Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
статья (2 класс)
Ученик и преемник Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьев,выделил несколько признаков ведущей деятельности в развитии ребенка.Они заключаются в том, что в момент возникновения ведущей деятельности происходит ее дифференциация, в которой формируются и развиваются некоторые психические функции, присущие данному возрасту .От этого зависят изменения самой личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
Ученик и преемник Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьев,выделил несколько признаков ведущей деятельности в развитии ребенка.Они заключаются в том, что в момент возникновения ведущей деятельности происходит ее дифференциация, в которой формируются и развиваются некоторые психические функции, присущие данному возрасту .От этого зависят изменения самой личности. Например, в процессе игры маленький ребенок усваивает нормы поведения взрослых людей и транслирует копию посредством игровой ситуации. Надо сказать, что не всякая игровая ситуация становится ведущей деятельностью. Конечно, ребенок взаимодействует со многими взрослыми и детьми, и каждый из них способен оказать влияние на становление психических процессов и формировании ведущей деятельности. Учеными определено, что каждый возраст дает ребенку новые возможности в развитии, например, период младенчества характеризуется непосредственным общением и глубоким эмоциональным контактом с матерью, отцом, любящими членами семьи. Недостаток данного вида общения приводит к «эффекту госпитализма» (впервые этот термин ввел в употребление психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году). Манипуляции с предметами доступны уже в раннем возрасте; игры со сверстниками -необходимая составляющая дошкольного возраста; учебная деятельность формируется в младшем школьном возрасте, интимно-личностное общение начинается в подростковом возрасте, ну и старший школьный возраст характеризуется подготовкой к выбору профессии, осознанием себя гражданином данного общества. Можно сделать вывод, что общение со взрослыми играет непосредственно формирующую роль становления психических процессов и в частности формировании ведущей деятельности, желанием расширять круг общения и взаимодействия с другими взрослыми и детьми. По словам таких ученых как Божович Л.И, Эльконин Д.Б, Давыдов В.В. собственная коммуникативная и предметно- манипулятивная деятельность появляется на рубеже 6-7 лет, но сохраняется необходимость плотного взаимодействия и сотрудничества со значимыми взрослыми. Лишь к 10-11 годам у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к своим сверстникам. Драгунова Т.В., Захарова А.В. делают вывод, что в этом возрасте формирующиеся способности выстраивания продуктивного общения со сверстниками происходит в зависимости от различных задач и требований. Дети учатся ориентироваться в особенностях других людей, качествах других людей. Учатся сознательно соглашаться или нет с теми нормами поведения и взаимодействия, которые существуют в данном социуме, принимать или отказываться от предлагаемой роли .В такие моменты у детей закладываются и формируются основы самосознания, самооценки , самопознания. Как я понимаю, любая деятельность имеет сложную структуру. Деятельность всегда подчинена какой -либо цели и имеет свою мотивацию. Таким образом, делаем вывод, что главным фактором деятельности является мотив, то есть побуждение к действию. Это сложное психическое образование, которое должен сформировать сам ребенок. Потребность в чем –либо формирует мотивацию. Удовлетворение потребностей может проходить различными способами и с помощью разных предметов. Психологи выделяют шесть стадий формирования мотивации. Первая стадия, когда ребенок ощущает нехватку чего-либо и это приводит к формированию второй стадии- поиска путей удовлетворения своей потребности. В данном случае потребность побуждает и направляет деятельность ребенка .Третья стадия говорит о фиксации средств удовлетворения потребности. На четвертой стадии ребенок удовлетворяет свои потребности и далее получает награду , а вот шестая стадия говорит о том, что, если ребенок получил удовлетворение своей потребности, то дальше он прекращает какие –либо действия до очередного появления потребности или же , в случае неудовлетворения (частичного удовлетворения), возникает мотивация продолжить изыскания. Таким образом , взрослый человек должен формировать в ребенке деятельность, в ходе которой будут реализовываться потребности данного субъекта. Можно сказать, что наличие потребности побуждает и направляет деятельность. Здесь необходимо сказать о наличии внешнего и внутреннего плана действий. Выготский Л.С. в свое время писал, что всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека. Психические функции или процессы - это внутренние действия, и в теории развития высших психических функций Л.С. Выготского прослеживается путь их становления: от внешнего к внутреннему. Внешний план действий- это приобщение к миру вещей, их функционалу. Дети, способы действия ,перенимают посредством наблюдения, подражания другим людям. В этот момент происходит интериоризация, т.е перевод присвоенных действий во внутренний план. Снова обратимся к высказыванию Л.С.Выготского, который писал, что «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». С.Л.Рубинштейн утверждал, что основной закон психики, это процесс созревания и развития в процессе обучения и воспитания , достигая внутренних противоречий между уровнем развития и основным содержанием. Деятельность и психика тесно взаимосвязаны, что дает возможность анализировать психику через человеческую деятельность. Еще одно утверждение С.Л.Рубинштейна , это понятие возраста.«Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития». Возрастные особенности различных форм психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. С.Л.Рубинштейн обращал внимание на то, что действительный процесс психического развития субъекта является сугубо индивидуальным процессом.
