РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
консультация
Консультации и рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о развитии мелкой моторики ребенка | 32.87 КБ |
зачем нужны пальчиковые игры | 14.79 КБ |
о развитии графомоторных навыков у ребенка с ТМНР | 14.64 КБ |
развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ.»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
Цель: Коррекция речи через развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Задачи:
- развивать мелкую моторику через пальчиковые игры.
- повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики.
У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно, поэтому цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Поэтому особенно важно развивать мелкую моторику у детей ОВЗ. Предлагаю вам ряд пальчиковых игр, которые будут этому способствовать.
Апельсин
Мы делили апельсин | (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) |
Много нас – а он – один | |
Эта долька – для ежа | (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) |
Эта долька – для чижа | |
Эта долька – для котят | |
Эта долька - для утят | |
Эта долька - для бобра | |
А для волка – кожура | (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) |
Гости
К Кате гости прибежали, | (бежим пальчиками по столу или по полу) |
Все друг другу руки жали. | |
(соединяем большой и указательные пальчики) | |
Здравствуй Жанна, | (большой и средний) |
Рад Серёжа, | (большой и безымянный) |
Рад Снежан | (большой и мизинец) |
Не хотите ль пирожок? | (ладошки складываем вместе) |
Может коржик? | (показываем 2 открытые ладошки) |
Иль рожок? | (2 кулачка ставим друг на дружку) |
Вот драже вам на дорожку | (пальчиком тычем в открытую ладошку) |
Вы берите понемножку | (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) |
Все стряхнули быстро крошки | |
И захлопали в ладошки! | |
Дом | |
Стук -стук- постук, | |
Раздается где то стук. | |
Молоточки стучат, | |
Строят домик для зайчат - | |
Вот с такою крышей, | (ладошки над головой) |
Вот с такими стенами, | (ладошки около щёчек) |
Вот с такими окнами, | (ладошки перед лицом) |
Вот с такою дверью, | (одна ладошка перед лицом) |
И вот с таким замком! | (сцепили ручки) |
Домик | |
Я гуляю во дворе | ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) |
Вижу домик на горе | ( ритмичные хлопки ладошками) |
Я по лесенке взберусь | ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) |
И в окошко постучусь. | (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой) |
Тук, тук, тук, тук! |
Ёжик | (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) |
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? | (малыш катает ёжика ладошками) |
Надо бельчонку сшить распашонку | (малыш катает ёжика по животику) |
Шалуну зайчишке починить штанишки | (катаем по ножкам) |
Фыркнул ёжик – отойдите И не плачьте, не просите | (катаем по полу) |
Если дам иголки - съедят меня волки!!! | (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку) |
Замок | |
На двери висит замок | (руки в замке) |
Кто его открыть бы смог? | (пальчики тянем, не разжимая) |
Потянули, | (потянули) |
Покрутили, | (вращаем руки) |
Постучали | (стучим основанием ладоней) |
И – открыли! | (руки разжимаются) |
Капуста | |
Мы капусту рубим, рубим | (ладошками рубим) |
Мы капусту трём, трём | (кулачки трут друг друга) |
Мы капусту солим, солим | (солим щепоткой) |
Мы капусту мнём, мнём | (пальчики сжимаем и разжимаем) |
В баночку кладём и пробуем. |
Комар | |
Летит муха вокруг уха, жжж | (водим пальчиком вокруг уха) |
Летят осы вокруг носа, сссс | (водим пальчиком вокруг носа) |
Летит комар, на лоб - оп | (пальчиком дотрагиваемся до лба) |
А мы его - хлоп | (ладошкой до лба) |
И к уху, зззз | (зажимаем кулачок, подносим его к уху) |
Отпустим комара? Отпустим! | (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку) |
Котик | |
Котик лапкой умывается | (выполнять действия по смыслу) |
Видно, в гости собирается | |
Вымыл носик. | |
Вымыл ротик. | |
Вымыл ухо. | |
Вытер сухо. |
Котёнок | |
Шёл один я по дорожке, | (показываем один пальчик) |
Шли со мной мои две ножки, | (показывает два пальчика) |
Вдруг на встречу три мышонка, | (показываем три пальчика) |
Ой, мы видели котенка! | (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) |
