Конвенция о правах ребенка
консультация (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конвенция о правах ребенка
Каждый ребенок имеет право ...
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка.
Конвенция — это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Конвенция принята 20 ноября 1989 года.
На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции.
СТАТЬЯ 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА.
Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком
и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.
СТАТЬЯ 2.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ.
Каждый ребенок, независимо от расы, пола, языка, религии, достатка и социального
происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто
не должен подвергаться дискриминации.
СТАТЬЯ 3.
НАИЛУЧШЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА.Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять им особую защиту и заботу.
СТАТЬЯ 4.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ.
Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной Конвенцией.
СТАТЬЯ 5.
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.
СТАТЬЯ 6.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ, ВЫЖИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ.
Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание
и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный,
социальный и культурный уровень.
СТАТЬЯ 7.
ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО.
Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
СТАТЬЯ 8.
СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.
СТАТЬЯ 9.
РАЗЛУЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Ребёнок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это отвечает его интересам. Ребёнок, который не живёт с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно. Если в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей, кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку.
СТАТЬЯ 10.
ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ.
Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения.
СТАТЬЯ 11.
НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ.
Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.
СТАТЬЯ 12.
ВЗГЛЯДЫ РЕБЕНКА.
Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или администрационном заседании.
СТАТЬЯ 13.
СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать
информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает
государственную безопасность и общественный порядок.
СТАТЬЯ 14.
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ.
Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.
СТАТЬЯ 15.
СВОБОДА АССОЦИАЦИИ.
Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не нарушает
общественную безопасность и порядок.
СТАТЬЯ 16.
ЗАЩИТА ПРАВ НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ.
Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.
СТАТЬЯ 17.
ДОСТУП .К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ.
Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.
СТАТЬЯ 18.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ.
Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.
СТАТЬЯ 19.
ЗАЩИТА ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ И НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ.
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
СТАТЬЯ 20.
ЗАЩИТА РЕБЕНКА, ЛИШЕННОГО СЕМЬИ.
Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру.
СТАТЬЯ 21.
УСЫНОВЛЕНИЕ.
Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно
соблюдались его интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться одинаковые правила, гарантии и нормы.
СТАТЬЯ 22.
ДЕТИ-БЕЖЕНЦЫ.
Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.
СТАТЬЯ 23.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ.
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право
на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку
возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.
СТАТЬЯ 24.
ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.
СТАТЬЯ 25.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПОПЕЧЕНИИ.
Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.
СТАТЬЯ 26.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.
СТАТЬЯ 27.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ.
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
СТАТЬЯ 28.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть
обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.
СТАТЬЯ 29.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания, мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.
СТАТЬЯ 30.
ДЕТИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К МЕНЬШИНСТВАМ И КОРЕННОМУ НАСЕЛЕНИЮ.
Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию.
СТАТЬЯ 31.
ОТДЫХ, ДОСУГ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ.
Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
СТАТЬЯ 32.
ДЕТСКИЙ ТРУД.
Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.
СТАТЬЯ 33.
НЕЗАКОННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.
СТАТЬЯ 34.
СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.
СТАТЬЯ 35.
ТОРГОВЛЯ, КОНТРАБАНДА И ПОХИЩЕНИЕ.
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.
СТАТЬЯ 36.
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.
СТАТЬЯ 37.
ПЫТКИ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ.
Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому
обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.
СТАТЬЯ 38.
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.
СТАТЬЯ 39.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ УХОД.
Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.
СТАТЬЯ 40.
ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.
СТАТЬЯ 41.
ПРИМЕНЕНИЕ НАИВЫСШИХ НОРМ.
Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
СТАТЬЯ 42.
СОБЛЮДЕНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ.
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
СТАТЬИ 42-54
Касаются того, как взрослые и государства должны сообща обеспечивать все права детей.
Полный текст Конвенции о правах ребенка можно найти на веб-сайте Детского фонда ООН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках
Данная презентация может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время, а также для показа родителям на родительских собраниях....
Конвенция о правах ребенка
Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка"
Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию в начальных классах по теме "Конвенция о правах ребенка"...
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...
Я - ребенок, я имею право. (Конвенция о правах ребенка)
Конвенция о правах ребенка...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Классный час имеет целью обобщить знания об основных правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к прав...