Родительское собрание "Растить гражданина"
консультация

Михалёва Татьяна Николаевна

Родительское собрание "Растить гражданина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastit_grazhdanina.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания

«Растить гражданина»

Цели:

  • расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;
  • познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Задачи:

1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье; повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу патриотического воспитания младших школьников.

2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей.

3. Формировать нравственную культуру семьи.

Ход собрания.

На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:

  • Спокойная обстановка
  • Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота
  • Заранее приготовить предложения
  • Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
  • Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга по плечу и т.п.)

Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» - «Растить гражданина», его цели.

Вступление:

-Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня наше собрание посвящено теме, содержание которой было высказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего начинается Родина» (чтение учителем).

Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Актуализация темы.

С родителями было проведено анкетирование (Приложение 2).

Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.

Мотивация родителей.

- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?

Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.д.

Родительский всеобуч.

Первая ступень формирования патриотизма - формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота». Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы родителям по патриотическому воспитанию детей:

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!

3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.

6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!

У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц». В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:

На одной из планет Маленький принц спросил:

- А где люди?

- Их нет. Они летают, у них нет корней.

Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.

Вторая ступень патриотизма – это через воспитание любви к Малой Родине – ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

- С чего начинается Родина для взрослых и детей?

- Может ли человек жить без Родины?

-Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?

Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле.

(На доске нарисовано солнце и на нем написано «Патриот, кто он?»). Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их.

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Знает государственную символику
  7. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Патриотами не рождаются, ими становятся.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.

Любовь и слава, небес простор,

Орёл двуглавый и триколор.

На самой лучшей из всех планет

Народ могучий и Президент!

Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!

Четвертая ступень - война

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Подборка книг для детей о ВОВ (Воронкова Л. «Девочка из города» Голявкин В. «Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А. «Последние холода» Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б. «До свидания, мальчики!» Богомолов В. «Иван», «Зося» Ильина Е. «Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына» Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Сухова А. «Дети войны). Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на которой пролито много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость русского воина, его самоотверженность и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за Родину в боюНечеловеческое напряжение переносили люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома, слова любви матерей и жен, память о детях.

Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»

Я горжусь своим современником

И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане.

Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности.

К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.

Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!

Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!

Моя Родина! Моя Россия!

Работа в группах.

Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.

1 задание.

Учитель: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок «галочка». На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 3)

2 задание.

Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?». (Приложение 4)

2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в школе, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы.

3 задание.

В развитии и воспитании младших школьников значительное место занимают родители.

Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными.

На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный вариант). (Приложение 5)

Рассматривание, обсуждение и принятие плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. (Приложение 6)

Решение собрания (в виде рекомендаций):

1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы организации работы в программу внеурочной деятельности класса.

2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.

3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.

Рефлексия.

- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.

(Родители пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило).

Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, которого будут любить.

Список литературы

  1. Н,И.Дереклеева. Новые родительские собрания.-Москва, «ВАКО», 2006г.
  2. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011 г.,
  3. Метенова Н.М. Родительские собрания. Методическое пособие. – Ярославль, 2008 г.,
  4. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
  5. Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1986г

Приложение 2.

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
    __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?
    _____________________________________________________________
  3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
  4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке
  7. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?

Приложение 3.

1.Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

2.Патриотизм – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни. 

3.Патриотизм – уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.

4.Патриотизм – делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников. 

5.Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

6.Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

7.То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. 

Приложение 4.

Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?

Если да, то как?

Как должно быть?

Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано

Что я делаю? (обмен опытом)

Приложение 5

Памятка для родителей

1.    Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2.    Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3.    Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком в музеи, краеведческий и боевой славы.

5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своей станицы.

7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

9.    Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. Д. 
10.    Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Приложение 6.

План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.

Поход в краеведческий музей

Поход в музей боевой славы

Совместный просмотр фильма о Великой Отечественной войне

Составление словаря патриотических слов

Семейный конкурс на знание государственной символики

Вырезки из газет и новостей о патриотических подвигах и поступках простых людей

Совместное семейное чтение литературного произведения патриотической направленности

Составление календаря семейных дат

Семейный архив

Копилка добрых дел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

родительское собрание в начальной школе "Растить гражданина"

Родительское собрание на тему патриотического воспитания "Растить гражданина"...

родительское собрание в начальной школе "Растить гражданина"

Родительское собрание на тему патриотического воспитания "Растить гражданина"...

Родительское собрание "Я - гражданин России"

Темы для обсуждения: •нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине; •обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся;•с чем необходимо бороться родителям, вос...

Родительский лекторий по теме Надо ли изучать модуль ОПК («Основы православной культуры») по ОРКСэ гражданину РФ

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребёнок вырос честным, добрым, справедливым, вырос счастливым. Но вы наверно согласитесь, что это становится всё труднее сделать и на это есть причины. Почем...