У него четыре лапки, | (показываем четыре пальчика) |
На лапках - острые царапки, | (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) |
Один, два, три, четыре, пять, | (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) |
Нужно быстро убегать ! | (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности) |
Курочка | |
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать | (хлопаем ручками по коленкам) |
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки | (идём пальчиками) |
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! | (грозим пальчиком) |
Лапками гребите, | (загребаем ручками), |
Зёрнышки ищите. | (клюём пальчиками зёрнышки) |
Съели толстого жука, дождевого червяка | (показываем ручками, какой толстый жук) |
Выпили водицы полное корытце | (показываем, как черпаем воду и пьём). |
Ладошки | |
Ладошки вверх, | |
Ладошки вниз, | |
А теперь их на бочок | |
И зажали в кулачок. |
Листья | |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. | (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик | (шаркаем ладонью об ладонь) |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат | |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. | (шаркаем ножками) |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат | |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. | (указательные пальцы шаркают друг об друга). |
Лужок | |
На лужок пришли зайчата, | (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки) |
Медвежата, барсучата, | (при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно) |
Лягушата и енот. | |
На зелёный на лужок | |
Приходи и ты, дружок! | (помахать ладонями) |
Моя семья | |
Этот пальчик – дедушка | (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого) |
Этот пальчик – бабушка | |
Этот пальчик – папочка | |
Этот пальчик – мамочка | |
Этот пальчик – я | |
Вот и вся моя семья! | (вращаем разжатой ладошкой) |
Прогулка | |
Раз, два, три, четыре, пять | (загибаем пальчики) |
Мы во двор пошли гулять | (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) |
Бабу снежную слепили | (катаем ручками "комок") |
Птичек крошками кормили | ("кормим птичек") |
С горки мы потом катались | (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А ещё в снегу валялись | (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) |
Все в снегу домой пришли | (отряхиваем ладошки) |
Суп поели, | ("едим суп"), |
Спать легли | (ладошки под щечку) |
Пчёлы | |
Вот улей, | (показываем кулачок) |
Здесь живут пчелы. | |
Вот они показались из домика, | (поочередно отгибаем пальчики) |
Одна, две, три, четыре, пять! | |
З-з-з-з-з-з..... | (щекочем ребенка) |
Рыбка | |
Рыбка в озере живёт | |
Рыбка в озере плывёт | (ладошки соединены и делают плавные движения) |
Хвостиком ударит вдруг | (ладошки разъединить и ударить по коленкам) |
И услышим мы – плюх, плюх! | (ладошки соединить у основания и так похлопать) |
Снежок | |
Раз, два, три, четыре, | (загибать пальчики) |
Мы с тобой снежок слепили | (лепить, меняя положение ладоней) |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | (показывают круг, гладят ладони друг о друга) |
Раз – подбросим, | ("подбросить",посмотреть вверх) |
Два – поймаем. | ("ловят", приседают) |
Три – уроним | (встают, "роняют") |
И … сломаем! | (топают) |
Солнышко | |
Утром солнышко встаёт выше, выше, | (руки высоко вверх) |
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. | (руки вниз) |
Хорошо-хорошо солнышку живётся, | (делаем ручками фонарики) |
И нам вместе с солнышком весело живётся | (хлопаем в ладоши) |
Счёт | |
Один, два, три, четыре, пять - | |
Вышли пальчики гулять. | (разжимаем поочередно пальчики из кулачка) |
Один, два, три, четыре, пять - | |
В домик спрятались опять! | (зажимаем пальчики в кулачок) |
Таким образом, регулярное выполнение пальчиковых игр помогает: устранить скованность движений, развить мелкую моторику пальцев рук, подготовить ребёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают также игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с карандашами.
Использованная литература:
1.Интернет –ресурсы.
2. «Пальчиковые игры», УИД «Карманная книжечка», Касаткина Е.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
« Зачем нужны пальчиковые игры?»