Снова вернемся к исследованиям А.Н.Леонтьева на тему ведущей деятельности. Он рассматривал ее как критерий периодизации психического развития и показатель психологического возраста ребенка. От того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие ребенка, зависит содержание и форма ведущей деятельности. Ведущие типы деятельности имеют свойство меняться, но этот процесс может быть длительным и связан с возникновением новых мотивов , которые формируются внутри деятельности. Они побуждают ребенка к изменению положения в системе взаимодействия с окружающим миром. Собственная активная деятельность является основным условием психического развития ребенка. Леонтьев А.Н. подчеркивал, что присвоение ребенком достижений предыдущих поколений является главным специфическим процессом , который характеризует психическое развитие ребенка. Формирование личности ребенка происходит в активной мотивированной деятельности, которая присуща на данном этапе онтогенеза. Можно сделать вывод, что одни виды деятельности играют в развитии главную роль , другие - подчиненную. Успех ведущей деятельности зависит от организации ее в самом комплексе разнообразных видов деятельности. Поэтому большое значение играет определение уровня функционирования психических процессов, чтобы выявить ведущий тип деятельности и путь ее организации. Основной смысл заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека. В связи с этим следует отметить, что в детских образовательных учреждениях до сих пор широко применяются методы словесного воспитания и обучения. Воспитание через сознание - это необходимый процесс , но в современных реалиях такой приводит к нравственному формализму, в обучении к формальному усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал, что потребность в общении одна из основных социальных потребностей человека, способная возникать и развиваться , но в случае согласованных действий при формировании собственной деятельности ребенка и закладывании нравственных норм в сознание. Анализ практики воспитания показывает, что данная потребность ребенка очень часто не удовлетворена и, значит, не получает дальнейшего развития в силу отсутствия необходимых условий. Существующая глубокая неудовлетворенность у многих детей и школьников в неформальном личностном общении со взрослыми, приводит к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности. Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. Снова обратимся к высказываниям Л.С. Выготского, который писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения, а идут вслед за ними, создавая зону ближайшего развития. То есть необходимо ориентироваться не на «вчерашний день», а на «завтрашний». Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. К этому шагу ребенок уже готов и ему нужен небольшой толчок , чтобы сделать первый шаг. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Но, может создаться такая ситуация, когда ребенок не сможет справиться даже с помощью взрослого. В этом случае задача находится вне зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта здесь не будет. Это можно рассматривать как «натаскивание» на выполнение тех или иных задач. Представление о взаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обучения противопоставлено положению, что развитие - это созревание, а обучение должно надстраиваться над созреванием (Ж. Пиаже, К. Бюлер, Э. Торндайк). Не только для психологической, но и для педагогической практики имеет значение решение вопроса о соотношении обучения и развития. По словам С.Л. Рубинштейна - каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития, точно так же каждая концепция психического развития заключает в себе и определенную теорию обучения. Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. Отечественные психологи высказывают такую точку зрения, что учение, это сугубо индивидуальный процесс усвоения материала или опыта , которое в процессе усвоения превращается в личностное достояние каждого. С.Л.Рубинштей говорил , что это своеобразное преломление каждым ребенком «внешних условий через внутренние»,А.Н Леонтьев – личностное «присвоение знаний, умений» , при котором задаваемое типовыми программами содержание преобразуется на основе индивидуальных особенностей и индивидуального опыта ребенка, его отношения к знаниям и учению вообще, умений их освоить и т.п. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межличностных отношений. Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания. Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей - из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.
И эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка"
Родительское собрание "Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка" 2 класс. Методическая разработка и презентация....
О роли подвижных игр в развитии ребенка в группах продленного дня
Роль подвижных игр в ГПД...
Родительское собрание на тему: "Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка"
Цель: познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся, развивать интерес у родителей к формированию у детей желания читать....
РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА или ШАЛИТЕ БОЛЬШЕ!
Достаточно ли времени мы уделяем своим детям? И насколько эмоционально насыщено то время которое мы им посвящаем! Трудно переоценить роль подвижных совместных игр родителей со своими детьми как средст...
Значение игры для психического развития ребенка.
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка. ...
Статья на тему : "Роль общения в психическом развитии ребёнка".
Данная статья поможет оценить вклад общения в психическое развитие ребёнка....
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ) К 4 годам
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ) К 4 годам...