т |
Ш | Ъ | Ю |
Ы | П | У |
С | Э | Я |
Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Памятка
Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел или букв.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Прием №4. «Чтение – спринт»
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:
Памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Прием №5. «Чтение – разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
Памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Прием №6. Для развития оперативного поля зрения.
Развивать поле зрения – значит боковым зрением пытаться различать контуры, очертания слов, фраз, предложений.
У ученика 2 класса поле зрения должно быть до 2-3 слов, 3класса- до 3-5 слов, 4 класса- до 5-6 слов.
Строго говоря, физиологически поле зрения не поддается тренировке. Но есть возможность расширить объем воспринимаемой за одну фиксацию информации за счет периферического зрения, развить способность угадывать ее содержание по расплывчатым боковым формам. Обычно мы делаем при чтении 12-16 фиксаций на строке. После тренировки - 4-2 фиксации.
Прием №7.Упражнения для развития языковой догадки – антиципации.
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципация основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам.
Поле зрения можно определить с помощью числовой пирамиды, приведенной ниже. Найдите в верхней строчке цифру 4, не передвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа справа и слева, если хорошо видите цифры 3 и 7, то спуститесь на строчку ниже; если цифры 10 и 41 видите. неясно, но можете различить, то поле равняется 4 см. Обычно поле зрения у человека по горизонтали составляет 4-5 см. Главная задача - тренировкой увеличить его до 10 см.
Определитель поля зрения:
3 | 4 | 7 | |||||||||
10 | 5 | 41 | |||||||||
24 | 6 | 55 | |||||||||
45 | 7 | 94 | |||||||||
36 | 8 | 14 | |||||||||
87 | 10 | 79 |
1.Угадывание пропущенных гласных и согласных:
М..м.. (мама) я..о..о (яблоко) у..е..и..(ученик)
Шк..л..(школа) к..рз..н..(корзина) ..а..а..а (задача)
2. Угадывание общих окончаний сгруппированных столбиками слов.
3. Подчеркнуть первое и последнее слово каждого предложения, прочесть, пытаясь понять смысл текста.
4. Прикрыть часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать.
5. Угадать часть поговорок.
6. Угадать часть диалога.
7. Работа с решётками. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.
Антиципации
1 . Родился зай... в лесу и всё боял... .
Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти...,упадёт с дере... ком снега - у зайчи...душа в пят... .
Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .
- Нико... я не бою...!- крик... он навесь лес. - Вот не бою... нисколь..., и всё тут!
2. Лоси.
НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях.В.Карасёва
Ёжик.
… Сидит Коля Зайцев возле ПНКЬЕА, собирает ЯДОГЫ.
Вдруг совсем рядом, в КТАСУХ, зашуршал кто-то. Коля РДИВНУАЗЛ кусты да как ЗКАИРЧИТ:
– Смотрите, кого я НШАЁЛ!
– Это ЁИЖК, – сказала Мария Ивановна. – Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, ПЖСИОАКЬ!( Г. Скребицкий)
4.БЕЛКА И ВОЛК.
БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ.
БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ:
– ПСУТИ МНЕЯ.
ВЛОК СЗАКАЛ:
– ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ.
БЛЕКА САЗАКЛА:
– ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА:
– ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ.
Л. Толстой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтение — вот лучшее учение.» Пушкин А. « Люди перестают мыслить, когда перестают читать . » Дидро Д. « Чтение хороших книг— это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен.» Декарт
Тема: «Формирование динамического чтения младших школьников»
Для чего необходимо читать Чтение содействует успешному освоению грамотного письма; Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение; Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально; Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта; Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастет– в 32 раза. Утверждается , что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
Таблицы Шульте 10 4 28 9 14 20 24 18 1 5 13 8 30 25 11 2 22 15 27 17 26 6 12 3 21 16 23 19 29 7
Рекомендации Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- то моментам; Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы; Родители сами должны показывать пример чтения; Использовать маленькие родительские хитрости и поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...
Формирование навыка чтения младших школьников
Формирование навыка чтения младших школьников...
Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".
Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...
Особенности формирования навыка чтения младших школьников
Статья на тему :Особенности формирования навыка чтения младших школьников....
Системно-деятельностный подход в процессе формирования навыков чтения младших школьников.
Из опыта работы....
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...
Формирование навыка чтения младших школьников
Обучение чтению, методы и приёмы формирования навыка чтения, особенности формирования навыка чтения у учащихся младших классов....