В последнее время популярность пальчиковых игр заметно выросла. Подобные игры — не новомодное увлечение. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры — замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым ребенком. Но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождается подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение. Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. п. Позже ребенок будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.
Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим тексту. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Взрослому, который играет с ребенком, желательно знать текст игр наизусть. Но, если на это нет времени, прочтите стихотворение, чтобы представить себе его содержание, разберите движения и первое время играйте с ребенком. Подсматривая книгу. Уверяю вас, текст, подкрепленный действием, запомнится очень быстро.
Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребенка — это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребенка еще не слишком хорошо с координированны, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры — это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Внимание
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
Воображение
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.
Как играть
Сначала попробуйте устроить «пальчиковый театр», в котором ребенок просто зритель: рассказывайте небольшие сказки, подкрепляя слова соответствующими движениями. Очень скоро ребенок захочет повторять движения вместе с вами. Обязательно дождитесь этого момента. Помните, что все дети разные. Одни тут же включаются в игру, другие будут только созерцать, а потом вдруг начнут складывать пальчики или произносить стихотворные фразы.
Не добивайтесь произнесения стихотворения вместе с движением. Ребенку это тяжеловато. Вполне достаточно того, что ребенок стремится повторить тот или иной жест.
Поначалу не все движения получаются хорошо. Обычно это беспокоит родителей, но не самого ребенка. Он выполняет, как может. Не торопитесь поправлять его. Просто показывайте движение сами снова и снова, а ребенок со временем обязательно будет стремиться «усовершенствовать» свои действия.
Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди к врачу, долгая поездка на машине и т. п. Это замечательная возможность плодотворного общения с ребенком.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию у детей с ОВЗ графомоторных навыков в повседневной жизни.
- Играя или занимаясь с ребёнком, будьте терпеливы! Не забывайте, что многие действия он только осваивает. Для того, чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе.
- Будьте изобретательны: постарайтесь придумать игровые ситуации. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка достигается многократным его повторением. Все упражнения следует использовать по принципу последовательности (от простого к сложному). Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
- Тренируем руки на прогулке, дома … На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом.
- Поощряйте стремление ребѐнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Дайте ребенку возможность поиграть с галькой, побросать камушки, пособирать камушки в емкость с узким горлышком.
- Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке.
Таким образом, игры с игрушками помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.
- На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывание начинки и лепка пельменей, вареников. Научите ребенка закручивать и откручивать крышки.
Успехов вам!
Использованная литература:
1. Л. М. Лапшина, В.А. Левченко. Учебное издание: Методические рекомендации.
« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»// Издательство ЧГПУ.2014.-г.Челябинск.
2. Н.Г.Агаркова, Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №4. – 20 с.
3. Н.Г.Агаркова, Русская графика:книга для учителя– М.: Дрофа, 1997.
4. Т.П.Буцыкина, Г.М. Вартапетова. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. –2005. – № 3. – С. 13–16.
5. Н. В. Гатанова, Развиваю мелкую моторику / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина.– СПб.: Издательство «Питер», 2000. –19 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности школьника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
Но в работе со школьниками приходится сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Что такое графомоторика?
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Основные стадии развития графомоторных навыков.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет: умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки); переворачивать странице в книге (по одной); держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке; строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет: ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое; лепить из пластилина; складывать из бумаги простейшие фигурки; нанизывать большие бусы; правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
умение вязать узелки;
самостоятельно заправлять постель;
рисовать фломастерами, мелками;
обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
застегивать молнии на куртке;
самостоятельно завязать шнурки;
уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР.
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.
Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.
Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:
- неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
- быстрая утомляемость;
- отклонения в двигательной сфере;
- скованность и напряженность мышц при движении;
- гипо- или гипертонус мышц.
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.
На первом этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.
На втором этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.
На третьем этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ.
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.
Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:
- Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
- формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
- развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
- обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
- обучение шнуровке.
- Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
- Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
- Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
- Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
- Совершенствование графических навыков.
Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР.
Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.
Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.
Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.
Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.
Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков.
Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.
Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:
- «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
- «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
- «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).
Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.
В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.
Использованные источники:
Интернет-ресурсы: https://logopedprofiportal.ru/blog/874994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...